«Конец лечебного голодания»: как рынок акций приходит в себя после месячного перерыва
Торги акциями на Мосбирже возобновились 24 марта. До этого площадка была закрыта почти месяц после обвала на фоне начала российской «спецоперации»* на Украине. Сначала к торгам допустили 33 бумаги из индекса Мосбиржи, 28 марта инвесторам стали доступны сделки с бумагами всех компаний с первичным листингом в Москве, а 29-го к ним добавились бумаги российских компаний, торгующихся за рубежом.
Индикатор самых ликвидных акций площадки, индекс Мосбиржи, с момента возобновления торгов вырос на 11,7%, бумаги некоторых компаний показывают впечатляющую динамику и дорожают на десятки процентов. Как российский фондовый рынок ищет себя в новых условиях?
Низкая ликвидность и дефицит предложения
Фондовый рынок, открывшийся после перерыва, существует в условиях ряда экономических ограничений. Например, россияне не могут покупать наличную валюту, а снимать с валютных счетов можно не больше $10 000, выводить деньги за рубеж по сути нельзя. По словам портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, в таких условиях российские акции остались основным инструментом долгосрочного инвестирования. Также на рынке действует запрет на продажу российских акций инвесторами-нерезидентами, они в торгах сейчас не участвуют, при этом, по словам Скрябина, в отдельных бумагах доля держателей-нерезидентов превышала 50%.
«Ликвидность торгов упала по основным бумагам раза в три точно по сравнению с объемами последних шести-десяти месяцев, без учета колоссальных объемов февраля. Ограничения привели к тому, что низкая ликвидность, нет продавцов и есть рост [цен акций]», — говорит Скрябин. На закрытие 1 апреля объем торгов акциями составлял 77,9 млрд рублей, а 25 февраля, в последний день работы фондового рынка до перерыва — 186,2 млрд рублей.
Также на рынке действует запрет коротких продаж. На этой неделе ЦБ ослабил его, разрешив играть на понижение участникам клиринга. Однако на клиентов брокеров запрет по-прежнему распространяется. «То есть даже те, кто мог бы увеличить предложение на рынке, продав в шорт, не могут это сделать. А те, кто хочет и может покупать, есть всегда, на любом рынке. В особенности сейчас, когда акции сильно упали. Желание увеличивать инвестиции в убыточную позицию тоже широко известно среди игроков. Cпрос явно превышает предложение, что приводит не просто к росту цены, а к настоящему ралли. Рынок просто обречен расти», — считает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгений Малыхин сравнивает постепенный запуск торгов на Мосбирже с выводом пациента из лечебного голодания. «Когда человек голодает какое-то время, а потом выходит из этого состояния, он ест по чуть-чуть. Так и здесь. Сначала было 33 бумаги и меньше чем полдня торгов, и объемы очень сильно упали. Потом бумаг добавили, время торгов добавили. Был запрет на короткие продажи, потом его ослабили. Объемы сильно упали, но рынок был в стадии «лечебного голодания» и потом потихоньку начал запускаться, и запускаться очень грамотно», — говорит Малыхин.
Кто и как теперь торгует на рынке
В условиях, когда нерезиденты фактически остались за бортом фондового рынка, основными игроками стали внутренние институциональные фонды и частные инвесторы, говорит начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.
Также перед открытием рынка все участники ждали выхода ФНБ, который собирался потратить 1 трлн рублей на покупку ценных бумаг. Такая мера предполагалась для защиты рынка от сильного падения после открытия. Однако в итоге Минфин решил не использовать эти деньги в первые дни торгов.
«По ощущениям, с утра каждый день была какая-то централизованная закупка. Хотя все говорят, что ФНБ нет, возможно, это госбанки. Централизовано подскакивало все с утра, потом снижалось к закрытию. Такая динамика была эти дни, до новостей о сокращении спецоперации вблизи Киева, после этого стало стабильнее. Ликвидность слабенькая и есть ощущение, что мало кто еще участвует в торгах», — считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов.
Операции на фондовом рынке в новой реальности носят преимущественно краткросрочный спекулятивный характер, рынок отыгрывает новости и ожидания, не принимая во внимание фундаментальные факторы, утверждает Георгий Ващенко из «Фридом Финанс». При этом в целом инвесторы продают мало, поскольку портфели за последние месяцы значительно просели.
«Четыре года подряд число новых инвесторов, приходивших на рынок, удваивалось. Самый большой приток был в прошлом году. Соответственно, большинство частных инвесторов купило акции по ценам намного выше, чем сейчас. Психология частного инвестора подразумевает, что если портфель акций просел, то большинство не будет фиксировать убыток, а, если это возможно, подождет. Акции сильно упали за пять месяцев, и физлица, в основном, не торопятся фиксировать убытки», — говорит Ващенко.
Что происходило с акциями
Самый значительный рост с закрытия торгов 25 февраля по закрытие 31 марта среди ликвидных бумаг продемонстрировали расписки холдинга VK, они почти удвоились в цене. Более чем на 60% подорожали акции производителей удобрений «Фосагро», «Акрона» и «Куйбышевазота». Аутсайдерами первой торговой недели выглядят черная металлургия и энергетические компании. Акции «Северстали» и «Энел Россия» потеряли в цене более 10%.
Типичной картиной первых дней торгов стал резкий взлет цен отдельных бумаг. Так было с «Фосагро» и «Акроном», с VK, Цианом и «Самолетом». По словам Дмитрия Скрябина из «Альфа-Капитал», это связано с закрытием коротких позиций, которые оставались открытыми с 25 февраля.
Скрябин также обращает внимание на большую волатильность рынка в первые дни торгов. «Взять, например, ту же «Роснефть»: на открытии она была +10%, десять минут назад уже минус 11%, еще через пять минут — плюс три процента. Огромное движение цен на рынке, и это голубые фишки, в менее ликвидных бумагах движение еще выше. Это как шторм в море», — говорит Скрябин.
Понять правила игры
Вернуться к привычному фондовому рынку, каким он был до начала «спецоперации» на Украине, будет нельзя еще долго, считает Дмитрий Скрябин. Для этого должны быть разморожены активы России за рубежом, а иностранные инвесторы должны получить право продавать акции на российском рынке. При этом он прогнозирует, что повышенная волатильность будет постепенно снижаться по мере того, как инвесторы будут закрывать позиции. Он полагает, что в ближайшие две-три недели рынок продолжит рост, если не произойдет «ничего страшного» в плане геополитики и экономики. Также Скрябин обращает внимание на то, что многие компании российского рынка объявляют выкуп собственных акций (байбэки), и это будет поддерживать рост цен бумаг.
Евгений Малыхин из «Атона» указывает на то, что у российского рынка большой потенциал роста. По его словам, три года назад благосостояние богатых россиян Credit Suisse оценивал в $1,4 трлн. При этом объем российского фондового рынка аналитики «Атона» оценивают в $400 млрд, а рынков так называемых «недружественных» стран в $75 трлн. Сейчас неясно, смогут ли россияне продолжать инвестировать в «недружественные» рынки, а также будут ли созданы условия для инвестиций в «дружественные» рынки Китая, Индии, Бразилии и других стран, говорит Малыхин. С учетом ограничений и этих пока неразрешенных вопросов российский рынок может пережить рост, когда на него устремится значительный поток средств. Но все будет зависеть от новых правил игры на рынке. «Я бы сказал, что ключевой момент — это понимание правил игры, инфраструктуры. Думаю где-то 3-6 месяцев это понимание займет. И от этого может очень сильно зависеть движение на рынке. Надо понять, какие будут объемы, как иностранцев будут допускать, будет ли у нас китайский вариант рынка (с фактическим разделением фондового рынка на внутренний и внешний, для резидентов и для нерезидентов — Forbes), будут ли связи внутреннего и внешнего рынка», — резюмирует Малыхин.
Василий Карпунин из «БКС» подчеркивает, что альтернатив российским акциям для локальных инвесторов почти не осталось. «Ставки по вкладам в банках и ОФЗ заметно снизились. Вложения в недвижимость отталкивают перегретостью, неликвидностью и высоким порогом входа. Поэтому притоки от внутренних инвесторов продолжат оказывать поддержку российским акциям», — уверен он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.