Попасть в Китай: с чем столкнулись российские УК в попытке выйти на биржи КНР
Российские управляющие компании активно пытаются привести своих клиентов на китайский фондовый рынок. Так, УК «Первая» рассматривает эту идею с сентября 2022 года, рассказывал ее директор по правовым вопросам Олег Горанский на конференции НАУФОР «Рынок коллективных инвестиций 2023». Пытается взаимодействовать с Китаем и «Альфа-Капитал», говорил там же руководитель направления компании по взаимодействию с госорганами Николай Швайковский. О том, что у всех игроков есть интерес к иностранным рынкам, и прежде всего к китайскому, заявлял и гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Дмитрий Тимофеев.
Интерес к Китаю связан не только с общим трендом на юанизацию российской экономики, но и с тем, что в результате «спецоперации»* клиенты управляющих компаний стали осторожнее. Они отказываются от долгосрочных стратегий в пользу краткосрочных, а клиентская база сокращается, писал ЦБ в своем обзоре ключевых показателей рынка ценных бумаг.
Дальше всех, на первый взгляд, в попытке выйти в Китай продвинулась УК «Ингосстрах-Инвестиции», которая в марте этого года получила в Китае специальный статус квалифицированного институционального иностранного инвестора (Qualified Foreign Institutional Investor — QFII). Он позволяет открыть счет у китайского брокера и торговать акциями, облигациями, сырьем и деривативами на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах. Без QFII иностранные инвесторы не могут получить прямого доступа на китайские биржи.
В «Ингосстрах Инвестициях» обещали к концу II квартала запустить стратегии доверительного управления с китайскими инструментами. Но, как рассказал Forbes источник в другой крупной УК, до сих пор ни «Ингосстрах-Инвестиции», ни другие управляющие компании, которые тоже хотели получить статус QFII, до сих пор ничего не запустили. Директор департамента управления активами «Ингосстрах-Инвестиций» Артем Майоров подтвердил Forbes, что стратегий пока нет, и объяснил это «техническими нюансами» российского регулирования. Какими именно — он не уточнил.
С какими проблемами столкнулись управляющие компании при попытке выйти в Китай?
ПИФы только в России
Управляющие компании занимаются торговлей на бирже от лица инвестора через паевые инвестиционные фонды или в рамках индивидуальных стратегий. И с тем и с другим при попытке предоставить клиентам доступ на китайский рынок возникают проблемы.
Для инвестирования средств клиентов через ПИФ управляющая компания открывает фонду брокерский счет, соответственно, для торговли китайскими бумагами такой счет должен быть открыт в Китае, объяснил Forbes вице-президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Илья Ванин. Но оказалось, что открывать иностранные счета ПИФам УК не могут.
В федеральном законе об инвестиционных фондах не уточняется, какие именно счета могут открывать УК — российские или иностранные, рассказал Ванин. В то же время этот же закон дает ЦБ право устанавливать конкретные требования, и в отдельном нормативном акте (Указание 4129-У) допускается, что счета могут быть как в российских, так и иностранных юрисдикциях, добавил он.
Раньше, по его словам, вопрос о допустимости открытия управляющими компаниями счетов в других странах не возникал из-за отсутствия необходимости. Для инвестирования в иностранные активы фонды открывали счета у российских брокеров, которые имели прямой доступ к таким бумагам. Как правило, это были бумаги компаний, торгующихся на рынках западных стран, выход куда теперь невозможен. Среди таких компаний были и китайские, поэтому потребности в прямом выходе на китайский рынок не было, продолжает Ванин.
А когда после февраля 2022 года эта потребность возникла, оказалось, что существует противоречие между актом ЦБ, указывающим на такую возможность, и Гражданским кодексом, в рамках которого понятие счета как таковое относится только к российским банкам, имеющим лицензию ЦБ.
Такой позиции, по всей видимости, придерживаются в Банке России. О том, что счета для ПИФов могут быть открыты только в России, на конференции НАУФОР заявил представитель ЦБ Валерий Красинский. Он призвал управляющие компании учитывать это в своих планах, а также отметил, что внесение изменений в ГК — это «сложный, долгий диалог».
Недоверительное управление
Вторая проблема связана с доверительным управлением в целом. В России УК открывает брокерские счета на своих клиентов в качестве их доверительного управляющего с обязательной соответствующей пометкой, в Китае же такого понятия в принципе нет, объясняет собеседник Forbes в крупной управляющей компании. Получается, что УК переводит средства клиентов из России на свой брокерский счет в Китае и как бы присваивает их себе, что не устраивает ЦБ, добавляет собеседник Forbes.
Банк России, в частности, смущают возникающие у российских инвесторов риски. «Если это приведет к тому, что <…> на практике денежные средства, которые будут храниться на этом счете без указания ДУ, не будут сегрегированы от средств самого управляющего, иных клиентов, они будут под риском. Наверное, это не то, что мы бы хотели видеть», — заявлял на конференции НАУФОР Валерий Красинский.
Он также отмечал, что в случае банкротства УК обеспечить правовую защиту инвесторов будет намного сложнее и дороже.
В Банке России заверили Forbes, что «в целом поддерживают» предоставление российским управляющим компаниям возможности работы в Китае. Но при этом необходимо учитывать существующие в России правовые механизмы, защищающие имущество клиентов УК, переданное в доверительное управление. Это в том числе и его отделение от активов управляющих и невозможность взыскания по долгам УК. ЦБ считает, что при работе УК на иностранных рынках должны быть правовые конструкции, обеспечивающие аналогичный уровень защиты инвесторов и вместе с управляющими пытаются их найти на финансовом рынке Китая.
Выход есть
Пока что найти способ предоставить своим клиентам доступ к бумагам компаний, торгующихся на биржах материкового Китая, смогли только в УК «Финам Менеджмент». Вместо получения QFII управляющая компания нашла брокера-партнера в Гонконге, через которого ее клиенты смогут торговать бумагами на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах, рассказал Forbes президент ГК «Финам» Владислав Кочетков.
Схема будет работать следующим образом: УК «Финам Менеджмент» открывает счет у брокера «Финама», а тот — у партнерского брокера в Гонконге. Таким образом удастся миновать запрет управляющим компаниям на открытие иностранных счетов для ПИФов, а также получится указать все необходимые для доверительного управления формулировки в договоре между УК и брокером, пояснил Владислав Кочетков. Взаимодействие российского брокера с иностранным не запрещено, по такой же модели «Финам» торгует, например, в США, уточнил Кочетков.
Соответствующий договор с гонконгским брокером, по его словам, уже подписан, стратегии доверительного управления для клиентов «Финама» предполагается запустить до конца лета. По словам Владислава Кочеткова, схема с партнером в Гонконге сложнее в реализации, чем получение статуса QFII, с технической точки зрения, но проще с юридической.
В 2014 году между Гонконгской и материковыми биржами Китая был запущен трансграничный инвестиционный канал Stock Connect, в результате чего торгующим через Гонконг иностранцам стали доступны акции ограниченного числа компаний, торгующихся на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах.
Пока что по такой схеме пошел только «Финам», отмечает Владислав Кочетков. Это может быть связано с тем, что не у всех УК в одной группе с ними есть брокеры, то есть для реализации подобного механизма пришлось бы договариваться со сторонними. Кроме того, многие российские брокеры входят в санкционные группы, что препятствует поиску партнера за рубежом.
Впрочем, он не исключает, что в процессе будут обнаружены новые, не предусмотренные ранее юридические ограничения.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.