К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На безрыбье: кому и для чего нужны юаневые бонды на российском рынке

Фото Lam Yik / Bloomberg via Getty Images
Фото Lam Yik / Bloomberg via Getty Images
В 2022 году на российском рынке появился новый инструмент — юаневые облигации. Спрос на первые выпуски был ажиотажным. В декабре компании разместили рекордный объем таких бумаг. Одновременно интерес частных инвесторов к ним стал остывать. Чем интересен этот инструмент и кто им сейчас пользуется?

В июле прошлого года на российском рынке появился новый инструмент — облигации в юанях. К концу года компании разместили такие бонды на 58,7 млрд юаней, или 552 млрд рублей, причем 86% от этого объема эмитенты выпустили в декабре. Крупнейшими размещениями конца года стали новые выпуски «Русала» (12,9 млрд юаней) и первые бонды «Норникеля» (на 9 млрд юаней). Также долговые бумаги в китайской валюте в декабре разместили Альфа-банк, «Металлоинвест» и «Быстроденьги». Всего сейчас юаневые бонды есть у 12 эмитентов, в обращении находятся 23 выпуска. 

Юаневые облигации стали востребованы на фоне санкций, инфраструктурных проблем, связанных с «токсичными» валютами, и дефицита валютных инструментов для диверсификации портфеля. Первым продавать бонды в юанях стал «Русал», и тогда размещение прошло с ажиотажным спросом — компании пришлось выводить на рынок два выпуска вместо одного. Затем при таком же повышенном спросе размещал бумаги в юанях золотодобытчик «Полюс». Однако, несмотря на повышенный интерес и активность со стороны эмитентов, доля юаневых облигаций в общем объеме корпоративного размещения (18,9 трлн рублей) пока незначительна — менее 3%. 

Зачем компании занимают в юанях

Наибольший интерес к юаневым размещениям проявляют крупные компании, которые раньше привлекали финансирование через еврооблигации, говорит директор по работе с эмитентами инвестиционного банка «Синара» Олег Карпеев. После введения санкций в отношении России рынок евробондов для эмитентов оказался недоступен. Поэтому сейчас в юанях занимают компании, которые генерируют валютную выручку. 

 

На фоне отсутствия облигаций в другой валюте эмитенты стараются увеличить заимствования в юанях, чтобы нарастить объемы инвестпрограмм и привлечь финансирование для переориентации на новые рынки, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «С помощью выпуска облигаций компании занимают юани у инвесторов. Экспортеры продают свою продукцию за валюту, которую могут тут же переводить в юани, так как ее хранение в долларах и евро теперь слишком рискованно. Хранение средств в рублях для них несет высокие риски его ослабления, поэтому прогнозировать объемы экспорта и импорта лучше в иностранной валюте», — поясняет он.

Облигации, номинированные в юанях, становятся дополнительным источником валютной ликвидности для компаний, соглашается аналитик ФГ «Финам» Алексей Ковалев. При этом привлечь финансирование эмитентам удается на выгодных условиях. «Сохраняющийся дефицит инструментов фиксированного дохода на внутреннем рынке позволяет разместиться с минимальной премией по доходности к базовому активу (гособлигациям КНР), то есть привлечь юаневое финансирование на очень комфортных условиях», — говорит он. 

 

В идеале ставка по корпоративным бумагам должна быть выше доходности государственных облигаций Китая, но из-за дефицита других валютных инструментов и высокого спроса на юаневые бонды этот спред для российских заемщиков практически сводится к нулю, добавляет аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. В результате компании получают возможность размещать юаневые бонды под 3-4% годовых, это для них привлекательно, резюмирует Олег Карпеев из «Синары». 

Кто и зачем покупает юаневые бонды

Значительная часть российских инвесторов в прошлом году потеряла доступ к внешним рынкам. «Любые инвестиции в долларах и евро с помощью российской инфраструктуры оказались под угрозой блокировки, большинство банков ввели комиссии за хранение долларов и евро. На этом фоне облигации российских эмитентов, номинированные в юанях, стали одним из немногих вариантов валютной диверсификации инвестиционного портфеля. Юань сейчас практически догнал доллар и евро по объемам торгов на российских площадках. Это привело к повышенному спросу на этот класс облигаций со стороны как институциональных, так и частных инвесторов», — объясняет аналитик УК «Открытие» Олег Федорович. 

Первые выпуски юаневых бондов сопровождались ажиотажным спросом, однако постепенно интерес стал ослабевать, констатирует Артем Аутлев из «Ингосстрах-Инвестиций». Поначалу, по его словам, инструмент был «хайповой темой». Однако после появления замещающих евробонды облигаций (они номинированы в иностранной валюте, при этом выплаты происходят в рублях) спрос на облигации в юанях со стороны частных инвесторов стал снижаться. 

 

По оценкам директора департамента долгового рынка Мосбиржи Глеба Шевеленкова, с августа по ноябрь доля физлиц в торгах юаневыми бондами снизилась с 33% до 23%. «Крупнейшими инвесторами, заинтересованными в приобретении юаневых бондов, на сегодняшний день являются банки, которые обслуживают счета компаний-экспортеров, получающих валютную выручку», — говорит Олег Карпеев из «Синары». 

Какие доходности и риски 

Доходность по юаневым облигациям сейчас в среднем не превышает 4% годовых, говорит Владимир Чернов из Freedom Finance Global. Это значительно ниже доходности по рублевым корпоративным облигациям, которая составляет 10-13%, но несколько выше доходностей по американским и евробондам (2-3% годовых). 

В целом доходность по юаневым облигациям сложно считать привлекательной, говорит Артем Аутлев из «Ингосстрах-Инвестиций». Сейчас на рынке доступны выпуски рублевых корпоративных облигаций эмитентов с высоким кредитным рейтингом и более высокой доходностью. «Также альтернативой покупке юаневых бондов могут выступить замещающие облигации, которые позволяют получать доходность в валюте при проведении сделок в рублях. Сейчас в обращении находятся выпуски первоклассных эмитентов («Газпром», «Лукойл», «Металлоинвест», «Совкомфлот») с доходностью выше 5%», — указывает он. 

Тем не менее, несмотря на наличие более высокодоходных и сопоставимых по риску инструментов, сегмент облигаций в китайской валюте продолжит бурно развиваться, считает кредитный аналитик «Тинькофф Инвестиций» Михаил Иванов. Юаневые облигации становятся более привлекательными, если брать в расчет будущее ослабление доллара. «Уже в конце 2023 года, по нашей оценке, США придется переходить к смягчению монетарных условий, что должно ослабить доллар по отношению к другим мировым валютам. Таким образом, к концу 2023 года мы ждем укрепления юаня по отношению к доллару до 6,5 USD/CNY, что будет дополнительным позитивным фактором для юаневых инструментов», — объясняет он. Еще одним преимуществом юаневых выпусков можно считать практически полное отсутствие инфраструктурного риска: такие бумаги размещены внутри страны и имеют опцию выплат в рублях по курсу ЦБ.

Главный риск вложений в юаневые облигации связан не с инфраструктурой, а с самой китайской валютой и тем, какую политику по ее курсу изберет в ближайшее время руководство КНР, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. «Китай, возможно, будет ослаблять курс юаня. Страна открывается после длительных ковидных ограничений, и руководство может стимулировать экономический рост, ослабляя валюту», — говорит он. Поэтому инвестору, который собирается покупать юаневые бонды, стоит учитывать, что, кроме процентного и кредитного риска, он принимает на себя еще и риск валюты, в которой номинирована ценная бумага, заключает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Руслан Николенко.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+