Alibaba оправляется после нескольких лет неудач: стоит ли покупать акции компании
Что случилось
Акции крупнейшего китайского онлайн-ретейлера Alibaba после выхода отчетности компании за I квартал 2022 года выросли почти на 15%, до $94,5 млрд.
Выручка Alibaba составила $32 млрд, увеличившись на 9% по сравнению с прошлым годом. Наибольшую долю заработка принесли сервисы электронной коммерции внутри страны (платформы Taobao и Tmall) — $22 млрд, еще $3 млрд пришлось на облачные услуги компании и $1,6 млрд — на сегмент местных потребительских услуг (в него входит сервис по доставке еды Ele.me, сервис бронирования отелей Fliggy и цифровые карты Amap). Эти три категории росли наибольшими темпами.
Операционная прибыль компании в 2022 году составила $2,6 млрд — I квартал 2021-го компания закончила с операционным убытком более чем $1 млрд. В то же время скорректированная EBITDA компании снизилась на 30%, до $2,5 млрд, а чистый убыток составил $2,56 млрд. Это «бумажный» убыток от инвестиций в акции публичных компаний, указано в отчетности. Если исключить этот эффект, то заметно, что динамика операционного бизнеса положительная, а выручка — выше консенсус-прогноза, отмечает аналитик и руководитель исследований «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. Вычитать подобный эффект при анализе показателей у компаний с крупными инвестиционными вложениями в публично торгуемые компании — стандартная практика, добавляет управляющий активами «Система Капитал» Дмитрий Терпелов.
Рекордным стало количество активных ежегодных пользователей Alibaba Group — 1,3 млрд человек. Из них 1 млрд — это пользователи из Китая, что также рекордный показатель для компании. Международное направление компании, которое включает компании Lazada, AliExpress, Trendyol и Daraz, за последний год обслужило 305 млн активных пользователей. Объем оборота товаров (GMV — Gross Merchandise Value) международного направления за год составил $54 млрд.
Стандартного прогноза на будущий год компания не дала — Alibaba сообщила, что с середины марта ее китайский бизнес «серьезно пострадал» из-за эпидемии коронавируса. Учитывая неопределенности, которые вносит пандемия, пока компания воздерживается от прогнозов.
Крупным планом
Alibaba — один из крупнейших китайских онлайн-игроков, который больше всех пострадал от давления на технологические компании со стороны властей Китая. Это понизило капитализацию компании на миллиарды долларов.
Пекин начал антимонопольное расследование в отношении Alibaba в ноябре 2020 года. Компанию подозревали в том, что она заставляет партнеров отказываться от сотрудничества с ее конкурентами. В апреле 2021 года расследование завершилось: регулятор наложил на Alibaba рекордный антимонопольный штраф в размере $2,8 млрд. Кроме того, в ноябре 2020 года компании пришлось отказаться от проведения IPO своей финтех-дочки Ant Group, в ходе которого планировалось привлечь рекордные $34 млрд. Размещение пришлось отменять за два дня до запланированной даты, официально — из-за изменений регуляторных требований, по информации СМИ — из-за неосторожных высказываний основателя Alibaba Джека Ма в адрес китайской финансовой системы. В итоге Alibaba договорилась с регулирующими органами о том, что Ant станет финансовым холдингом и будет подчиняться тем же требованиям, что и банки.
В октябре 2020 года акции компании достигли рекордной стоимости $309, однако с тех пор лишь теряли в цене. За почти два года Alibaba потеряла 69% от пиковой стоимости, и сейчас ее акции торгуются на уровне 2017 года. Стабильности акциям компании не добавлял и риск делистинга с Нью-Йоркской биржи, который был возможен, если бы Комиссия по ценным бумагам и биржам США не получила доступ к аудиту компании.
Для инвестора
Alibaba — тот случай, когда ожидания инвесторов были настолько низкими, что даже небольшого позитива в финансовой отчетности хватило для отскока, объясняет аналитик «Финам» Сергей Кауфман. Кроме того, выход положительной отчетности компании совпал с ралли акций IT-сектора в этот день, которое во многом обусловлено отскоком от локальных минимумом индексов и хорошей отчетностью некоторых ретейлеров вчера, добавляет аналитик «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. Так, в четверг вышел положительный отчет крупного американского ретейлера Costco.
«Для китайских техов ветер задул в паруса, смягчение регулирования и снижающиеся риски массового делистинга помогают развернуться этому сектору китайского рынка», — говорит начальник управления инвестиционного консультирования «Велес Капитал» Виктор Шастин.
В «Финаме» ожидают, что следующий квартал для Alibaba окажется сложнее прошедшего из-за замедления экономики Китая после серии локдаунов, но потом результаты компании могут продолжить улучшаться — власти Китая планируют стимулировать экономический рост фискальными и монетарными мерами. По подсчетам Bloomberg, страна вольет в экономику $5,3 трлн. На этом фоне Alibaba может повысить прибыльность своего основного направления электронной коммерции, а также продолжить развивать сегмент облачных вычислений.
Многие инвестбанки уже пересматривают свои взгляды на акции Alibaba, видя их дешевизну, единственный фактор, который мешает росту, — геополитика, уверен Комаров из «Тинькофф Инвестиций». Сложность отношений между США и Китаем и факт зависимости компаний Китая от листинга в Штатах не дадут инвесторам расслабиться, считает он. Особенно критичным для китайских бумаг будет сценарий развития ситуации вокруг Тайваня, соглашаются в «Финаме» и «Тинькофф Инвестициях».
В «Финаме» также позитивно смотрят на акции Alibaba, хотя признают, что их последняя установленная целевая цена $250,6 за акцию нуждается в пересмотре в сторону понижения. «Велес капитал» установил целевую цену $212 за акцию, однако объясняет, что при определении цены ориентируется на средние мультипликаторы компании за последние несколько лет.
К вопросу приобретения акций для долгосрочного инвестирования стоит вернуться позже, по мере появления признаков улучшения экономической ситуации в Китае, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Никита Покровский. Наиболее вероятным сценарием на ближайшие полгода он считает движение цены внутри диапазона $90–115 за одну депозитарную расписку Alibaba.