Перед покупкой франшизы, как вы уже знаете, обязательно нужно изучить ее финансовую модель, договор с франчайзером и общие показатели надежности. А после этого обратиться к предпринимателям, уже работавшим с вашим потенциальным партнером. Вот что вам от них нужно.
Личный контакт
Первое и самое важное, что нужно помнить — в таком деле верить только отзывам в интернете нельзя. По нашей практике, большинство негативных отзывов оставляют конкуренты той или иной франшизы, а значительная часть положительных отзывов, скажу мягко — часть ее стратегии продвижения. Множество агентств, которые специализируются на формировании положительной репутации клиентов в Сети, стараются затмить негатив проплаченным позитивом. Безусловно, реальные франчайзи тоже оставляют отзывы, но отличить такой отзыв от заказного практически невозможно. Поэтому вам обязательно нужно лично пообщаться с потенциальным коллегой. Просить контакты франчайзи у владельца бренда можно, но тоже недостаточно — сначала попробуйте найти партнеров франшизы самостоятельно. Например, если речь идет о розничной точке или пункте услуг, приезжайте туда и смело спрашивайте владельца, объяснив, зачем он вам нужен. Поверьте, большинство франчайзи с радостью пойдут вам навстречу и поделятся своим опытом, ведь когда-то они были на вашем месте и их интересовало все то же самое, что и вас.
Разведка на местности
Если поговорить с собственником все же не получилось, то само посещение франшизной точки скажет вам о многом. Так, если вы собираетесь купить франшизу общепита, достаточно посетить предприятие сети в час пик. Сделайте заказ, расплатитесь картой и обязательно попросите чек. Как правило, вы увидите номер чека за текущий день. Обратите внимание на количество посетителей и заказы, которые они делают. Так вы сможете прикинуть размер среднего чека в заведении. Чтобы точнее оценить количество посетителей за день, попробуйте зайти еще раз ближе к закрытию, снова сделайте заказ и посмотрите на номер чека, сколько их было выдано после вашего первого посещения. Совокупность этих данных позволит предположить, сколько клиентов проходит через точку.
Проверка контрагента
Когда вы получите контакты действующих франчайзи от представителя франшизы, постарайтесь проверить, действительно ли ваш собеседник — партнер франшизы, а не подставное лицо. Недобросовестные франшизы нередко вместо контактов франчайзи дают вам контакты своих сотрудников, например, менеджеров отдела продаж. Заподозрить такой вариант можно, если во время общения с «франчайзи» вы слышите характерный гул большого офиса и/или работу колл-центра. Как вариант, спросите в таком случае в начале разговора точный адрес предприятия франчайзи и поинтересуйтесь, какие ориентиры на местности помогут до него добраться, то есть что за магазины, ЖК или офисные центры расположены рядом, или откуда к нему ходят клиенты. Подставной «франчайзи» может хорошо ориентироваться в цифрах и показателях, но вряд ли сможет рассказать о том, из какого бизнес-центра к нему приходят за кофе или за счет чего ему удалось переманить трафик у пекарни напротив.
Главные вопросы
Когда вы удостоверились, что с вами общается реальный партнер франшизы, можно перейти к заранее заготовленным вопросам. Еще раз напомню: не бойтесь их задавать, ведь каждый франчайзи понимает ваши страхи и опасения. Вот что нужно спросить у франчайзи в любом бизнесе:
- «Как давно вы открыли эту франшизу?» Если франчайзи работает менее года, скорее всего, он еще не полностью вернул вложенные инвестиции и может не до конца понимать все операционные вопросы. Однако его воспоминания о начале работы с франшизой, этапах запуска и сопутствующей поддержке еще свежи — больше говорите именно об этом.
- «Все, что вам обещали до подписания договора, выполнено полностью? Декларируемая поддержка и финансовые показатели соответствуют реальным?» Здесь вы уточните, не было ли расхождений в сумме инвестиций, уложился ли партнер в запланированный бюджет и качественно ли работали отдел запуска и сопровождения.
- «Одна ли у вас точка и планируете ли открывать еще?» Если у франчайзи, работающего более двух лет, только одно предприятие и нет планов на расширение -- это тревожный сигнал, скорее всего свидетельствующий об определенных проблемах с бизнес-моделью. В большинстве случаев за два года франчайзинговое предприятие окупается, и предприниматель задумывается о новой точке.
- «Что было для вас самым сложным?» Тут стоит не забыть уточнить, долго ли искали помещение, хватало ли клиентов, каким был уровень конкуренции, не было ли проблем с поиском и удержания персонала. При каждом ответе можно задать дополнительный вопрос. Например, если было трудно найти сотрудников, то как помогал франчайзер? Если мало клиентов на старте, то какой была маркетинговая подготовка к открытию точки и каким был маркетинговый план на первый квартал после запуска. Если долго искали помещение, то мешали или помогали требования франчайзера.
Конечно, здесь перечислены базовые вопросы. Не стесняйтесь спрашивать о конкретных цифрах выручки и прибыли, о возможных штрафах со стороны управляющей компании, о скорости ее реагирования на запросы партнера и о том, почему франчайзи остановил выбор именно на этом бренде — что стало решающим фактором.
В заключении хочу отметить, что предпринимательская деятельность — это всегда риск, даже с франшизой. Однако любой предприниматель стремиться минимизировать свои риски, и ваши будущие коллеги по франчайзинговой сети — лучшие помощники в этом деле. Воспользуйтесь шансом и получите от них максимум полезной информации.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора