Акции потребительских компаний в июле росли быстрее других: почему так произошло
Индекс потребительского сектора Мосбиржи в июле вырос больше всех других отраслевых индексов — он прибавил 19%. На втором месте оказался индекс транспорта (+18%), на третьем — металлов и добычи (+15%).
В потребительском секторе больше всего выросли акции продуктового ретейлера X5 Group, которому принадлежат бренды «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик» — расписки подорожали на 40%. Второе место заняли расписки Европейского медицинского центра — они прибавили 34%. На третьем месте — обыкновенные акции «Аптечной сети 36,6» (+ 28%).
С чем связан интерес инвесторов к потребительскому сектору и какие бумаги интересны?
Инфляция и переезд
Всего в индекс потребительского сектора входят бумаги 15 компаний, при этом наибольший вес имеют только три из них — X5 Group, «Магнит» и «Русагро». «Европейский медицинский центр» и «Аптечная сеть 36,6» имеют вес в 7,5% и 6,15% соответственно.
Рост индекса потребительского сектора мог быть связан как с новостями вокруг отдельных эмитентов, так и со стремлением инвесторов уйти в защитные активы, считают аналитики, опрошенные Forbes.
Так, для X5 и Европейского медцентра, зарегистрированных за рубежом, могли быть позитивом новости об упрощении процедуры смены юрисдикции, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. В конце июля Госдума приняла соответствующий закон. В целом большая часть компаний из индекса потребительского сектора имеет иностранную регистрацию и из-за этого сейчас не платит дивиденды, поэтому новости об упрощении переезда рынок воспринял позитивно, соглашается начальник отдела инвестиционного консультирования компании «Открытие Инвестиции» Арсен Никогосян.
В то же время рост индекса потребительского рынка может говорить о том, что инвесторы в июле активно искали способы защиты сбережений от инфляции, добавляет эксперт.
«Первый подход Банка России к повышению ставки явно не успокоил инвесторов, а ослабление рубля только подогрело эти риски. Потребительский сектор в целом и акции ретейлеров в частности всегда были менее подвержены рискам, так как специфика спроса позволяет компаниям перекладывать инфляционные издержки на потребителя», — говорит он.
С тем, что инвесторы обратили внимание на защитные активы и тем самым обеспечили рост потребительского индекса, соглашается директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифры брокер» Александр Цыганов. Он говорит, что такое происходит, потому что инвесторы опасаются коррекции на рынке акций, который непрерывно растет с начала года. «Это не может не заставлять инвесторов не думать о возможной коррекции», — говорит Цыганов.
В то же время портфельный управляющий УК «Альфа Капитал» Дмитрий Скрябин отмечает, что если бы гипотеза о росте спроса на защитные активы была верной, то значительный рост наблюдался бы и в других защитных секторах — электроэнергетики и телекоммуникации. «Но индекс электроэнергетики за июль вырос на 14%, а телекомов — всего на 3%. Индекс Мосбиржи — на 11% , потребительский сектор вырос же почти на 20%», — говорит он.
Бумаги потребительского сектора были недооценены с учетом сильных операционных и финансовых результатов компаний, которые в нем представлены, поэтому инвесторы «естественным образом» обратили на них внимание, считает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. «Особенно это актуально для инвесторов, которые искали менее рисковые активы с понятным и прозрачным бизнесом», — говорит он.
Защита или нет?
На прошлой неделе Банк России внепланово поднял ключевую ставку до 12% после того, как рубль упал, а доллар стал стоить больше 100 рублей.
«Разгон инфляции на фоне ослабления курса ускорит темпы роста выручки ретейлеров, но не нанесет им существенного вреда — спрос на продовольствие никуда не денется», — говорит Артем Михайлин из «Велес Капитала».
Повышение ключевой ставки вряд ли сильно скажется на поведении потребителей, согласен Арсен Никогосян из компании «Открытие Инвестиций». И компании сектора могут продолжать «перекладывать инфляцию» на конечного потребителя. «С одной стороны, это дает возможность компаниям сохранять необходимый уровень рентабельности, а с другой — покупательская активность останется на устойчивом уровне», — говорит Никогосян. Он говорит, что в текущих условиях акции потребительского сектора однозначно являются защитными инструментами для инвесторов.
В то же время рост ключевой ставки — это негативный фактор для всего фондового рынка в целом, и он может ударить в том числе и по потребительскому сектору, добавляет Артем Михайлин из «Велес Капитала». Дополнительным негативом в этом случае будет и то, что многие компании сегмента перестали платить дивиденды.
Также рост процентных ставок приведет к росту процентных расходов самих ретейлеров с одной стороны и к росту привлекательности долговых инструментов у инвесторов — с другой, добавляет Дмитрий Пучкарев из «БКС».
Что покупать?
Одна из ключевых компаний индекса — ретейлер «Магнит», его бумаги на горизонте года могут вырасти еще на 16,2%, считает руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых. Она напомнила, что ретейлер возобновил публикацию отчетности в этом году и объявил о выкупе акций у нерезидентов. Эти события вернули инвесторам надежду на возобновление дивидендных выплат, которая, впрочем, пока не оправдалась.
Еще одним фаворитом сектора остается X5 Group. Так же, как и «Магнит», компания входит в число лидеров рынка продуктового ретейла, говорит Дмитрий Пучкарев из «БКС». Однако она не платит дивиденды из-за своей иностранной регистрации, и для возобновления выплат ей, скорее всего, придется сначала перерегистрироваться в России.
Также инвесторам сейчас могут быть интересны бумаги Beluga Group, говорит Арсен Никогосян из компании «Открытие Инвестиции». Он отмечает, что главный фактор в случае с «Белугой» — стабильное наращивание дивидендов, что делает компанию привлекательной для инвестора. 14 августа совет директоров рекомендовал направить на выплаты акционерам 120% чистой прибыли за полугодие, или 320 рублей на акцию. «Исходя из финансовых результатов за первое полугодие 2023-го, мы повысили оценку справедливой стоимости одной акции Beluga Group до 7300 рублей», — резюмирует Никогосян. Сейчас они стоят 5656 рублей за штуку.