Финансовый омбудсмен может получить полномочия разрешать споры инвесторов с брокерами
Ассоциация по развитию финансовой грамотности предложила Центробанку расширить полномочия финансового омбудсмена, дав ему право разрешать споры неквалифицированных инвесторов с брокерами, выяснил «Коммерсантъ». ЦБ признал актуальность инициативы, эксперты ее поддерживают, но предупреждают, что эффективность разбирательств может и не вырасти
Ассоциация по развитию финансовой грамотности (АРФГ) направила в Центробанк письмо с предложениями о расширении сферы действия института финансового уполномоченного на имущественные требования розничных инвесторов к профессиональным участникам финансового рынка. В ассоциации считают, что в этом случае неквалифицированные инвесторы смогут урегулировать споры с брокерами без обращения в суд, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение в ЦБ.
В АФРГ отмечают, что розничные инвесторы выступают слабой стороной споров, в то время как благодаря институту финансового уполномоченного создан механизм их урегулирования, «который позволяет потребителю в максимально короткие сроки восстановить нарушенное право». По мнению авторов обращения в ЦБ, решение споров с участием финомбудсмена «снизит издержки частных инвесторов и повысит доверие к финансовой системе». В ЦБ согласились, что «имеет смысл вернуться к рассмотрению вопроса о расширении сферы действия института финуполномоченного на имущественные требования розничных инвесторов».
По данным регулятора, число жалоб в отношении субъектов рынка ценных бумаг за три квартала 2022 года выросло в девять раз, до 19 600 обращений, но подавляющее большинство (14 600 жалоб) связано с санкциями. В пресс-службе финансового омбудсмена Юрия Воронина отметили, что в перспективе на споры с брокерами можно распространить обязательный досудебный порядок рассмотрения, но «пока говорить об этом рано».
Представитель финуполномоченного пояснил, что к такому шагу необходима подготовка, в том числе изучение обращений розничных инвесторов, поступивших в ЦБ, по их тематике и подходам к рассмотрению. Вопрос об апробации механизма досудебного урегулирования споров с отдельными брокерами в рамках их добровольного взаимодействия с финансовым уполномоченным будет рассматриваться на планируемой встрече с ЦБ, добавили в пресс-службе омбудсмена.
Соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов отметил, что инвестирование, а по сути брокерские услуги, активно рекламируется, а у инвесторов возникают искаженное мнение о заведомой доходности вложений и связанные с ним завышенные ожидания. Иногда причины разбирательств связаны с поведением брокеров, добавила глава санкционной практики АБ «А-ПРО» Екатерина Макеева. По мнению старшего аналитика мультисемейного офиса ITS WM Георгия Окромчедлишвили, розничные клиенты часто имеют смутное представление о реальных комиссиях, условиях обслуживания и вывода средств.
Профильные саморегулируемые организации — НАУФОР и НФА — от комментариев отказались. Не факт, что участие службы финомбудсмена повысит эффективность разбирательств, сказал управляющий директор «Иволга Капитал» Дмитрий Александров. Окромчедлишвили добавил, что брокерам нужно озаботиться минимизацией рисков возникновения разбирательств с клиентами, которые могут быть вынесены на уровень финомбудсмена.