ЦБ и Минфин нашли способ разблокировать активы россиян: почему он может не сработать
Что предлагают Минфин и ЦБ
Минфин и ЦБ разработали механизм разблокировки активов российских инвесторов, замороженных за рубежом, через их обмен на активы иностранцев, заблокированные в России. Об этом 22 августа Владимиру Путину доложил министр финансов Антон Силуанов. Он оценил объем заблокированных средств в 1,5 трлн рублей у 3,5 млн россиян, добавив, что на первом этапе планируется разблокировать порядка 100 млрд рублей. ЦБ в ноябре прошлого года оценивал общий объем заблокированных российских активов в 5,7 трлн рублей, 20% из которых приходилось на активы розничных инвесторов.
Активы российских инвесторов за рубежом оказались фактически заблокированы больше года назад, после того как были введены первые санкции в ответ на «спецоперацию»* и остановилось взаимодействие Национального расчетного депозитария и европейских Euroclear (Бельгия) и Clearstream (Люксембург). Санкции в отношении Национального расчетного депозитария (НРД) эту ситуацию зафиксировали. С тех пор инвесторы пытаются разблокировать свои активы, однако до сих пор известно лишь о единичных разрешениях на вывод активов частных инвесторов, которые выдало казначейство Бельгии.
При этом активы иностранных инвесторов в России в марте прошлого года также оказались заморожены на счетах типа «С», куда зачисляются и положенные к выплате иностранным акционерам дивиденды. Выводить деньги оттуда нельзя, а использовать можно только для ограниченного набора целей — например, на покупку ОФЗ. Именно деньги на счетах «С», как объяснил ЦБ, и планируется использовать, чтобы выкупить у россиян замороженные ценные бумаги.
«На начальном этапе будут созданы условия для разблокировки активов в первую очередь розничным инвесторам: заинтересованным иностранным инвесторам будет предоставлена возможность приобрести у российских инвесторов соответствующие заблокированные иностранные ценные бумаги за счет денежных средств, находящихся на счетах типа «С», — пояснили в пресс-службе ЦБ. Они отметили, что участие в обмене для российских и иностранных инвесторов будет добровольным.
Примерный объем средств на счетах типа «С» Банк России оценивал в конце прошлого года — на начало ноября 2022-го он превышал 280 млрд рублей. В апреле этого года замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что объем активов на счетах «С» сопоставим с объемом российских активов, заблокированных за рубежом.
Бельгийский депозитарий Euroclear в отчете за 2022 год сообщал, что в России на счетах типа «С» у него находится 188,5 млрд рублей. Люксембургский депозитарий Clearstream в своем отчете указывал сумму €134 млн на всех счетах в НРД, и эти деньги были полностью списаны.
Разморозка активов по сценарию Минфина и ЦБ экономически целесообразна, поскольку многие западные инвесторы и фонды списали вложения в российские активы, вернуть хотя бы часть из них имеет смысл, пишет в аналитической записке директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой.
Санкционные ограничения
Из заявления Антона Силуанова и последовавшего комментария ЦБ непонятно, велись ли какие-либо переговоры о новой схеме разблокировки с зарубежными регуляторами. При этом указа президента, изданного в одностороннем порядке, будет недостаточно для того, чтобы российские и иностранные инвесторы могли совершить обмен, говорит адвокат коллегии адвокатов Pen&Paper Роман Кузьмин.
«В одностороннем порядке ни указом президента, ни любым иным российским нормативно-правовым актом разблокировать такие ценные бумаги нельзя, это прерогатива европейского регулятора. Переход прав на иностранные ценные бумаги без разрешения регулятора будет нарушать санкционный запрет», — говорит он.
Financial Times со ссылкой на источники среди западных чиновников сообщила, что никаких переговоров о потенциальном обмене активов не ведется. При этом источники отметили, что любое потенциальное соглашение будет осложняться юридическими вопросами и требованиями, которые предъявляются западным инвесторам при реализации активов в России. Forbes направил запрос в казначейство Бельгии.
В принципе сделки с россиянами иностранным инвесторам не запрещены, но их трудно реализовать из-за санкционных ограничений, говорит заместитель директора юридического департамента инвестиционного банка «Синара» Елена Рязанова. «Бумаги надо будет списать в Euroclear или Clearstream со счета санкционного лица — НРД. Я уверена, что оба европейских депозитария не будут проводить эти операции, пока не получат разъяснения от своих регуляторов. Как показывает практика, регуляторы дают эти разъяснения крайне неохотно и долго», — говорит она.
Если найдутся заинтересованные иностранные инвесторы, им придется получать множество всевозможных разрешений и согласований, соглашается юрист NSP Глеб Бойко. «Иногда будет достаточно получить разрешение у одного регулятора, в некоторых же случаях потребуется несколько разрешений. Учитывая загруженность компетентных органов иностранных юрисдикций, полагаем, что необходимые согласования могут занимать достаточно много времени (в том числе шесть месяцев и более)», — говорит Бойко.
Кроме того, бюрократические сложности с разблокировкой будут и в России, допускает Елена Рязанова. По действующему законодательству, на сделку с «недружественным» нерезидентом с использованием средств со счета «С» нужно разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Рязанова допускает, что в итоговой версии указа президента или подзаконных актов механизм будет отличаться, однако пока его детали ни Минфин, ни ЦБ не раскрывают.
Поменяться местами
С техническими деталями обмена активами тоже много неясностей. С одной стороны, вся информация как о заблокированных за рубежом активах, так и о суммах на счетах «С» есть у российской стороны. Поэтому для перехода прав достаточно лишь сделать соответствующие записи по счету, говорит Роман Кузьмин из Pen&Paper.
С другой стороны, в результате такого обмена у иностранных инвесторов появляются все шансы оказаться на месте российских.
«В случае с российским инвестором примерное понимание имеется — он получит российские рубли, которые учитываются российской инфраструктурой, и их перемещение не будет ограничено технически. Совершенно иначе обстоят дела с иностранными инвесторами, которые взамен получат иностранные ценные бумаги, которые по-прежнему учитываются через НРД и остаются заблокированными. По сути, иностранный инвестор встанет на место российского с аналогичным набором проблем в виде необходимости получения специального разрешения европейского регулятора», — говорит адвокат.
Он считает, что пока нет договоренности с европейскими регуляторами (например, об упрощенной разблокировке бумаг), обмен заблокированными активами не найдет большого отклика у иностранных инвесторов.
Елена Рязанова также оценивает перспективы обмена как туманные. По ее словам, сначала нужно понять, какой будет реакция европейских регуляторов и что именно будет записано в российском указе.
«Сейчас баланс заблокированных активов не в пользу России. Я не исключаю, что иностранцам предложат выкупать бумаги у российских инвесторов с дисконтом. Кроме того, если на эти сделки по-прежнему надо будет получать разрешение правительственной комиссии, иностранцам надо будет еще и взнос в бюджет уплатить. Это сделает условия сделки для них не очень выгодными», — резюмирует она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.