Главный защитный актив: почему на фоне мировых потрясений золото дешевеет
Исторически инвесторы рассматривают золото как классический защитный долгосрочный актив: цена на золото менее волатильна, чем стоимость акций или облигаций компаний, кроме того, золото никогда не может стать бесполезным или вовсе обесцениться, не подвержено риску дефолта. Однако с начала марта драгоценный металл, несмотря на сохраняющуюся в мире напряженность в связи со «спецоперацией»* России на Украине и риски рецессии в крупнейших западных экономиках, потерял почти 20%. По состоянию на 25 сентября фьючерсная цена золота составляла $1651 за унцию — это минимум с апреля 2020 года. Что происходит с фаворитом консервативных инвесторов?
Все дело в долларе
Золото сильно зависит от уровня реальных ставок или разницы номинальной ставки и инфляции, объясняет управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. По итогам сентябрьского заседания Федеральная резервная система (ФРС) США снова повысила базовую ставку — в этот раз на 0,75 б. п. (с 2,25–2,5% годовых до 3–3,25% годовых).
В то время как ставку американский регулятор повысил на последнем заседании и, судя по всему, может повысить до уровня выше 4% к концу года, последние данные по инфляции в США показали рост на 0,6% м/м. В итоге инфляция хотя и ускоряется, но не догоняет номинальную ставку, а это означает рост реальных ставок, объясняет Асатуров. В свою очередь, при увеличении реальных ставок держать средства не в долларах, а в таких альтернативных активах, как золото, становится менее интересно, поэтому драгоценный металл и теряет в цене, заключает аналитик. В это время инвесторам интереснее вкладывать деньги в государственные облигации США: на конец августа доходность этого инструмента выросла до максимума с 2008 года.
На данный момент именно политика ФРС — определяющий фактор движения цены на золото, считает аналитик ИК «Велес Капитал» Сергей Жителев. Пока инвесторы верят, что ФРС удастся обуздать инфляцию, а регулятор будет поднимать ставку, золото продолжит дешеветь к доллару. Кроме того, повышение ставки приводит к удорожанию доллара, что традиционно вызывает снижение на товарных рынках, добавляет Жителев.
Сейчас мировая нестабильность (глобальная рецессия и конфликт России с Украиной) совпала с циклом роста ключевой ставки в США и второй фактор перевешивает первый, объясняет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. Если бы ФРС не двигала ставку, повышая доходности других защитных инструментов (облигаций США), то мы бы видели преимущественно рост золота — на фоне напряженности между Россией и Западом.
Стоимость золота может поддержать текущая геополитическая ситуация, но в масштабах мировой экономики ситуация вокруг Украины и других горячих точек не имеет настолько сильного эффекта, чтобы заставить международных инвесторов закрыть глаза на динамику реальной ставки и бежать в золото в качестве тихой гавани, считает Асатуров.
Тем не менее аналитик «Системы Капитал» отмечает, что при таком темпе роста ставок падение золота обычно более стремительное, и тот факт, что котировки металла сейчас возле отметки $1600 за унцию, говорит о том, что многие инвесторы все же спасаются от текущих геополитических шоков именно инвестициями в этот актив.
Рост или падение
21 сентября, после комментария главы ФРС Джерома Пауэлла, спотовая цена на золото, а также фьючерс на драгметалл выросли в цене примерно на полпроцента. «Мы должны оставить позади инфляцию. Я бы хотел, чтобы были способы сделать это безболезненно, но таких способов нет», — заявил глава ФРС после повышения ставки на очередные 0,75 п. п. Таким образом регулятор дал понять рынку, что будет бороться с инфляцией в США, несмотря на риск рецессии и роста безработицы.
Однако небольшой рост стоимости золота не похож на разворот тренда падения, говорит Емельянов. Это лишь колебания актива на фоне высказываний ФРС и геополитических новостей, объясняет он.
Если обратиться к техническому анализу, то сейчас динамика цен на золото формирует техническую фигуру «голова и плечи», рисуя второе плечо, указывает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Согласно теханализу, падение спотовых цен может продолжиться примерно до уровня $1500-1550 за унцию, после чего цены могут перейти к росту, заключает Лукичева. В «Системе Капитал» предполагают, что к концу года биржевые цены на золото могут снизиться до $1300-1500 за унцию.
По мнению аналитика ФГ «Финам» Александра Потавина, в перспективе шесть-девять месяцев ужесточение денежно-кредитной политики в США закончится, поскольку сильный рост ставки негативно скажется на экономике. «Почти наверняка к тому времени мы увидим и снижение инфляции как следствие торможения в экономике. По этой причине уже во второй половине 2023 года ставки могут опять начать снижать», — предполагает он. Это время может быть наиболее благоприятным для повышения цен на золото, заключает Потавин.
В то же время Лукичева отмечает, что физический металл в монетах и слитках торгуется со значительной премией к биржевой цене золота — это говорит о постоянном спросе на физический металл. «Например, слиток золота 1000 грамм в коммерческих банках России стоит около 3,21 млн рублей, что равно примерно $1723 за унцию — т .е. премия в $68 на унцию сохраняется», — рассказывает аналитик.
Учитывая долгосрочную тенденцию роста, а также спрос на физические слитки металла, можно сделать вывод, что золото не прекращало быть защитным активом и показывает гораздо лучшую динамику в кризисный период, заключает Лукичева.
Помимо золота, страховым активом можно также считать серебро, указывают в «Открытие Инвестициях». При инвестициях в серебро нужно учитывать более высокую волатильность цен на этот металл и его корреляцию с рынками цветных металлов, что может негативно отразиться на ценах в период рецессии.
Емельянов среди ближайших аналогов золота называет другие драгметаллы: платину, палладий, серебро. Однако эксперт предупреждают, что все эти металлы могут служить защитой от инфляции доллара, но не от высоких ставок.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.