В центре Москвы в 2024 году открылось на четверть меньше предприятий общепита

В 2024 году на основных центральных московских улицах открылось 200 заведений общественного питания, что на 25% ниже показателя 2023-го, указано в сообщении консалтинговой компании NF Group (данные есть в распоряжении Forbes).
При этом половина новых открытий пришлась на классические рестораны и кафе, за счет чего их доля выросла, в то время как доля более демократичных заведений (точки продажи фастфуда и т.п.) снизилась, отмечают аналитики компании. По данным NF Group, процесс идет уже несколько лет: доля ресторанов в центре Москвы за последние четыре года увеличилась на шесть процентных пунктов (п.п.) и составила по итогам прошлого года 61%, доля баров и пабов осталась практически неизменной — на уровне 19%, а у столовых и заведений фастфуда — уменьшилась на 5 п.п., до 20%. На втором месте по открытиям — кофейни и чайные (40 заведений за 2024 год) и бары (19%).
Основная причина снижения темпов открытия — в нехватке качественных свободных помещений, указывают аналитики компании. За последние пять лет кафе, рестораны и другие заведения общепита стали основными арендаторами на улицах в центре столицы. Например, они заняли почти все помещения, освобожденные покидающими центр банками и страховыми компаниями, доля которых среди арендаторов свелась к минимуму, указывает NF Group в отчете за 2024 год. Сейчас новые помещения брать неоткуда — уровень вакансии в прошлом году был на рекордно низком уровне.
«В 2024 году мы наблюдали дефицит качественных помещений в аренду под заведения различных форматов в центральной части города. В дальнейшем это может ограничить темпы роста сегмента и стать сдерживающим фактором к открытию новых заведений», — объясняет директор направления стрит-ретейла NF Group Ирина Козина. В 2025 году открытие новых ресторанных заведений, вероятно, будет происходить за счет ротации арендаторов, полагают аналитики компании.
Демократичный сегмент ресторанного рынка сейчас активнее всего осваивается франшизами, и крупнейшие сети, которым с точки зрения имиджа важно присутствовать на основных торговых улицах, там уже свои предприятия открыли, а остальные франчайзеры и франчайзи даже не рассматривают такие локации, потому что малый бизнес в принципе не тянет ставки аренды на помещения, которые сейчас там можно найти — от 80 000 до 370 000 рублей за кв. м в год, объяснил гендиректор франчайзинговой сети бургерных, с который поговорил Forbes. Аренда помещения в центре, подходящего под фастфуд с небольшим посадочным залом, сейчас выливается примерно в 1 млн рублей за месяц, а это не дает сделать демократичную концепцию рентабельной, соглашается его коллега из сети лапшичных.
О готовности открываться в центре заявили в сети кофеен «Шоколадница» — одной из крупнейших и самых известных в столице. «Мы такие проекты делали и будем продолжать реализовывать. Наша стратегия — как сохранение нашего присутствия в центре Москвы, так и доступность для клиентов в новых развивающихся микрорайонах вокруг крупных жилых комплексов», — говорит управляющий директор ГК «Шоколадница» Олег Подгорный. Но вопрос рентабельности сейчас действительно стоит очень остро, поэтому нужно постоянно искать новые локации и выбирать те, где кафе будет эффективным, признает он: «Мы наблюдаем значительное увеличение стоимости открытия новых точек, а также рост арендных ставок. К этому добавляются высокие ставки по кредитам и депозитам, что создает дополнительные сложности для открытия успешных заведений».
В целом замедления открытий в сфере общепита сейчас нет, скорее наоборот — многие компании выбрали путь активного развития, уверяет основатель сети доставки суши и роллов «Ёбидоёби» Константин Зимен.
Число заведений общепита в городах-миллионниках за минувший год увеличилось минимум на 5%, до 98 000 точек, подсчитывал геосервис 2ГИС для Forbes. При этом Москва была в лидерах роста — к концу октября 2024 года здесь работало более 31 000 предприятий ресторанного бизнеса, на 7,6% больше, чем годом ранее.