Путин попросил поддержать финансирование «техов»: стоит ли покупать их акции
Российские быстрорастущие технологические компании, такие как «Яндекс» и Ozon, должны получить возможность привлекать «отечественный частный капитал» для развития своего бизнеса. Об этом 18 июля заявил президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Он поручил сформировать механизмы привлечения российского капитала вместо иностранного в ближайшее время. Также президент поддержал идею запрета иностранного программного обеспечения на любых объектах критической инфраструктуры, включая негосударственные.
На фоне заявлений президента в понедельник, 18 июля, акции Ozon подорожали на 9%, «Яндекса» — на 3,5%. Вслед за ними подросли бумаги других компаний сектора. Однако удержать этот рост во вторник не удалось — например, акции «Яндекса» окончили в минусе на 1,4%.
Чем привлечь капитал
С начала «спецоперации»* России на Украине IT-индекс Мосбиржи просел сильнее других отраслевых индексов российского рынка — на 47,9%. За это время котировки акций Ozon снизились на 20,4%, «Яндекса» — на 48,5%, VK — на 31,8%, HeadHunter — на 71,6%. Все эти компании имеют фундаментальные факторы роста, однако понедельничное повышение котировок было скорее эмоциональной реакцией на слова президента, говорит партнер Capital Lab Евгений Шатов. В текущих условиях на низколиквидном рынке любая новость может спровоцировать заметное движение котировок, что и произошло в начале недели, добавляет главный аналитик по структурным продуктам УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгения Нестеренко.
Долгосрочный рост может сформироваться только тогда, когда появятся реальные действия властей по поддержке компаний технологического сектора, говорит директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. Однако учитывая иностранную регистрацию большинства российских «техов», реальная государственная поддержка будет возможна только тогда, когда они вернутся в российскую юрисдикцию, отмечает Нестеренко.
Каким образом планируется привлекать капитал в российские технологические компании, пока до конца непонятно, говорит руководитель дирекции по работе с акциями УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. Он отмечает, что частные инвесторы будут обращать внимание на возврат вложений в долгосрочной перспективе. Теоретически возможен вариант государственных инвестиций. «Но стоить помнить, что у государства могут быть другие цели, не связанные с возвратом капитала, и это, напротив, может отпугнуть частный капитал. Например, для государства может быть цель — быстрый рост компании, а возврат инвестиций — вторичен. Логично дать дополнительные льготы для высокотехнологичных бизнесов, что может ускорить возврат на капитал», — говорит Харин.
Все компании технологического сектора, которые выпускали конвертируемые еврооблигации, пострадали от их досрочного погашения и реструктуризации. В текущих условиях все они заинтересованы в упрощенном получении дополнительной ликвидности для развития проектов, говорит Евгения Нестеренко из «Ингосстрах-Инвестиций». «Особенно дополнительное финансирование может быть интересно VK как компании, консолидирующей социальные сети и имеющей возможности существенно расширить присутствие после ухода международных IT-гигантов. И Ozon, который фактически приостановил экспансию из-за ограничений доступной ликвидности в ситуации проблем с конвертируемыми еврооблигациями», — говорит она.
Факторы роста
Российские технологические компании давно торгуются с дисконтом к зарубежным аналогам, однако в последние месяцы разрыв стал «действительно большим», говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. Он связывает это с низкой прогнозируемостью сектора, проблемами с привлечением финансирования, иностранным листингом или регистрацией почти всех компаний сегмента. Также негативное влияние оказывают значительные просадки рынков, на которых работают российские «техи», и зависимость компаний от зарубежного оборудования и софта. «По результатам начала года можно сказать, что компании в целом неплохо преодолевают кризисный период, но важна будет дальнейшая динамика», — говорит аналитик. При этом Ozon, «Яндекс», VK, Циан и HeadHunter в первом квартале не представили «откровенно слабых» результатов, а показатели «Яндекса» и Ozon были сильными, указывает Михайлин.
«Спецоперация» на Украине привела к уходу иностранных компаний с российского рекламного рынка и стриминга. Бенефициаром этого стал «Яндекс», говорит Константин Асатуров из «Системы Капитал». Кроме того, «Яндекс» занял практически монопольное положение на рынке такси и претендует на такую же позицию в сфере доставки еды, если состоится сделка с VK по выкупу Delivery Club. «Кроме того, мы видим отличные перспективы в электронной коммерции через развитие «Яндекс.Маркет», а также в выходе на рынки «дружественных» стран, например в Латинской Америке», — добавляет Асатуров.
Котировки «Яндекса» в последнее время снизились чрезмерно и сейчас не учитывают будущего восстановления финансовых показателей, прибыльной бизнес-модели и доминирующего положения на российском рынке, добавляет директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков.
Ozon может развиваться за счет ожидаемого двузначного роста рынка интернет-торговли в России, продолжает Асатуров. Развитие онлайн-торговли будет связано с тем, что продавцы в кризисный период предпочтут сократить арендные платежи и сэкономить на зарплатах. Потребители также предпочтут онлайн-сегмент из-за возможности экономить в условиях снижения доходов. Также Ozon может выиграть от налаживания параллельного импорта в Россию после ухода значительного числа иностранных ретейлеров, говорит Евгений Шатов из Capital Lab. Оценивать перспективы VK нужно после окончательного «развода» со «Сбером» и оценки доли рекламного рынка.
Привлекательная кибербезопасность
Геополитическая напряженность и обострение киберугроз делает привлекательным для инвестиций сегмент кибербезопасности, особенно после ухода иностранных компаний из России, говорит Евгений Шатов. Так, акции Positive Technologies на Мосбирже с начала «спецоперации» подорожали почти на 40%. «Этот сегмент развивается рекордными темпами с точки зрения роста объема выручки и в будущем будет получать стимулирование со стороны государства. К примеру, клиентами Positive Technologies являются практически все крупнейшие банки, крупнейшие министерства, все операторы связи и крупнейшие нефтегазовые корпорации», — говорит Шатов.
Сейчас сегмент кибербезопасности выглядит максимально привлекательным для инвестиций, добавляет аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Он отмечает, что Positive Technologies — единственная из всего технологического сектора компания, которая платит дивиденды инвесторам.
Какие риски
Основной риск для инвестирования в акции российских технологических компаний — геополитика, поскольку новые пакеты санкций расширяются и затрагивают новые сферы, говорит Евгений Шатов из Capital Lab. Ограничения уже отразились на возможности «техов» привлекать иностранное финансирование и пользоваться зарубежными технологиями. «Создание собственных технологий — это длительный процесс, который может растянуться на многие годы», — добавляет эксперт. Кроме того, он указывает на то, что высокое внимание государства к технологическому сектору может быть связано со стремлением получить контроль над информацией.
В условиях санкций технологические компании также сталкиваются со снижением размера рынка сбыта своих услуг, говорит Эдуард Харин из «Альфа-Капитала». «Ранее многие компании могли рассчитывать в том числе на западные рынки, сейчас в условиях санкций, потенциальный рынок может стать меньше», — говорит он.
Также риски создает повышенная конкуренция в технологическом сегменте, добавляет Константин Асатуров. А активное расширение порождает операционные риски. Еще одним негативным фактором можно считать отсутствие дивидендных выплат у большинства игроков технологического рынка. Это лишает бумаги «техов» поддержки инвесторов, которая наблюдается в других секторах, и делает их более чувствительными к изменениям в макроэкономических факторах, резюмирует Асатуров.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.