Виртуальный франк: как Мосбиржа тестирует отключение торгов долларом и евро
Виртуальный франк
Московская биржа готовится предложить клиентам своей валютной секции необычный инструмент. С 5 июня после годового перерыва площадка запускает торги швейцарским франком с особым режимом расчетов — без фактической поставки самой валюты и с автоматической конвертацией франка в рубли в конце торговой сессии, сообщила биржа.
Как это будет работать? В течение дня участники торгов смогут проводить стандартные сделки с франком с расчетами «сегодня» (инструмент CHFRUB_SPT) или «завтра» (CHFRUB_TOM), в конце сессии все позиции во франке будут вновь переведены в рубли, причем по курсу, который установит ЦБ, в том числе с учетом результатов этих торгов.
«В конце торгового дня, после 19:00, НКЦ (Национальный клиринговый центр — расчетная структура биржи. — Forbes) пересчитывает валютную составляющую в рубли по курсу Банка России. Используется последний официальный курс Банка России, установленный на завтра», — говорится в пояснении Мосбиржи.
Также будет возможность, как и в случае с другими валютами, использовать валютные свопы. Свопы — одновременная покупка и продажа валюты с разной датой исполнения — позволяет банкам и компаниям переносить свои валютные позиции на следующий день, не закрывая их, объясняет главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Этот инструмент придет на смену сделкам с реальным швейцарским франком. Год назад, 14 июня 2022 года, площадка остановила торги им после того, как Швейцария поддержала шестой пакет санкций в ответ на «спецоперацию»*. Биржа объяснила это затруднениями в проведении расчетов из-за санкций. Также в прошлом году с Мосбиржи исчезли британский фунт и японская иена.
Рынок Foreх
Опрошенные Forbes финансисты не смогли привести точные аналогии с инструментами, уже используемыми на финансовых рынках. По словам президента ACI Russia Евгения Егорова, аналогов этого режима торгов на Московской бирже до сих пор не было.
Но «виртуальный франк» можно сравнить сразу с несколькими инструментами, где нет поставок реальных активов. Специалист по валютным торгам одного из российских банков считает корректным сравнения с рынком Forex, где идет беспоставочная торговля валютой, а участники могут закрывать позиции друг друга сделками на покупку и продажу валюты, не имея выхода на внешние рынки.
Однако есть два существенных отличия, замечает Надоршин. «Во-первых, все это нельзя назвать недобросовестной практикой, когда вам говорят одно, а на деле оказывается другое. Биржа сразу предупреждает, что торгует не франком, а некоей адаптацией с определенным набором недостатков», — говорит он. Во-вторых, по его мнению, у биржи достаточный запас прочности и достаточная капитализация, чтобы, в случае непредвиденной ситуации, свернуть этот эксперимент без ущерба для участников торгов.
Еще одно сравнение — контракты на разницу цен, или CFD. В этом случае участники не торгуют активом, но делают ставки на изменение цен, заключая сделку о передаче разницы в цене актива. Егоров говорит, что новый инструмент отчасти напоминает однодневные CFD с возможностью пролонгации. Еще одно сравнение, по словам Егорова, — недавно запущенный Московской биржей инструмент, «вечный фьючерс», который можно использовать для валютных расчетов, когда самой валюты нет.
В пресс-службе Мосбиржи Forbes пояснили, что оценят, как рынок примет новый инструмент для торгов швейцарским франком, насколько он будет удобен в использовании. И добавили, что новый инструмент будет ориентирован «на широкий круг клиентов, у которых есть необходимость хеджировать операции в швейцарском франке».
Без долларов и евро
Запуск нового режима торгов франком может стать «боевым» тестом формата торгов, который останется, если Национальный клиринговый центр попадет под санкции ЕС или США, говорит Егоров. Поэтому он советует всем участникам рынка протестировать торги франком в новом режиме. Так как в случае санкций против НКЦ России придется остановить торги долларами и евро.
О том, что ЦБ обсуждал такой вариант развития событий с участниками рынка было известно еще год назад. Вопрос заключался в том, как определять курс, в том числе для экспорта и импорта, в случае остановки торгов валютой. При этом переход к фиксированному курсу ЦБ считал невозможным. Вариант с фактической эмуляцией валютного рынка через беспоставочные торговые инструменты может быть выходом из этой ситуации.
Дело не только в определении курса валюты, но в первую очередь в финансовой стабильности банковской системы, объясняет специалист по валютным торгам одного из российских банков. Основные участники валютных торгов — российские банки, которые в идеале должны держать свою валютную позицию нейтральной, избегая рисков. Но их позиция зависит от того, что делают с валютой его клиенты. Поэтому банк вынужден постоянно обращаться к валютному рынку, чтобы минимизировать эти риски. Для этого в его портфеле могут быть различные инструменты с разными датами исполнения.
Одномоментная остановка торгов долларами или евро может привести к коллапсу банков — невозможности выполнить обязательства друг перед другом. Именно от этого защищаются финансовые власти, предлагая такие расчетные инструменты, уверен финансист.
И сейчас Московская биржа может проводить эксперимент, как будут выглядеть торги в жестком сценарии, считает Надоршин из «ПФ Капитала». «Это может быть интересный эксперимент. Как быть, если будут отрезаны доллары и евро и придется организовывать локальные торги», — говорит эксперт. С тем, что запуск торгов швейцарским франком в особом режиме может быть подготовкой к санкциям против НКЦ и отключению от операций долларами и евро, также согласен аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Кирилл Горбунов.
При этом экспериментировать сразу с долларом и евро было бы рискованно из-за высоких оборотов текущих торгов в этих валютных парах. Спрос на швейцарский франк традиционно был ниже, чем на эти валюты, продолжает экономист. «Это комфортно, не создает значительных рисков для биржи при таких оборотах. Если что-то пойдет не так, площадка сможет закрыть позиции и рассчитаться», — объясняет Надоршин. По его словам, спрос на франк есть, будут покупатели и продавцы, можно будет оценить, как это все работает.
Кому это надо
Инструмент может быть интересен не только банкам, но и участникам внешнеэкономической деятельности, у которых есть проблемы с валютными платежами за границу, говорит Кирилл Горбунов из «Ингосстрах-Инвестиций». «Этот инструмент при хорошей ликвидности даст им возможность убрать лишние валютные риски на время проведения соответствующих операций», — говорит он.
Надоршин из «ПФ Капитала» сомневается, что «виртуальным франком» будут пользоваться экспортеры и импортеры, поскольку для таких участников рынка важна физическая поставка валюты. При этом интерес может быть со стороны спекулятивно настроенных участников рынка и тех, кто хочет застраховаться от валютных рисков, говорит Надоршин.
Начальник управления интернет-трейдинга инвестиционного банка «Синара» Сергей Выжлаков говорит, что еще один плюс — дать возможность захеджировать риски клиентам, у которых есть швейцарские франки. При этом он сомневается, что такие сделки могут быть интересны кому-то, у кого швейцарских франков до сих пор не было.
В новом формате торгов без фактической поставки швейцарский франк утрачивает свои главные качества как валюты — стабильность и защищенность, говорит аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. Зато можно будет спекулировать на курсе франка в течение торговой сессии, замечает Выжлаков из «Синары». «Это как фьючерс на валютную пару, но с ежедневным исполнением по курсу ЦБ. Нюанс в том, что когда курс ЦБ на завтра уже станет известен, то, по идее, делать сделки по любой другой цене просто не будет иметь смысла», — размышляет он.
Сама Мосбиржа предупреждает о том же, перечисляя риски «виртуального франка»: возможны манипуляции до публикации официального курса Банка России на «завтра», а потом — резкий переход торгов к одной цене и отток заявок.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.