К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В школу после 50: как москвичка купила франшизу IQ007 и успешно сменила профессию

Светлана Тишкова (Фото DR)
Светлана Тишкова (Фото DR)
Когда Светлана Тишкова решила сменить карьеру в крупном бизнесе на работу педагога, ее не взяли ни в одну школу. Тогда она создала сеть своих школ

«У меня сложилась своя философия, в истинности которой я убеждаюсь с возрастом: есть люди по натуре «травоядные» и «хищники». Если ты относишься к первой категории, то с любым образованием будешь мирно наслаждаться цветами на лугу. А если ты «хищник», то тебе захочется покорять, достигать признания окружающих, материальных благ», — объясняет Светлана Тишкова свой выбор карьерного пути. В юности она получила в родном Ярославле диплом школьного педагога, но по специальности ни дня не работала — уехала в Москву, сразу пошла в коммерцию, много лет отвечала за продажи в крупных компаниях и никогда не вспоминала о школе.

Дольше всего Тишкова работала региональным менеджером по продажам во французской компании Danone, которая запомнилась ей на всю жизнь благодаря корпоративной культуре очень высокого уровня — с полной поддержкой сотрудников и вниманием к проблемам общества. «Все сотрудники Danone, насколько мне известно, всегда были до безумия влюблены в эту компанию. А я до сих пор не признаю молочных продуктов других марок. Я была на заводе во Франции, видела, что такое живые бактерии и как организовано производство — стерильно и профессионально. Это оставило впечатление на всю жизнь», — вспоминает она.  

После Danone Тишкова устроилась коммерческим директором в крупную компанию, снабжающую рестораны алкоголем. Но когда ей исполнилось 50 лет, стала думать об уходе с работы. «Мне казалось, что я как руководитель не соответствую своей более молодой команде», — признается она.

 
Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Поиски верного дела

 Тогда она вспомнила о полученном когда-то образовании и стала искать работу, связанную с педагогикой. Но в школы ее не принимали, так как не было опыта, а где-то прямо ссылались на «неподходящий возраст».

Тишкова задумалась о своем бизнесе, но и здесь возникали вопросы: она много лет была вторым лицом в компаниях и не ощущала в себе способности с нуля придумывать бизнес-концепцию и самостоятельно ее реализовывать. Выходом стала франшиза.

 

«Я нашла рейтинг лучших франшиз Forbes и увидела там предложение школы скорочтения IQ007,  — рассказывает Тишкова. — Бизнес, связанный с педагогикой, показался близким по духу, и я загорелась идеей открыть школу. Стала читать отзывы действующих франчайзи проекта, посмотрела его сайт, который тогда был не таким, как сейчас, — казался стареньким и деревенским. Но от рассказов действующих партнеров сети школ на душе стало тепло».  

Сеть школ дополнительного образования IQ007 основана в 2009 году в Златоусте двумя земляками — предпринимателями Данилом Костроминым и  Вадимом Хабировым. С 2013 года она развивается по франчайзингу и сейчас объединяет 680 филиалов в девяти странах.

Светлана Тишкова (Фото DR)

Тишкова съездила в три школы IQ007, чтобы лично оценить обстановку. Яркая мебель, оранжевые стены, приветливые и открытые к общению сотрудники и управляющие — все ей понравилось. Она рассказывает, что уже хотела нажать на клавишу «Принять предложение», но останавливали сомнения, связанные со стартовыми вложениями в бизнес, — они казались непосильными.

 

Паушальный взнос у IQ007 тогда составлял 1,2 млн рублей, ремонт помещения должен был обойтись в 3 млн. В результате с учетом неизбежных сопутствующих расходов для старта бизнеса требовалось не менее 5 млн руб. «Мы с мужем хорошо зарабатывали, но были все-таки наемными сотрудниками и не ворочали миллионами, — признается Тишкова. — Я бы назвала наш уровень нижним средним классом: люди, которые могут купить хорошую новую машину, но в кредит». На запуск бизнеса было решено пустить то, что откладывали для покупки квартиры, но этого не хватало. Брать кредит они категорически не хотели.

«Супруг предложил подождать и пообщаться с франчайзером, и мы поехали на общероссийскую конференцию партнеров IQ007, — вспоминает Светлана Тишкова. — Познакомились там с основателями бизнеса Вадимом Хабировым и Данилом Костроминым. Их сразу заинтересовало то, что я продажник, а мой муж Андрей — финансист. Когда стали обсуждать вложения, один из них произнес ту самую фразу, за которую я невероятно благодарна и которая меня тогда успокоила: «У нас есть для вас решение». Уверенность и хорошее отношение плюс предложенная схема покупки франшизы в рассрочку решили дело. Светлана заключила договор и начала готовить к открытию первую школу.

Школа жизни и письмо счастья

Перед открытием бизнеса начинающая предпринимательница прошла обучение в Златоусте, где находится штаб-квартира IQ007.

Франчайзер дал инструкции по всем аспектам ведения бизнеса: поиску помещения, дизайну, набору пособий, получению образовательной лицензии, принципам и техникам маркетинговой и рекламной кампании. Но все же начинать было сложно, признается Тишкова. Первоначальные инвестиции были рассчитаны «очень плотно»: после оплаты всех расходов, связанных с ремонтом, открытием и приобретением пособий, удалось выделить средства только на зарплату двум педагогам. На работу взяли выпускниц педвузов, которые согласились поехать на очную подготовку в Златоуст. На администратора и уборщицу денег уже не хватало. «Мы вместе с мужем сами убирали школу по вечерам — два высокооплачиваемых специалиста в прошлом»,  — улыбается Светлана. 

Первая ее школа открылась 10 февраля 2017 года в московском районе Сокол, а к 28 февраля в ней было всего семеро учеников, вспоминает Тишкова. При этом средств на дополнительную рекламу не осталось.

 

Красивая школа, отремонтированная по всем стандартам, с оранжевой стеной и новенькими комплектами пособий, стояла полупустой. «Я рыдала тогда ночами, но утром вставала и говорила себе: «Я смогу», — вспоминает Тишкова. Она ездила по соседним школам, общалась с директорами, просила разрешения выступить на родительском собрании и провести мастер-класс. Это тоже оказалось сложно. Пришлось пройти через психологическую ломку: «Совсем недавно я была уважаемым коммерческим директором, ходила в шубе в пол, с бриллиантами на руках, ездила на Infinity. И мне нужно было сильно изменить свое отношение к жизни и иметь огромный стимул, чтобы посещать школы и умолять директоров разрешить у них пробное занятие».

Однако убедить педагогов было почти невозможно. Они говорили, что у них в школах проходят свои занятия по подготовке детей к школе и IQ007 для них конкурент. По данным мониторинга образования Высшей школы экономики, российские домохозяйства тратят на образование детей и подростков до 31% семейного бюджета. За 2019-2023 годы рынок дополнительного детского образования, по оценке компании «Гидмаркет», в денежном выражении увеличился на 32,4% и в прошлом году  его объем составлял 845,6 млрд рублей — это на 16% больше, чем в 2022-м. Рынок продолжает расти и развиваться и его будущее выглядит перспективным, учитывая его способность к адаптации и инновациям, отмечено в отчете компании. 

Несмотря на полную поддержку франчайзера, было непонятно, что делать дальше. Тут Светлане пришла в голову идея: получить от местных властей рекомендательное письмо для учебных заведений района. В составленном тексте Тишкова написала, что школа скорочтения IQ007 готова принимать учеников из малоимущих семей и помогать им учиться читать, и подчеркнула, что такое дополнительное образование обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, что не всегда возможно в общеобразовательных учреждениях. С этим письмом она пришла в городскую управу «Сокол», и глава района согласился его подписать. Forbes ознакомился с копией письма. 

Бумага буквально стала «письмом счастья», вспоминает Тишкова: с ним она отправилась в ближайшую школу, и директор пригласил ее провести серию тренингов для детей разного уровня в седьмых классах, чтобы подтянуть отстающих по чтению.

 

В других школах Светлане благодаря рекомендациям управы наконец разрешили выступить на нескольких родительских собраниях. Это было похоже на «речь в лифте» для стартапера: за пять-семь минут нужно было рассказать о том, что обучение в IQ007 дает детям, делится ощущениями Тишкова.

Ей удалось привлечь внимание родителей. Учеников стало больше: к концу апреля их набралось уже 70. Появилась возможность увеличить штат до пяти педагогов и логопеда. На четвертый месяц работы школа уже вышла на прибыль, а окупилась в итоге довольно быстро, за год — как и обещал франчайзер, рассказывает предпринимательница. Доверие родителей и учеников было завоевано и само по себе служило рекомендацией для новых клиентов. Больше не приходилось ездить по образовательным учреждениям и убеждать в качестве образовательных услуг. 

Через полтора года франчайзер предложил Тишковой открыть вторую школу в районе Аэропорт, а затем появилась и третья, в Тверском районе. «Это самая близкая к Кремлю школа IQ007 , — рассказывает Светлана. — Там особый контингент родителей, с которыми нужно общаться в определенном стиле. Этим у меня занимается менеджер, который умеет разговаривать с ними на одном языке. К нам ходят сами и водят детей много известных людей: актеры, телеведущие, государственные деятели». Ходят в школу не только дети: сейчас, например, среди учеников есть батюшка из московской епархии. Взрослым в IQ007 предлагают курсы скорочтения и занятия, развивающие способность запоминать большие объемы информации. Однако 97% учеников — дети.

Светлана Тишкова с коллективом (Фото DR)

Потом на северо-западе Москвы открылась четвертая школа. «А недавно был важный день, — делится предпринимательница. — Мы приобрели пятую московскую школу IQ007 в Филях. Выкупили ее у другого партнера сети. Он IТ-специалист, руководитель, но продажи оказались ему не интересны. А ведь мало открыть школу — важно суметь сделать так, чтобы о ней узнали все родители в радиусе 300 м».

 

Плоды образования и комфортный бизнес

Тишкова рассказывает, что за семь лет в бизнесе ни разу не пожалела о своем выборе, и после всех пройденных трудностей сейчас уже можно спокойно «полировать колесики» школ, которые работают как единый механизм.

По ее опыту, в среднем на третий-четвертый месяц работы школа скорочтения выходит в ноль, хотя многое  зависит от времени открытия, потому что есть сильный фактор сезонности и летом учеников мало. Одно занятие стоит 2200 рублей, абонемент на месяц — примерно 16 000 рублей, есть льготы, например для многодетных. Многие родители платят материнским капиталом. Зарплатный фонд занимает в выручке 40-45%, остальные расходы идут на закупку обучающих материалов, коммунальные платежи и прочие регулярные траты. 

Отзывы об IQ007 Тишковой в поисковиках хорошие, и по ним понятно, что клиенты особенно ценят, что обучение быстро приносит результат. «Дочери шесть лет, хорошо шла математика, а с чтением была просто беда. Каково же было мое удивление, когда уже через четыре (!!!) занятия в школе скорочтения мой ребенок стал читать все вывески на улице, названия книг и т. д.», — пишет один из родителей в отзывах в «Яндексе».

Структура уроков в IQ007 тщательно выстроена, время расписано поминутно, и это доказывает эффективность — дети нередко начинают читать неожиданно для себя и для своих родителей, рассказывает Тишкова. «Однажды мне поздно вечером позвонил отец одной из учениц и чуть не плакал в трубку: представляете, она у меня сидит в кресле и читает!» — делится предпринимательница.

 

Чтобы бизнес в сфере образования оставался конкурентоспособным, необходимо постоянно расширять тематику уроков, включать в расписание новые предметы и методики. За это отвечает управляющая компания, которая, по словам Тишковой, постоянно разрабатывает новые методические материалы. Кроме того, она создает условия для обмена опытом внутри компании: проводит совместные выезды на франчайзи-сессии, помогает руководителям школ поддерживать тесные связи. «У нас совсем нет внутренней конкуренции, — утверждает Тишкова. — Вот почему я называю нас «рыжей семьей» (эмблема IQ007— рыжая лиса). Мы общаемся во внутренних чатах, делимся идеями и наработками. Если ребенок из моей школы переехал на лето в Барвиху, я сама соберу его рабочие тетради и отвезу туда, в местную школу нашей сети, чтобы он там занимался по той же методике».

На одной из последних встреч франчайзи обсуждали, как предотвратить выгорание педагогов. Это одна из самых актуальных проблем в сфере образования, так как работа с детьми отнимает больше эмоциональных сил, чем любая другая, говорит Тишкова, добавляя, что у нее самой и ее сотрудников симптомов выгорания нет. За последнее время она смогла перестроить свой бизнес таким образом, чтобы не принимать участия в оперативной работе каждой школы. У них есть управляющие, «хозяйки» школ, которые формируют расписание педагогов — штатных и работающих на аутсорсинге. Например, у Тишковой внештатно работают носители китайского и английского языков и частично преподаватели программирования. «Наши школы небольшие, по пять-семь кабинетов, и задача «хозяек» школ в том, чтобы создать теплую атмосферу, в которой хорошо и преподавателям, и ученикам. Я, со своей стороны, сделала все, чтобы сотрудникам было хорошо: у них удобное расписание, отпуск летом, корпоративы, совместные походы в театр. И, наконец, никто и никогда не заставит нашего педагога работать с тем ребенком, которому он не может помочь», — рассказывает она.

С индивидуальным, штучным подходом к ведению бизнеса, которого требует детское образование, трудно целиться на создание большой сети, поэтому уже достигнутый результат Тишкову удовлетворяет. Впрочем, возможно, к своей семье школ она добавит еще несколько — но только если будет чувствовать, что ей по силам не снижать планку.

В сети IQ007 есть франчайзи и с бóльшим количеством филиалов, но Светлана Тишкова — один из лидеров по финансовым показателм и активности: она делится опытом с другими франчайзи, участвует в разработке образовательных программ, рассказывает руководитель отдела маркетинга компании Дмитрий Муртазин. «Если говорить сухо и цифрами, то, безусловно, она в десятке лучших франчайзи», — заключает он. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+