Юристы рассказали о невыполнимых условиях для разблокировки активов в Clearstream
Условия, на которых депозитарий Clearstream (базируется в Люксембурге) готов разблокировать бумаги российских инвесторов на счетах Национального расчетного депозитария (НРД), оказались невыполнимыми, говорят юристы, которые участвовали в вебинаре, посвященном разблокировке бумаг, который провел НРД. По словам партнера юридической фирмы NSP Сергея Гландина, который участвовал в вебинаре, Clearstream не сможет разблокировать активы из-за нахождения в депозитарии бумаг, принадлежащих подсанкционным лицам. До 7 января получить специальные разрешения на вывод подсанкционных бумаг нереально, подчеркивает он: «В США, Швейцарии, Великобритании срок получения таких разрешений был минимум две недели, и то до марта этого года, когда мы обращались с подобным вопросом, он стал уже два месяца, и сейчас сроки выросли еще больше».
О том же в своем Telegram-канале написала финансовый юрист Елена Рязанова, также участвовавшая в вебинаре. По ее словам, Clearstream проинформировал НРД, что условием разблокировки активов в рамках лицензии является прекращение договорных отношений между НРД и Clearstream до 7 января, однако это условие нереализуемо в силу того, что на счете НРД есть санкционные бумаги, перевод которых невозможен. О том, что НРД сообщил о невозможности выполнения лицензии депозитарием Clearstream, сообщает и источник Forbes в крупной брокерской компании.
Кроме того, по словам руководителя управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрия Леснова, общие условия лицензии, выданной Люксембургом, комплаенс Clearstream трактует как относящиеся к ценным бумагам, эмитенты которых зарегистрированы в самом Люксембурге, а для прочих эмитентов требуются согласия органов юрисдикции каждого эмитента. «При этом срок получения согласий также 7 января, а порядок не определен и дедлайн слишком скорый», — говорит Леснов.
НРД сейчас также пытается решить, что делать с бумагами, которые были обособлены на счетах российских инвесторов в конце мая и выведены на неторговые разделы, добавил Леснов. По его мнению, сейчас наиболее перспективным выглядит вариант получения индивидуальных лицензий на разблокировку (которые до сих пор не были никому выданы), однако и на это остается мало времени.
После выхода текста НРД опубликовал на сайте сообщение, в котором подтвердил невозможность получить общее разрешение на вывод активов из Clearstream.
Позиция Clearstream, озвученная 30 декабря, относится исключительно к возможности исполнения генеральной лицензии Минфином Люксембурга, выпущенной на прошлой неделе, отмечает партнер, руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Рябинин. Он отмечает, что «это устная позиция, не подкрепленная позицией регулятора, что означает, что она может измениться по итогам консультаций, которые не прекращаются». Даже если позиция Clearstream не изменится до 7 января и использование лицензии окажется невозможным, разблокировка активов все еще возможна на основании индивидуальных лицензий, которые могут быть выданы Минфином Люксембурга по индивидуальным обращениям, продолжает он. За такими индивидуальными лицензиями уже обратились крупнейшие российские брокеры. Однако ответов по ним, по информации Рябинина, пока нет. «Вопрос о вероятности выдачи таких индивидуальных лицензий остается открытым, поскольку находится полностью на усмотрение чиновников Минфина Люксембурга», — заключает юрист. НРД в своих разъяснениях также указывает, что в качестве альтернативного механизма Минфин Люксембурга рассмотрит возможность выпуска лицензий для индивидуальных заявителей.
Активы российских инвесторов примерно на 6 трлн рублей зависли в западных депозитариях еще весной, после того как депозитарии прекратили автоматическую обработку операций российских контрагентов. Санкции ЕС против НРД в июне закрепили блокировку средств российских инвесторов юридически. На прошлой неделе Люксембург и Бельгия выдали крупнейшим западным депозитарным структурам — Clearstream и Euroclear соответственно — лицензии, согласно которым они могут разблокировать зависшие российские активы до 7 января. Однако почти сразу участники рынка указали, что сделать это будет сложно из-за сжатых сроков и неясности некоторых формулировок лицензий. «Сжатые сроки, размытость формулировок в разрешениях и сложность процедуры разблокировки не дают уверенности, что западные регуляторы готовы обеспечить право российских инвесторов распоряжаться своим имуществом», — предупреждал на этой неделе ЦБ.
Основной объем активов россиян заблокирован не в Clearstream, а в Euroclear. О сложностях с разблокировками активов в этом депозитарии Forbes подробно писал здесь.