Сами по себе: зачем Мосбиржа запускает квазииностранные инвестиционные инструменты
«Спецоперация»* на Украине и последовавшие в ответ западные санкции привели к блокировке активов россиян за рубежом, повысили риски инвестирования в зарубежные активы, сделали невозможными для некоторых банков операции в долларах и евро. Теперь государство и чиновники используют для обозначения этих мировых резервных валют слово «токсичные», а крупнейшие финансовые рынки мира называют «недружественными».
На этом фоне Мосбиржа на протяжении последнего года запускает торги различными инструментами, которые можно назвать квазииностранными: они привязаны к зарубежным активам или курсу тех самых «токсичных» валют, но при этом торгуются и рассчитываются в рублях.
«Эти контракты нужны для того, чтобы независимо от каких-либо блокировок, заморозок и санкций иметь возможность участвовать в росте или падении зарубежных рынков», — считает начальник управления интернет-трейдинга инвестиционного банка «Синара» Сергей Выжлаков. «Несмотря на некоторую изоляцию финансовых рынков в России, спрос на американские и европейские активы у российских инвесторов никуда не исчез», — добавляет он.
Сейчас у многих инвесторов и спекулянтов нет доступа к западным рынкам, в частности к западным индексам, однако они привыкли к операциям с ними. И биржа, по сути, дает им такую возможность, говорит директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифра брокера» Александр Цыганов. «Это очень нужные инструменты, так как у многих торговые стратегии построены именно под западные рынки», — говорит он.
Для квазииностранных инструментов характерна низкая ликвидность, и они малоинтересны для институциональных инвесторов, полагает инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. «На мой взгляд, это скорее попытка удовлетворить спрос частных клиентов, которым тесно в рамках нашего полуизолированного рынка», — говорит он.
Золото в рублях
Недавно Мосбиржа запустила торги новыми фьючерсами на золото. Фьючерс — это производный финансовый инструмент, позволяющий сделать ставку на изменении цены какого-либо актива, который называют базовым. Базовый актив — рублевые контракты на покупку или продажу золота, обращающиеся на Мосбирже. Торги и расчеты по новому фьючерсу тоже идут в рублях. В одном лоте — один грамм золота.
Рублевые расчеты — существенное отличие от старых золотых фьючерсов, где базовым активом была тройская унция золота, номинированная в долларах и обращающаяся на Лондонской бирже LBMA, говорит начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.
После того как в прошлом году российское золото попало под эмбарго, цены на металл в России и Лондоне различаются, напоминает инвестиционный стратег «ВТБ Мои инвестиции» Станислав Клещев. При этом фьючерсные контракты, кроме спекулянтов, используют и производители золота для защиты от колебания цен. «Использование контракта с привязкой к Лондону непрактично для хеджирования операций российских участников, так как в случае сильного расхождения цен оно может не сработать. В связи с этим важно запустить контракт на золото с ценой в рублях», — объясняет он.
Фьючерсы на зарубежные индексы
Еще один инструмент, который развивает Мосбиржа — фьючерсы на иностранные биржевые индексы с расчетами в рублях. Например, на американский NASDAQ-100 или немецкий DAX. Также на бирже есть фьючерсы на индексы S&P 500, Nikkei, Euro Stoxx 500.
До «спецоперации» на Украине набор инструментов, дающих доступ на иностранные рынки, был гораздо шире. Инструменты, которые появились после этого, в целом дают доступ к иностранным рынкам, пусть ограниченно и с нюансами, говорит инвестиционный советник «Открытия Инвестиций» Роман Ватутин. «Основные тенденции [на мировых рынках] через них можно отыграть», — говорит он.
«Процессы, которые происходят в ряде регионов и на их рынках, дают интересные инвестиционные возможности. Например, мы видели рост популярности японского рынка и стремительный рост местного индекса. Также летом этого года мы стали свидетелями очередной серии мелодрамы, посвященной госдолгу США, — это сопровождалось повышенной волатильностью индекса S&P 500», — продолжает Ватутин.
Торговля рублевыми фьючерсами на зарубежные индексы позволяет сыграть на росте или падении этих индексов, а также хеджировать инвестиционные риски, говорит управляющий директор департамента УК «Система Капитал» Константин Асатуров. При этом такие торги могут быть подвержены инфраструктурным рискам.
Асатуров указывает, что маркетмейкерами (участники финансового рынка, обеспечивающие ликвидность и стабильность торгов) этих инструментов выступают российские брокеры, которые пока не попали в санкционные списки и имеют возможность хеджировать открытые позиции по валютным фьючерсам на те же индексы у иностранных контрагентов. «В сценарии санкций против этих компаний мы не исключаем проблем с расчетами с контрагентами. А это в свою очередь означает, что в случае чего торги этими фьючерсами и опционами на Мосбирже могут быть остановлены. Инвесторы в эти инструменты могут столкнуться с крайне негативными последствиями», — предупреждает Асатуров.
Виртуальный франк
Этим летом Мосбиржа после годового перерыва запустила торги швейцарским франком, которые были остановлены год назад из-за санкций Швейцарии в отношении России. Торгуют на бирже не в чистом виде франком, а неким виртуальным инструментом.
То есть его курс привязан к настоящему франку, однако фактической поставки валюты нет, и каждый день по окончании торгов франки конвертируются в рубли по курсу ЦБ. В начале июня аналитики и эксперты рассказали Forbes, что запуск такого инструмента может быть подготовкой к отключению торгов евро и долларом в случае блокирующих санкций в отношении Национального клирингового центра (НКЦ) — расчетной структуры Московской биржи.
Биржа заявляла, что планирует оценить, как рынок примет новый инструмент для торгов швейцарским франком, насколько он будет удобен в использовании. Предполагалось, что инструмент будет ориентирован «на широкий круг клиентов, у которых есть необходимость хеджировать операции в швейцарском франке». Сейчас, спустя почти месяц, можно сказать, что инструмент не взлетел, говорит Ватутин из «Открытия Инвестиций». «Спроса среди клиентов практически не было, большого интереса он не вызвал», — говорит он. Судя по итогам торгов в валютной секции Московской биржи, за последний месяц виртуальным франком торговали всего два дня — было совершено 14 сделок на 1,2 млн рублей.
Справедливости ради стоит отметить, что франк и раньше не пользовался столь же высоким спросом, что доллар и евро, в этом и заключается причина низкой популярности нового инструмента, говорит Сергей Выжлаков из инвестиционного банка «Синара».
Замещающие облигации
С июля прошлого года российские компании стали конвертировать свои еврооблигации, номинированные в долларах или евро и выпущенные на Западе, в так называемые замещающие облигации, выпущенные в России. При этом все параметры этих облигаций остались прежними. В том числе валютный номинал и купон — доход по ним. Но расчеты — только в рублях.
В том, можно ли замещающие облигации отнести к квазииностранным инструментам, аналитики не уверены. С одной стороны, это бумаги, которые выпущены вместо евробондов российских компаний, у которых возникли проблемы с иностранной инфраструктурой после начала «спецоперации».
С другой стороны, у них нет привязки к базовому активу за рубежом, они просто привязаны к валютам, в которых номинированы, но все расчеты идут в рублях, говорит начальник управления инвестиционного консультирования ИК «Велес Капитал» Виктор Шастин.
В отличие от других квазииностранных инструментов, замещающие облигации оказались достаточно востребованным активом у российских инвесторов, говорит Роман Ватутин из «Открытия Инвестиций». «В первую очередь из-за валютной доходности и возможности отыграть ослабление рубля, которые мы наблюдаем с начала года. Кроме того, эмитенты этих облигаций — надежные компании, бумаги имеют удобные сроки погашения — от нескольких месяцев до десятков лет, у них приемлемая ликвидность», — резюмирует он.
Что будет дальше?
Аналитики затрудняются оценить долю квазииностранных инструментов на российской бирже. Но очевидно, что она продолжит расти.
Ключевым событием в попытке заместить иностранные инструменты может стать отказ от валютных торгов долларами и евро по аналогии со швейцарским франком, если этот эксперимент будет признан удачным, говорит специалист по валютному рынку одного из российских банков. «Такой режим торгов — запасной вариант на случай, если платежи в этих валютах в НКЦ станут невозможными», — говорит он.
«В наших планах — постепенное расширение линейки контрактов на иностранные рынки с учетом клиентского спроса. Изучаем разные регионы», — ответила Московская биржа на запрос Forbes.
Например, 3 июля на бирже начнут торговать премиальными опционами — еще одним видом производных финансовых инструментов — на валютные пары «доллар США — российский рубль», «евро — российский рубль» и «китайский юань — российский рубль». Эти инструменты, расчет по которым осуществляется с уплатой премии (отсюда и название), позволяют инвесторам зарабатывать на изменении курсов валюты без необходимости ее приобретения, сообщает Мосбиржа.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.