К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Турнир на миллиард: как ФИФА превратила чемпионаты мира в прибыльный бизнес

Турнир на миллиард: как ФИФА превратила чемпионаты мира в прибыльный бизнес
Футбольные функционеры научились продавать главный турнир четырехлетия телевещателям и спонсорам — с пользой для всех сторон. Сколько заработает ФИФА на чемпионате мира в Бразилии?

Чемпионат мира по футболу стартует в Бразилии 12 июня. Что представляет из себя бизнес главного турнира четырехлетия?

Для ФИФА, крупнейшей международной футбольной ассоциации, Кубок сгенерирует $4 млрд выручки, на 66% больше, чем предыдущий чемпионат мира в Южной Африке в 2010 году. Большая часть средств поступит от продажи телевизионных и маркетинговых прав. Турнир – самое прибыльное спортивное мероприятие на планете, за исключением Олимпийских игр (а также Супербоула, который находится вне конкуренции, если в расчет брать критерий выручки за день). Чистая прибыль ФИФА от чемпионата в Бразилии составит $2 млрд.

Продажа прав трансляции матчей турнира телевизионщикам принесет организаторам $1,7 млрд, совокупные спонсорские отчисления – $1,35 млрд. Крупнейшие партнеры чемпионата – Adidas, Emirates, Sony, Visa, Hyundai и Coca-Cola. Глобальные потребительские бренды традиционно делают на турнир большую ставку: это мероприятие, за которым увлеченно следят миллионы людей по всему миру.

 

Согласно исследованию ФИФА, обнародованному спустя год после завершения чемпионата в ЮАР, 909 млн телезрителей посмотрели как минимум минуту трансляции финального матча между Испанией и Голландией у себя дома. 619,7 млн людей наблюдали за последними двадцатью минутами игры, принесшей титул испанской сборной. Глобальная телеаудитория турнира превысила 3,2 млрд зрителей. В среднем матч турнира собирал у экранов 188,4 млн людей.

Популярность чемпионата зашкаливала даже в традиционно нефутбольной стране – США. Средний рейтинг матча турнира в Штатах, по подсчетам сети ESPN, составил 2,1, что эквивалентно 2,29 млн домохозяйств, или 3,26 млн зрителей. Эти показатели на 31% выше аналогичных данных 2006 года, когда чемпионат мира принимала Германия. Чтобы посмотреть финал-2010, телевизоры включили 15,6 млн американцев.

 

Вместе с ростом интереса телезрителей в США обостряется конкуренция между вещателями. Fox Sports в мае выиграла конкурс за право трансляций  чемпионатов в России в 2018-м и в Катаре в 2022 году, перебив предложения ESPN и NBC. Сумма предыдущего контракта ESPN, вещателя кубков-2010 и -2014, с ФИФА составила $100 млн. Параметры нового контракта Fox Sports пока официально не разглашались. По оценке аналитика Sports Business Journal Джона Ауранда, цифра могла вырасти в 4-5 раз, то есть телеправа обошлись победителю конкурса в $400-500 млн. Для сравнения, испанская Univision аналогичный контракт заключила за $425 млн.

При всех бонусах бизнес чемпионата мира остается сопряжен для ФИФА с целым рядом операционных издержек. В Бразилии организации предстоит в совокупности выплатить $576 млн – в качестве призовых национальным футбольным ассоциациям и делегировавшим на турнир игроков клубам, а также в качестве взноса в программу защиты клубов на случай, если их футболисты получат во время чемпионата травмы. По сравнению с ЮАР расходы ФИФА выросли на 37%. На призовые будет направлено рекордные $70 млн – на 75% больше, чем на предыдущем турнире. Команда-победитель получит ровно половину этой суммы, а каждая из 16 сборных-участниц группового турнира может рассчитывать на $8 млн. В среднем пребывание одного игрока на турнире в Бразилии в сутки будет обходиться ФИФА в $2800.

Драйвером бизнеса чемпионата мира с конца 1990-х выступает ажиотажный спрос со стороны телевещателей. За пределами США в период 2002-2006 годов телесети потратили на покупку прав трансляций матчей турнира $2 млрд – вшестеро больше, чем $310 млн, которые Европейский вещательный союз, консорциум крупнейших игроков отрасли в регионе, выложил за три чемпионата в 1990-х. С 1998 года (подробнее об этом – в слайд-шоу) выручка ФИФА от Кубка мира выросла в 11 раз.

 

Финансовый успех чемпионата – ключевой критерий развития спорта как такового. На 2015-2018 годы бюджет ФИФА сверстан в размере $4,9 млрд, из этой суммы $2,15 млрд предполагается потратить на следующий турнир в России в 2018 году. 78% ($3,8 млрд) суммы будет инвестировано напрямую в футбольную инфраструктуру (развитие футбола в регионах, организация соревнований, повышение эффективности управления денежными потоками).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+