К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мюнхенский триумф: удастся ли "Баварии" сохранить статус футбольного гранда

фото Getty Images
фото Getty Images
В прошлом сезоне "Бавария" стала самым успешным футбольным клубом в мире, но в 2014 году был осужден президент клуба Ули Хенесс, а мадридский "Реал" нанес ей сокрушительное поражение в Лиге чемпионов. Как "Бавария" выдержит эти удары судьбы?

В марте 2014 года Ули Хенесс, президент мюнхенской «Баварии», смотрел с трибуны за игрой своего клуба с «Хоффенхаймом». Хенесс был мрачнее тучи - вскоре он должен был отправиться на три с половиной года в знаменитую тюрьму Ландсберг, в которой когда-то сидели немецкие военные преступники. В тот день президент впервые появился на «Альянц Арене», после того как суд признан его виновным в уклонении от уплаты налогов. Личная трагедия самого популярного в Мюнхене человека разыгрывалась как раз в тот момент, когда «Бавария», которую он сделал одним из лучших клубов мира, провела  лучший за последние годы сезон. Коллеги и болельщики проводили акции в поддержку Хенесса, но в воздухе уже висел вопрос: что будет с самой успешной немецкой командой, когда она лишится своего героя?

Сегодня «Бавария», четвертая в рейтинге самых дорогих футбольных клубов Forbes, - один из грандов мировой спортивной элиты. За прошлый год доходы клуба выросли на 20%, почти до $600 млн. Секрет успеха мюнхенцев – в грамотной финансовой стратегии (у команды нет долгов, $373 млн капитализации – в акциях) и клубной философии: выращивать суперзвезд из своих юных воспитанников. Придерживаясь этих двух принципов, «Баварии» удалось создать уникальную и крайне эффективную бизнес-модель. Ее соперники в Европе - «Манчестер юнайтед» и «Реал Мадрид», давно исчерпав ресурсы на внутренних рынках, зарабатывают за счет Азии, а в последнее время – США. Мюнхенцы, как и многие успешные американские команды, сейчас процветают благодаря мощному рынку Германии. Коммерческие доходы «Баварии» в прошлом сезоне составили $328 млн, это лучший показатель среди футбольных клубов мира после французского «Пари-Сен-Жермен», который фактически принадлежит Катару.

Экспансия в Новый Свет

 

Несмотря на разгромное поражение от мадридского «Реала» 0:4 в конце апреля, в полуфинале Лиги чемпионов, и сомнения насчет того, сможет ли «Бавария» теперь остаться клубом мирового уровня, позиции команды по-прежнему сильны. «Бавария», триумфально выступающая в бундеслиге, теперь готова зарабатывать на охватившей весь мир - от Азии до Латинской Америки, и особенно США - любви к футболу.

«Высочайший уровень их футбола заметен по европейским соревнованиям, — говорит Эрнан Лопез, отвечающий в 21st CenturyFox за международные каналы (недавно медиакорпорация подписала новый контракт на показ игр бундеслиги в 80 странах, включая США). - Мы делаем особую ставку на бундеслигу как на нашего основного партнера, - говорит Лопез. – «Бавария» крайне важна для лиги, особенно когда речь идет о трансляциях для зарубежной аудитории».

 

В прошлом сезоне мюнхенцы собрали все главные трофеи, победив в бундеслиге, Кубке Германии, Лиге чемпионов и клубном чемпионате мира ФИФА.

Фактически «Бавария» стала в сезоне 2012-2013 чемпионом мира среди клубов.

Все это вкупе с высоким уровнем футбола немецких команд в целом привлекло внимание миллиардера и медиамагната Руперта Мердока, чья телекомпания Sky Deutschland в октябре 2013 года подписала новый пятилетний  контракт на трансляцию игр бундеслиги с 21st Century Fox. В итоге доходы чемпионата Германии в 2015 году вырастут на 54%, с $91 млн до $150 млн.

 

Международная экспансия для немецкого футбола – жизненная необходимость, и главная роль здесь у американского рынка. «Что касается иностранных рынков, то в этом смысле бундеслига до сих пор пребывала в состоянии сна», - говорит Карл-Хайнц Румменигге, исполнительный директор «Баварии» и бывшая суперзвезда клуба, выигравший восемь трофеев в его составе в 1970-1980-е годы.

Контракт на продажу прав на трансляции в США – небывалый успех для немецкого футбола, и главные сливки намерена снять с него именно «Бавария». Клуб открывает офисы в Нью-Йорке и Китае, игроки основного состава – Франк Рибери, Арьен Робен и Бастиан Швайнштайгер — летом отправятся в Портленд, где сыграют в матче всех звезд американской футбольной лиги MLS и проведут еще игру в Нью-Йорке. «Конечно, мы хотим заработать, но мы едем в США не за деньгами, - говорит Румменигге. – Мы хотим выстроить партнерство». Чтобы выиграть битвы на всех фронтах, «Бавария» уже планирует на 2015 год летний тур по Китаю. Монетизация зарубежной популярности, по словам Румменигге, — важный момент долгосрочной стратегии финансовой стабильности.

Собственная философия

Успех «Баварии» напрямую связан с реформой бундеслиги. В 2000 году футбольная федерация Германии в разгар кризиса немецкого футбола провела перестановки в руководстве и приняла два ключевых решения. Первое: «правило 50+1», согласно которому контрольные пакеты акций всех клубов Бундеслиги должны принадлежать болельщикам. Исключение делалось только для тех команд, у которых история сотрудничества с частными компаниями составляла не менее 20 лет. Второе: клубы должны были в обязательном порядке создавать молодежные футбольные академии.

Что в итоге дало немецкому футболу «правило 50+1»?

 

Он стал финансово стабильным, ушли иностранные владельцы, прекратились необоснованные траты (как это бывает в «Челси» Романа Абрамовича или в «Манчестер Сити» шейха Мансура бин Зайеда Аль Нахайяна из ОАЭ). «У нас нет владельцев из Катара или России, которые могли бы решить наши денежные вопросы, поэтому мы создали свою философию, - объясняет Румменигге. - Мы нашли сильных партнеров здесь, в Баварии». Когда в 2001 году Германия получила право провести Чемпионат мира 2006 года, «мы решили построить новый стадион, - рассказывает Румменигге. - Поэтому нам понадобились инвестиции, и мы продали долю компании Adidas».

Сегодня Adidas, спортивный спонсор команды, владеет 8,3% акций «Баварии». Такие же доли принадлежат Audi и страховой компании Allianz, которая недавно приобрела пакет за $150 млн и стала титульным спонсором стадиона команды, который теперь называется «Альянц Арена». Оставшимися 75% акций владеют 233 985 членов фан-клуба «Баварии», которые регулярно посещают матчи. Благодаря доступным ценам на билеты на играх бундеслиги почти всегда нет свободных мест. В прошлом сезоне  посещаемость домашних матчей «Баварии» превысила 71 000 человек, что принесло клубу пятый по величине средний доход в $4,4 млн за игру.

У «Баварии» нет долгов, а прибыль превышает $120 млн. Клуб извлекает максимальную выгоду из обширной сети немецких молодежных школ. «Система академий помогает «Баварии» воспитывать великих игроков», - говорит Марио Оливетто, специалист по спортивному маркетингу и бывший топ-менеджер Nike, Adidas и Sport+Markt. «Реал» и «Барселона» тратят более $100 млн на Криштиану Роналду или бразильского вундеркинда Неймара, а большинство игроков основного состава «Баварии» - местные воспитанники, благодаря чему клуб существенно экономит на трансферах. Правда, у любого правила есть исключение. Как раз перед встречей со своим давним соперником, дортмундской «Боруссией», в финале Лиги чемпионов «Бавария» перекупила их главную суперзвезду Марио Гётце за $51 млн. Через полгода клуб ослабил «Дортмунд», переманив их главного нападающего Роберта Левандовски за $76 млн. «Если вы хотите добиться международного успеха, то вам нужны самые талантливые игроки», - поясняет Румменигге, который к тому же помог привезти в Мюнхен из Испании самого востребованного тренера в мире - Пепа Гвардиолу.

Тропа высокомерия

 

В 1979 году, когда Ули Хенесс стал генеральным менеджером клуба, ему было всего 27 лет. К тому моменту он успел побывать результативным нападающим, вместе с Францем Беккенбауэром и Гердом Мюллером помог выиграть Германии Чемпионат мира 1974 года, а «Баварии» — стать лучшей в Европе командой. Клуб к тому времени погряз в долгах и переживал кризис на поле. Травмированный Хенесс решил закончить карьеру футболиста и сменить бутсы на костюм. Сын мясника Хенесс, вкусивший в качестве игрока абсолютной славы на футбольном поле, принялся за работу, навел порядок в финансах клуба, создал профессиональную команду менеджеров и привлек к руководству клубом бывших футбольных легенд. К середине 1990-х «Бавария», возглавляемая Хенессом, Францем Беккенбауэром в качестве президента и Румменигге в качестве вице-президента, снова стала грандом мирового футбола.

«Подтверждаю, что он всегда был очень важен для нашего клуба, - с печалью говорит о Хенессе Румменигге. - Он играл сразу несколько ключевых ролей и был выдающимся человеком».

Репутация Хенесса, как человека, создавшего самую успешную футбольную команду в Германии, вышла за пределы спорта и привлекала к нему внимание бизнесменов и политиков.

Хенесс был личным другом канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера, который часто обращался к нему за советом.

 

Внутри «Баварии» Хенесс был как осьминог, он занимался всем: помогал заключать контракты на телетрансляции, следил за моральным и психологическим состоянием впадавших в уныние игроков, а однажды даже помог ссудой на $2,6 млн своим соперникам - клубу «Дортмунд», когда тот находился на грани банкротства.

По мере того как команда играла все лучше, а в клуб текли евро от хороших контрактов, эго Хенесса начало зашкаливать.

«Мы уничтожим наших противников, - сказал он как-то Der Spiegel. – Нам надо стать наглее».

Высокомерие приблизило Хенесса слишком близко к Солнцу, и он, подобно Икару, рухнул вниз. Журналисты раскопали секретный счет в швейцарском банке, затем всплыла странная налоговая декларация с недостоверными сведениями. В результате Хенессу пришлось заплатить $4,4 млн за незадекларированные им доходы от валютных операций. Но когда следователи копнули глубже, цифры выросли, и Хенесс в конце концов признал, что недоплатил налогов более чем на $39 млн. Суд приговорил его к трем с половиной годам тюремного заключения, и униженный Хенесс был вынужден подчиниться, отказаться от апелляции и покинуть свой пост в «Баварии».

 

«Нам всем будет его не хватать, особенно мне, - говорит Румменигге. — Но мы должны доказать, что можем справиться без него, это наша главная задача». Именно этим сейчас «Бавария» и занимается, одерживая одну за другой победы на поле. Клуб в 24-й раз выиграл бундеслигу, при этом поставил рекорд: мюнхенцы стали чемпионами Германии за семь матчей до конца турнира. Они сумели сохранить всех основных спонсоров и вышли на международный рынок. «Я не думаю, что это на них повлияет, - говорит Лопез. — Это проблема одного человека, а не системный сбой».

Однако обезглавленный клуб теперь должен доказать, что сможет удержать взятую высоту.

В мире трансферов игроков на $100 млн и щедро финансируемых миллиардерами клубов «Бавария» сумела подняться на самую вершину, сохраняя финансовую стабильность и держась корней. На фоне реактивного роста доходов, последовавшего за успехами на поле, команда перенесла двойной удар из-за приговора Хенессу и сокрушительного поражения от «Реала», которое лишило ее шанса защитить свой титул победителя в Лиге чемпионов.

Болельщики и соперники могут подумать, что для клуба наступил самый тяжелый момент, но на самом деле у «Баварии» есть все что нужно: прочная команда с дальновидным тренером, отличное финансирование, внушительный внутренний рынок и еще незадействованные возможности на международном рынке. Клуб пропустил серьезный удар, но если он сможет не свернуть на тропу высокомерия, у него будут все шансы на успех.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+