Владельцы и поклонники продукции производителя люксовых электрокаров Tesla Motors на прошлой неделе обрели мечту. Компания Элона Маска объявила о готовности в 2017 году представить рынку новый седан – Model 3.
Строго говоря, Model 3 – четвертый представитель модельного ряда Tesla, после компактного Roadster, нынешнего флагмана Model S и близкого к сходу с конвейера внедорожника Model X. Однако компания позиционирует седан как автомобиль третьего поколения, «объединяя» во втором созданные на единой платформе S и X.
Название Model 3 стало для Маска компромиссом: эксцентричный основатель и гендиректор Tesla не скрывал, что мечтал «брендировать» новинку литерой E, так чтобы модельный ряд складывался в недвусмысленный акростих S-E-X. Чувство юмора предпринимателя не оценили конкуренты из Ford – и пригрозили ему иском за нарушение авторских прав. По всей видимости, автогигант счел «игру в буквы» слишком очевидной отсылкой к собственным классическим моделям начала XX века Model A и Model T.
«Ford попытались убить секс», – шутил по этому поводу Маск на последнем ежегодном собрании акционеров Tesla.
Пусть затея с SEX и не удалась (хотя версия S3X тоже позволит Tesla выстраивать провокационный маркетинг), Model 3 с высокой долей вероятности станет для компании входным билетом в высшую лигу мирового автопрома, позволит ей окончательно перебраться из нишевого гетто в мейнстрим-культуру. В 2013 году Tesla продала 22 000 Model S – более чем достаточно для люксового сегмента. Но эти цифры меркнут на фоне перспектив, которые открывает перед производителем Model 3.
Во-первых, новинка будет дешевле. Обещанный Маском ценник в $35 000 для рынка электрокаров выглядит умеренным, особенно если брать в расчет «элитарную» репутацию бренда Tesla. «Зеленый» седан в сегменте ниже $40 000, по качеству сравнимый с флагманами Porsche и Audi, обещает стать прорывом и для технологической, и для автомобильной индустрий. «Бюджетное» чудо компания хочет сотворить за счет экономии на производстве аккумуляторов – цена ключевой детали, по оценке Tesla, упадет на 30%, после того как в полную мощность заработает завод Gigafactory, в строительство которого производитель вместе с партнерами инвестирует $5 млрд. Маск уверен: к 2020-му объем продаж вырастет до полумиллиона машин в год, что более чем в 10 раз превосходит показатель 2013-го.
Во-вторых, Model 3 имеет оптимальный с точки зрения массового потребителя размер: это нечто среднее между неповоротливыми Mercedes-Benz S-Класса и спортивными седанами BMW 1-Series. Новинка будет на 20% короче, чем Model S. Сэкономленная масса позволит увеличить запас хода – более чем на 300 км – и при этом сохранит «тройку» в стильном компактном кузове, напоминающем BMW 3-Series. Формат среднеразмерного седана все еще идеально соответствует покупательским привычкам американцев, несмотря на бурный рост сегмента внедорожников.
В-третьих, Model 3 наследует эстетической традиции Model S, создателям которой удалось навязать потребителям новый визуальный образ, отличный от массового сегмента. Нынешнему флагману Tesla уже удается локально теснить конкурентов из BMW, Toyota, Porsche и Mercedes. В первом полугодии 2013 года в своей «родной» Калифорнии компания продала 4700 автомобилей – это больше, чем совокупные продажи Lexus LS, Audi A8 и Porsche Panamera на территории США за тот же период. Именно популярные модели исторических брендов, а не «зеленые» Toyota Prius, Chevy Volt и Nissan LEAF, станут главными соперниками Model 3 в борьбе за покупателей.
Экологичные автомобили могут не уступать самым изысканным спорткарам в таком критерии, как сексуальность. Даже если их создателям запрещают произносить это слово.