К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Красота и жертвы: чем грозят пациентам «левые» косметологи и поддельные препараты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Не изучив информацию о том, что собирается вколоть ему косметолог, клиент рискует своим здоровьем. До половины инъекционных препаратов, применяемых в популярных категориях эстетической медицины, не зарегистрированы Росздравнадзором. Часть из них намеренно ввозится на рынок с помощью параллельного импорта, другие поставщики пользуются неосведомленностью потребителей. Лицензия и репутация клиник не всегда гарантируют надежность инъекций, хотя риски нарваться на опасные процедуры в частных кабинетах или на дому значительно выше

Красота и риски 

По данным компании «Право на здоровье», объем рынка инъекционной косметологии в 2024 году составил более 11 млн процедур и почти 100 млрд рублей. В расчетах были учтены процедуры ботулинотерапии, биоревитализации, контурной пластики и мезотерапии.

Каждый год на рынке фиксируется все больше не зарегистрированных в России, контрафактных и поддельных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Если в 2022–2023 гг. в сфере инъекционной косметологии использовалось семь незарегистрированных ботулотоксинов, фиксирует компания «Право на здоровье», то в 2024-м их число выросло до 13. Среди них такие препараты, как Refinex, Hutox, Meditoxin, Neurobloc, Zerotox. Из 127 обращавшихся на рынке в 2024 году филлеров только 69% имеют регистрационное удостоверение медицинского изделия Росздравнадзора. В сегменте биоревитализантов эта доля составляет 53% (всего 133 бренда), отмечают аналитики «Права на здоровье». 

Ботулотоксины в России должны регистрироваться в Минздраве как лекарственный препарат. Филлеры и препараты для биоревитализации и мезотерапии должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре как медицинские изделия. 

 

«В последние несколько лет с уходом многих крупных поставщиков и производителей с российского рынка к нам хлынул поток непонятных препаратов азиатского производства, — говорит главный врач клиники Professional Алена Саромыцкая. — Многие из них зарегистрированы для удешевления и простоты реализации как сыворотки для наружного применения. При этом используют их именно всерую, для интрадермального (подкожного. — Forbes) введения. Как всегда, повышенный спрос рождает, увы, не совсем здоровое предложение».

Общий объем серого рынка инъекционных препаратов для косметологии генеральный директор фармацевтической компании Blum Cosmetics Игорь Ефремов оценивает примерно в 50%. Например, в группе «биоревитализанты» соотношение зарегистрированных и незарегистрированных медицинских изделий составляет 60% к 40%, в группе «филлеры» объем серых препаратов — около 20%, ботулотоксина на сером рынке 7% (доля небольшая, поскольку он зарегистрирован как лекарственное средство), а поверхностных анестетиков, например лидокаина — около 55%.

 

Широкое распространение незарегистрированных препаратов связано, по его наблюдениям, с появлением новых нормативных документов по регистрации: проходить многоэтапную процедуру частным компаниям стало сложно и дорого. Ввозить эту продукцию помогает старое оформление приложения к регистрационному удостоверению, полагает Ефремов. «Это так называемое лысое приложение, где нет точного процента действующих веществ в составе, штук — эти требования появились не так давно, поэтому таможня пропускает препараты со старым приложением», — говорит эксперт. 

Убойная Karisma

В марте 2024 года воронежский дистрибьютор «Медицинская компания Джесс» вывел на российский рынок и начал активно продвигать среди косметологов и клиник итальянский филлер Karisma на основе коллагена. Поставщик провел презентацию продукта и выложил у себя на сайте регистрационное удостоверение от 12 марта 2024 года №РЗН 2024/12124, сообщив о регистрации медизделия «Имплант для внутридермального применения на основе гиалуроната натрия Karisma Face» от итальянского производителя «Таумедика С.Р.Л.» (Taumedika S.R.L.). Однако в реестре медицинских изделий Росздравнадзора этот филлер отсутствовал.

Вскоре в Росздравнадзор начали поступать запросы от участников косметологического рынка, общественных организаций и экспертов с просьбой разъяснить статус Karisma. В мае ведомство разослало по территориальным органам и медучреждениям письмо о том, что регистрационное удостоверение на итальянский инъекционный коллагеностимулятор Karisma подделано. Кроме того, Росздравнадзор направил информацию о поддельной регистрации в правоохранительные органы, было возбуждено уголовное дело. Однако, как говорят в компании «Право на здоровье», даже после этих мероприятий филлер Karisma был представлен на ряде региональных выставок и доступен к приобретению. В 2025 году продукт был также доступен в ряде интернет-магазинов, в том числе Cheap-fillers.ru.

 

В конце 2010-х годов компания «Институт красоты Fijie» вывела на рынок линейку биоревитализантов и филлеров под брендом Aquashine, которые сразу заняли лидирующие позиции на рынке. Позже поставщик переориентировался на другой продукт, Novacutan (биоревитализант под этим брендом сейчас является лидером по объему потребления в этой категории). Регистрационное удостоверение на биоревитализанты Aquashine было отменено с конца 2020 года, с этого периода продукт официально больше не продавался в России. В то же время в 2024-м он активно обращался на рынке, был доступен в целом ряде интернет-магазинов, а также на Wildberries.

Смертельные уколы

По данным компании «Право на здоровье», доля незарегистрированных в России анестетиков (относятся к категории лекарственных препаратов) в 2024 году составила 27% от общего объема потребления этих продуктов в инъекционной косметологии в натуральном выражении и 13% в денежном выражении. Среди незарегистрированных в России анестетиков, которые были зафиксированы в обращении в 2024 году — Light Frost, J-Cain, Eye Anesthetic Cream, Leed Frost и ряд других. Эти продукты доступны как в специализированных интернет-магазинах, так и на маркетплейсах, таких как Wildberries и Ozon.

За прошедшие несколько лет известно о нескольких случаях с летальными исходами. Например, в 2022 году Луховицкий районный суд Московской области при повторном рассмотрении уголовного дела ужесточил наказание врачу-косметологу, которая при проведении нитевого лифтинга превысила дозировку местного анестетика, введя пациентке 10%-ный раствор лидокаина вместо 1%-ного. Из-за этого у женщины развился системный токсический шок, и она скончалась. Назначенный врачу штраф в размере 250 000 рублей прокурор посчитал слишком мягким наказанием, и после пересмотра дела суд отправил врача в колонию на два с половиной года. 

Помимо нитевого лифтинга, лидокаин широко применяется в косметологии для аппликационной анестезии при биоревитализации, контурной пластике, перед инъекцией ботокса или лечением гипергидроза. 

Нередко косметологи для обезболивания используют не лекарственный препарат, а косметические средства с лидокаином, хотя его включение в состав косметики запрещено техническим регламентом Таможенного союза. Несмотря на все запреты и риски побочных действий вплоть до смерти, производители продолжают выпускать на рынок такие продукты.

 

Forbes ознакомился с отчетом НИЦ «Столичный эксперт» об исследовании косметических препаратов на содержание в них анестетиков. Всего было протестировано 20 косметических средств. Все они содержали запрещенный для косметики лидокаин, а девять продуктов также включали второй анестетик — прилокаин. Только в четырех продуктах концентрация анестетиков была меньше 10%: гели для наружного применения «lightfrost» 150 мл и MEG gel 30 мл и 150 мл (производитель ООО «Барриал»), крем Eye anesthetic cream numbs skin fast and simple operation 10 мг (производитель Anesthetic, США) и крем J-Cain 79,9% 250 г (производитель Inist Bio Pharmaceutical Co., Ltd., Южная Корея).

В остальных образцах концентрация анестетиков варьировалась от 10,6% до 16%. Речь идет о косметическом геле «АнестоДЕРМ» 300 мл (ООО «Гросс»), гели для наружного применения «lightfrost» 30 мл и MEG gel 150 мл (ООО «Барриал»), гель для вторичного охлаждения Anestet 35 мл (ИП Суворова С. И.), Numb Cream WL Cosmetics 30 мл (Китай), охлаждающий крем Tattuma 30 г (Китай, поставщик MakeEyes), крем-гель Neo Frizz 30 мл и 300 мл (ООО «Найс»), кремы ТКТХ Gold 25 Minutes Super Fast Numb и ТКТХ Deep Numbs по 10 г (Китай), косметический гель Skincaine Gel 10% 10 мл (ООО «ППК-Владимир»), крем J-Cain 79,9% 250 г и гель-крем J-Cain 29,9% 250 г (Inist Bio Pharmaceutical Co., Ltd., Южная Корея), гель Mildep professional new formula 30 мл (ООО «Макс Промоушн»). 

Эксперт лаборатории, сославшись на требования ТР ТС 009/2011, указал на недопустимость оборота этих продуктов на российском рынке.

Ничего личного

Лишь половина пациентов интересуется препаратами, которые им предлагают — люди «ходят на врача», «по рекомендации», «подешевле», делится наблюдениями Ефремов. Зачастую пациенты не просят чек, подтверждающий оказание услуг, говорит он. «Это лишает их возможности обратиться за защитой своих прав и интересов в случае нежелательных явлений. А исправить их порой либо нельзя, либо это будет гораздо дороже первоначального вмешательства. Привлечь виновных в таких ситуациях возможно только при наступлении административной или уголовной ответственности. Обычно это происходит в случае летальных исходов, других тяжелых последствий либо широкого общественного резонанса», — объясняет производитель. 

 

Наличие лицензии у клиники или специалиста снижает риски нарваться на некачественную услугу, но не сводит эту вероятность к нулю, считает Саромыцкая. «Во-первых, эстетическая медицина — это все-таки бизнес, и в желании заработать некоторые горе-предприниматели готовы рисковать здоровьем своих пациентов, — объясняет она. — А во-вторых, даже хороший медицинский центр не застрахован от обмана поставщика. В данном случае всегда может сыграть роль человеческий фактор».

 Чаще всего незарегистрированные препараты — это филлеры для контурной пластики, биоревитализанты и мезотерапевтические препараты, говорит врач. Среди последних особенно распространено использование так называемых липолитиков для локальной коррекции нежелательных жировых отложений. 

 «Таких средств на рынке немало, но вот препаратов именно прямого назначения, имеющих необходимую документацию на территории России, всего несколько штук. Поэтому серые косметологи и изощряются в желании набить карманы и удовлетворить запрос клиента. Это приводит к громким и трагическим историям, как недавний случай в Москве, когда 40-летняя женщина скончалась буквально сразу же после введения непонятного средства для уменьшения объемов живота», — отмечает Саромыцкая. 

В России в 2024 году работало 37 000 косметологов, из них более 1500 не имели медицинского образования, по данным компании «Право на здоровье».

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

02.04.2025