К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Крупнейшая ювелирная сеть «585 Золотой» полностью откажется от франчайзинга

Магазин «585 Золотой» (Фото DR)
Магазин «585 Золотой» (Фото DR)
Сеть «585 Золотой» уведомила своих франчайзи о расторжении договоров с выплатой компенсации в 20 000 рублей. При этом каждый партнер инвестировал в бизнес миллионы рублей. Решение связано с изменением стратегии развития сети, каждому франчайзи будут предложены индивидуальные условия закрытия, объясняет руководство компании

Ювелирная розничная сеть «585 Золотой» намерена до конца года закрыть все свои франчайзинговые точки в связи с изменением стратегии развития сети, сообщил Forbes гендиректор компании Дмитрий Лазарев. К началу декабря сеть компании состояла из более чем 900 магазинов, около трети которых — франчайзинговые.

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Что будет с ювелирными франчайзи

Компания в конце ноября разослала всем своим франчайзи уведомления о намерении в течение месяца в одностороннем порядке расторгнуть с ними договор коммерческой концессии с выплатой 20 000 рублей компенсации, выяснил ресурс buybrend.ru. Это, по данным сайта «585 Золотой», сопоставимо с суммой роялти, которые франчайзи платили компании за месяц. Кроме того, партнеры сети выплачивали паушальный взнос в 200 000 рублей и инвестировали по 6–8 млн рублей в открытие франчайзинговой точки.

Такие условия расторжения предусмотрены договором, объяснил Forbes Лазарев. «Однако это лишь формальные обязательства, которые мы должны выполнить перед партнерами. Безусловно, с каждым франчайзи мы договариваемся на взаимовыгодных условиях», — утверждает он. В основном компания старается выкупить товар, а решения по магазинам принимает исходя из текущих рыночных условий, возможен и их выкуп, добавляет Лазарев. Переговоры с франчайзи идут достаточно давно, «585 Золотой» планирует отказаться от франшизы до конца года, и пока этот процесс идет без проблем для компании, партнеров и клиентов, уверяет он.

 

«Для поддержания скорости планируемых изменений, повышения эффективности работы и существенного роста интернет-продаж необходима централизация управления. Мы высоко ценим вклад наших партнеров-франчайзи, которые долгое время поддерживали рост и развитие нашей компании. Однако мы планируем существенно повысить уровень сервиса и стандарты обслуживания в магазине, поэтому в рамках новой стратегии нашей целью является развитие собственной розницы и отказ от франчайзинговых объектов», — сообщил Лазарев. По его словам, до конца года компания планирует открыть 40 собственных розничных точек нового формата, а в 2025 году — более 100.

Ситуация с закрытием франчайзингового направления и расторжением договоров с франчайзи выглядит как минимум нестандартно, и это серьезный финансовый ущерб для участника франчайзингового бизнеса, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Конечно, у партнеров будет возможность перейти под другой бренд, но остро встает вопрос дополнительных инвестиций — в новую вывеску, ассортимент, продвижение и прочее», — рассуждает он. По его мнению, позиция «585 Золотой» сформулирована неоднозначно: повысить стандарты можно было и для действующих франчайзи. Учитывая планы по открытию новых магазинов, стандартной практикой было бы предложить выкупить бизнес у франчайзи, как поступал, например, «Ростик'с» при желании заменить франчайзинговые точки собственными, заключает Бурмистров.

 

По данным INFOLine,  в первом полугодии «585 Золотой», являющийся безоговорочным лидером среди ювелирных сетей по числу магазинов, свою сеть сокращал — закрыл девять точек, снизив их общее количество до 956. При этом оборот компании за первые шесть месяцев года вырос по сравнению с тем же периодом 2023-го на 30,6%, до 21,1 млрд рублей. Правда, как и у других сетей, значительный вклад в этот рост внесло повышение цен на золото — с начала года оно, по данным аналитического центра Sokolov, которыми он поделился с Forbes, подорожало на 44%.

В целом же, как подсчитали эксперты центра, за девять месяцев 2024 года ювелирный рынок России в денежном выражении вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 26,3%, до 312 млрд рублей, а средний чек в ювелирной рознице увеличился на 17,7%, до 8632 рублей. По прогнозам экспертов, по итогам года рынок ювелирной розницы достигнет 450 млрд рублей, что на 23% выше результата 2023-го.

Настоящим драйвером роста рынка в этом году, помимо динамики цен на золото, стало существенное увеличение объемов продаж через маркетплейсы, отмечает Алина Колпакова, руководитель аналитического центра Sokolov. В сентябре доля маркетплейсов достигла рекордных 37% от ювелирного e-commerce, или 10,5% от всего рынка.

 

На изменение стратегии бизнеса могут повлиять и экономическая ситуация в стране, ведущая к снижению потребительского спроса, и конкуренция, и изменение моды и паттернов потребления, но шансов на успешное развитие всегда больше, когда ответы на вызовы франчайзер ищет вместе с франчайзи, считает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.

При этом один из основных конкурентов компании, ювелирная сеть Sokolov, продолжает развивать сеть франшиз как стратегическое направление. «У нас большие планы по расширению сети как основного бренда Sokolov, так и специализированного бренда франшиз Diamant, который компания начала развивать с лета 2022 года. Мы постоянно работаем над расширением пула партнеров и открыты к сотрудничеству с учетом наших внутренних политик, направленных на исключение конкуренции между торговыми точками сети», — рассказала Forbes коммерческий директор Sokolov Елена Шиманчук. Оборот франчайзинговых точек за 2023 год показал рост в 2,5 раза до 5,1 млрд рублей, а за девять месяцев 2024-го вырос на 50% относительно аналогичного периода прошлого года до 4,5 млрд рублей. По словам Шиманчук, к концу 2025 года компания намерена увеличить число франчайзинговых магазинов с 230 до 350.

Как в России закрываются франшизы

При решении владельца бренда расторгнуть договор франчайзинга у франчайзи есть три варианта: попытаться работать в той же нише самостоятельно, перейти на похожую франшизу или полностью сменить вид деятельности, и в российской практике дело чаще всего сводится к последнему варианту, рассказывает руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. Партнеры плохо защищены в таких ситуациях: около двух десятков опрошенных Forbes франчайзи разных компаний удивлялись вопросу о том, предусмотрены ли в их договорах какие-либо компенсации за одностороннее расторжение по решению владельца бренда, и сообщали, что никаких компенсаций нет либо они носят формальный характер.

Больше всего шансов в такой ситуации с минимальными потерями удержаться в своем бизнесе у франшиз в сфере услуг, поскольку они меньше зависят от силы бренда — например, детские центры, потеряв договор франчайзинга, могут продолжить самостоятельно работать со своей базой клиентов. Есть немало примеров, когда после ликвидации франчайзера его бывший партнер вносил в свой бизнес минимальные изменения — например, менял букву в вывеске и продолжал деятельность, напоминает Рождественская.

Франчайзи розничных компаний при потере договора могут успешно переключится на аналогичную по ассортименту и цене франшизу, например, в 2022 году так поступили некоторые партнеры закрывшейся сети товаров для дома Home Market, став партнерами конкурирующей сети Fix Price, рассказали Forbes двое таких предпринимателей. Но часто переход обходится недешево — приходится инвестировать в ребрендинг, новый ассортимент и заново встраиваться в новую систему продаж и завоевывать лояльность покупателей, предупреждает Рождественская. 

 

А вот ресторанам редко удается успешно перейти из одной франшизы в другую — слишком много отличается в разных концепциях, от поставщиков и фирменного стиля до целевой аудитории, говорит управляющий партнер компании «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. Обычно получаются плохие пародии, которые быстро закрываются, отмечает он. Истории успеха в этой сфере, как правило, связаны с управляемой передачей франшиз внутри одной концепции, как было, например, при превращении иностранных McDonalds и KFC в российские «Вкусно — и точка!» и «Ростик'с», напоминает Рождественская. Большинство франчайзи этих иностранных рестораторов в 2022 году быстро возобновили работу с новыми российскими владельцам концепций.

И
все же в большинстве случаев, когда франчайзер решает закрыть франчайзинговую сеть, потерявший договор партнер вынужден закрываться или менять вид деятельности. Это произошло с большинством франчайзинговых точек сети T2 (экс-Tele2), которая значительно сократилась в III квартале 2023 года, признает Денис Голещихин, директор по продажам
на массовом рынке оператора. После закрытия в 2021 году бренда натуральной косметики Mixit ее франчайзи не смогли найти других вариантов в косметической рознице. «Пришлось расторгнуть договор аренды, закрыть этот бизнес и заняться другим направлением», — рассказал Forbes бывший крупный партнер Mixit.

Освобождающиеся при закрытии франчайзинговых магазинов площади пока чаще всего поглощаются партнерскими сетями пунктов выдачи заказов и доставки — такими как ПВЗ Wildberries,
Ozon,
СДЭК или «Авито», рассказывает Ванчугов. «На помощь бывшего партнера особо рассчитывать не приходится, поэтому хорошо, что на месте бывшего магазина или салона почти всегда можно открыть ПВЗ — а потом уже разбираться, чем еще заняться дальше», — соглашается один из бывших франчайзи T2, так в свое время и поступивший. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+