Вне биржи и по договору: кто и как продает и покупает заблокированные акции
Из-за санкций на фоне «спецоперации»* России на Украине многие российские инвесторы в последние месяцы столкнулись с блокировкой иностранных ценных бумаг. По данным ЦБ на начало июля, только акций, принадлежащих инвесторам-физлицам, было заблокировано на сумму более 320 млрд рублей. Именно тем, что инвестирующие в иностранные бумаги неквалифицированные инвесторы могут фактически потерять право распоряжаться своими активами, и объяснял ЦБ свои планы лишить их возможности покупать зарубежные акции.
Биржевые торги иностранными бумагами на Мосбирже не ведутся с конца февраля. С блокировкой бумаг столкнулись клиенты подсанкционных брокеров — структур крупных банков, которые попали под американские блокирующие санкции «первой волны», сразу после начала боевых действий. Хотя подсанкционные брокеры переводили иностранные портфели клиентов другим брокерам, которые под санкции не попали, в части случаев это не помогло — бумаги оказались заморожены, несмотря на перевод. Кроме того, в конце мая Центробанк остановил торги иностранными бумагами, на которые приходилось примерно 14% от клиентского портфеля брокеров в денежном выражении, доступного для торгов на СПБ Бирже — основной площадке для торгов зарубежными акциями. Эти бумаги были заблокированы международными депозитариями. Из-за разорванных отношений между Euroclear и НРД (Национальный расчетный депозитарий, входит в группу Мосбиржи) недоступными к продаже или покупке через российских брокеров оказались также ETF от компании FinEx. Инвесторам с замороженными активами, которые не хотят ждать разблокировки бумаг, пришлось искать варианты, как вернуть деньги.
Внебиржевые торги
Сейчас российские инвесторы могут продать заблокированные акции на внебиржевом рынке — например, на таких площадках, как Санкт-Петербургская валютная биржа или MOEX Board.
Чтобы купить или продать ценные бумаги на внебиржевом рынке, нужно открыть счет у аккредитованного брокера и иметь статус квалифицированного инвестора. Доступ к внебиржевому рынку предлагают многие брокеры, например «Финам», БКС, «Фридом Финанс». Важно понимать, что цена активов на внебиржевом рынке может отличаться от цены на бирже: это происходит из-за более низкого объема торгов.
В случае с заблокированными активами основная проблема состоит в поиске покупателя. Так, «Алор брокер» запускал услугу по продаже заблокированных акций на внебиржевом рынке, однако спроса на такие активы не было, рассказал представитель компании. Найти покупателя можно самостоятельно, например через социальные сети. Так, если клиент самостоятельно найдет продавца, брокер может помочь совершить сделку, рассказал замгендиректора по брокерскому бизнесу компании «Финам» Дмитрий Пантеровский. За сделку брокер берет свои комиссионные: например, в «Финаме» это 0,118%, но не менее 1450 рублей.
Брокеры пытаются облегчить клиентам поиски покупателей на заблокированные активы. Так, брокер «Открытие Инвестиции» создал Telegram-бот для торговли еврооблигациями на внебиржевом рынке. Подключиться к чату может любой брокер, а пока торговать через бот могут клиенты «Инвестиционной палаты» (брокера, которому «Открытие Инвестиции» перевел иностранные бумаги своих клиентов). Покупку замороженных активов можно также предложить своему брокеру, однако нет гарантии, что ему будет интересна такая сделка, указывает «Открытие».
Договор купли-продажи
Еще один обсуждаемый способ продажи заблокированных активов — заключение договора купли-продажи. Однако для того, чтобы покупатель приобрел права на ценные бумаги, переход прав должен быть зарегистрирован в организации, которая ведет учет прав на ценные бумаги, — в депозитарии, объясняет юрист Forward Legal Олег Груздев.
Для того чтобы покупатель приобрел права на акции, о заключенной сделке нужно уведомить регистрирующую организацию — в случае с ценными бумагами это депозитарий, в котором они хранятся. Если права на акции учитывает российский депозитарий, то для их передачи препятствий не возникает, поясняет юрист. Если же учет ведет иностранный депозитарий, то есть высокая вероятность того, что он откажет в проведении операции из-за санкционных ограничений.
Однако эту юридическую тонкость можно обойти: при заключении договора стороны могут поставить момент перехода прав на акции в зависимость от отлагательного условия — внесения иностранным депозитарием записи о переходе прав на акции, добавляет Груздев. Это, в свою очередь, произойдет после снятия санкций.
Покупатель и продавец должны понимать, что без внесения такой записи покупатель не станет собственником акций. По общему правилу, он не сможет участвовать в распределении дивидендов, в голосовании на общих собраниях участников, а также извлекать выгоду от изменения рыночной стоимости акций. Тем не менее закон не запрещает сторонам договориться, что продавец обязуется перечислять покупателю все дивиденды и уплачивать ему деньги в зависимости от изменения рыночной цены акций. В таком случае договор купли-продажи приобретет признаки дериватива, добавляет Груздев.
Это значит, что стороны сделки могут самостоятельно позаботиться о соблюдении положений по внесению приходных записей в регистратор, однако при этом важным моментом для продавца является, в какой момент будут переданы деньги — до или после окончания регистрации смены собственника, добавляет адвокат Amulex Виктория Соколова.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.