Российский фондовый рынок обвалился до февральских минимумов: что происходит
Почему дешевеют российские акции
Снижение индекса Мосбиржи — событие не последних дней. Отскочив в конце марта после самого длительного перерыва в торгах в истории российского рынка, он планомерно падает — с апреля по июнь индикатор снизился на 18,4%. Как отмечает ЦБ в обзоре рисков финансовых рынков, в это время снижались и отраслевые индексы, за исключением телекоммуникаций (+9%), электроэнергетики (+3%) и строительных компаний (+13%).
При этом объемы торгов на фондовом рынке остаются невысокими. В июне они были почти в пять раз ниже объемов до 24 февраля — 44 млрд рублей в день против 200 млрд. Розничные инвесторы, доля которых в объеме торгов акциями достигла 74%, «стали занимать выжидательную позицию на фоне неопределенности перспектив экономики и дивидендной политики крупнейших эмитентов», констатируют аналитики ЦБ. 30 июня индекс обвалился на 7,3% после того, как стало известно об отказе «Газпрома» от выплаты дивидендов впервые с 1998 года. Это решение вызвало разочарование и апатию участников рынка, говорит директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков. Последовавшее разъяснение министра финансов Антона Силуанова о том, что отказ от дивидендов был временным и впоследствии выплаты возобновятся, не показалось рынку убедительным, и он продолжил сползать к февральским минимумам, добавляет главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктор Тунев.
В целом от дивидендных выплат в этом году отказался ряд компаний из числа «голубых фишек», и это заставило инвесторов усомниться в качестве управления в крупнейших корпорациях, добавляет ведущий аналитик ИК «Фридом Финанс» Наталья Мильчакова. Те инвесторы, которые приобретали акции под дивиденды, стали их распродавать после наступления дивидендных отсечек, что тоже внесло свою лепту в общую негативную динамику российских акций, добавляет руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров.
Также на динамику рынка повлияло снижение цен на сырьевые товары, в том числе нефть, которое произошло на прошлой неделе, говорит руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых. Все больше инвесторов закладывают в цену активов мировую рецессию, отмечает она.
Также обвалу способствовало укрепление рубля, продолжает начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. Он указывает на то, что крепкий рубль давит на акции экспортеров, а их доля в индексе Мосбиржи составляет 64%.
Где дно рынка и как от него оттолкнуться
С технической точки зрения уровни поддержки для индекса Мосбиржи находятся в районе 2050-2100 пунктов. Если индекс упадет ниже, то это по сути откроет индикатору дорогу к февральским минимумам, предупреждает аналитик «Велес Капитал» Елена Кожухова. Такой сценарий падения вполне вероятен в случае снижения цен на энергоносители, введения новых санкций или тревожных новостей из корпоративных отчетностей, добавляет она.
До конца лета индекс Мосбиржи может снизиться до 2000 пунктов, а на отдельных корпоративных новостях может проседать до 1900-1950 пунктов, прогнозирует Наталья Мильчакова. «От уровней в 1950-2000 пунктов индекс Мосбиржи способен начать расти и, если не появится каких-либо еще негативных для фондового рынка новостей, до конца года может вернуться даже в область 2500-2600 пунктов. Скорее всего, восстановление роста рынка начнется осенью», — говорит аналитик.
По прогнозам Натальи Малых из «Финама», летом индекс Мосбиржи может уйти в диапазон 1900-2000 пунктов. А рост может возобновиться за счет перетока средств из депозитов и гособлигаций в акции. «Антикризисные вклады будут постепенно истекать, и высоких ставок на долговом рынке уже нет. Во-вторых, по мере того как эмитенты будут перестраивать логистику и решат вопросы с расчетами, они могут возобновить выплату дивидендов. Или если акции сильно упадут, то могут объявить об обратном выкупе акций», — считает Малых.
Изоляция и доминирование частников
На фоне экономических изменений и ограничений для нерезидентов на фондовом рынке начали доминировать частные инвесторы. По данным Мосбиржи, в июне их доля на торгах акциями составляла 74%, притом что до введения ограничений доля была ниже 50%. «Потенциальная уязвимость такой ситуации заключается в возможном росте волатильности из-за однонаправленных действий большого количества частных инвесторов на фоне негативного информационного фона. Пока указанный риск не реализовался, и рынок, несмотря на рост волатильности, продолжает сохранять устойчивость», — говорится в обзоре ЦБ.
В этих условиях для рынка характерна низкая ликвидность, которая обусловлена отсутствием нерезидентов, а это значит, что любой приток средств может остановить падение и развернуть бумаги к росту, говорит Виктор Тунев из «Ингосстрах Инвестиций». «Вопрос, будут ли частные инвесторы теперь активно покупать», — добавляет аналитик.
При этом в условиях санкций российский рынок оказался независим от процессов, происходящих на иностранных площадках. В частности, практически утрачена связь с динамикой американского рынка, она почти никак не сказывается на российских акциях, объясняет Тунев.
Ушла с российского рынка и сезонность. Если раньше сниженную динамику можно было связать с летними месяцами, то теперь это не работает. «Статистические выкладки в духе sell in May, and go away («продавай в мае и выходи») в текущих условиях, когда по сути надо перестраивать экономику, можно выбросить в окно», — говорит Наталья Малых из «Финама».
Инвестору
Сейчас рынок российских акций «экстремально дешев», говорит Виталий Исаков из «Открытия». А это значит, что покупки, сделанные сейчас, могут оказаться очень выгодными в горизонте трех-пяти лет, даже если снижение будет продолжаться некоторое время. Пытаться «нащупать дно» эксперт не советует, потому что «на каждом новом минимуме делать это будет все страшнее и страшнее».
Покупку российских акций сейчас стоит рассматривать тем, кто планирует инвестировать на долгий срок, соглашается Виктор Тунев из «Ингосстрах Инвестиций». «Для инвестиций на более короткий срок (1-2 года) лучше рассмотреть сегмент рублевых облигаций, где сохраняется потенциал роста цен и снижения доходности вслед за ключевой ставкой Банка России», — добавляет он.
Что касается отдельных секторов экономики, то в среднесрочной перспективе лучше других будут себя чувствовать компании розничного сектора, химической промышленности и электроэнергетики. Это связано с тем, что они наименее подвержены санкциям, объясняет Елена Кожухова из «Велес Капитал». Динамика нефтегазовых эмитентов, которые обладают высокой долей в индексе Мосбиржи, будет зависеть от того, как они перестроят бизнес в условиях ограничений.