К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ловушка для нетворкера: как правильно формировать свою сеть контактов

Фото REUTERS / Dado Ruvic
Фото REUTERS / Dado Ruvic
Почему 500+ контактов в LinkedIn - еще не гарант успеха и как дружба в Facebook может стоить вам карьеры

Пока вы ставите "лайки" публикациям друзей в социальной сети, выбираете, кого из коллег пригласить на ланч, и интересуетесь, как дела у бывших сослуживцев, вы, вольно или невольно, занимаетесь нетворкингом. Иными словами – каждый день формируете свой круг общения, который напрямую влияет и на продвижение по карьерной лестнице. Это мощный инструмент, если научиться управлять им. Обычно принято говорить о плюсах нетворкинга: возможности решать сложные жизненные задачи и бизнес-вопросы с помощью знакомых и друзей. Однако, налаживая связи, легко попасть в неочевидную, на первый взгляд, ловушку. Ошибки в нетворкинге могут испортить карьеру: ограничить кругозор, отнять время и лишить важных преимуществ новых знакомств. Как избежать этого? 

Зачастую проще всего поддерживать либо узкопрофессиональные связи, либо связи с единомышленниками. Проанализировав подобные однородные группы, например, в Facebook, можно обнаружить, что темы общения в них, как правило, предсказуемы, лидеры мнений знакомы, а схожие проблемы и задачи формируют у участников типовые стили поведения. Но привычная среда постоянно меняется, а опыт и технологии обесцениваются. Для построения карьеры мало быть экспертом-исполнителем. В цене – изобретательность и многогранность.

Формируя сеть контактов, мы создаем вокруг себя микросреду, по которой оцениваем положение дел в мире. Так, многие пользователи Facebook переходят по ссылкам и читают новости,  размещенные только в ленте своих друзей. Более того, алгоритм выдачи социальной сети учитывает все отметки «нравится» и репосты, и устроен таким образом, что пользователи редко встречаются с новостями, противоречащими их взглядам. Проще говоря, вы слышите только тех людей, чьё мнение совпадает с вашим, и укрепляете его. А значит, искусственно ограничиваете себя в убеждениях и суждениях.

 

Выстраивая свое окружение, стремитесь разнообразить его состав.

Известно, что успешные корпорации часто приглашают сторонних специалистов на управленческие должности. К примеру, за несколько лет работы моими руководителями в одной и той же компании были приглашенные в Россию сотрудники из Нидерландов, Италии, Перу и Тайланда. Стажировки кадров в разных функциональных подразделениях давно превратились в стандарт. На пару недель из логистики – в продажи, из маркетинга – на производство или в отдел сервиса. Почему? Мировым трендом стал принцип «Diversity», многообразия.

 

На программах MBA в ведущих школах мира в учебные группы стараются набирать как можно больше участников с разнородным бэкграундом. Состав отслеживается по национальности и полу, приветствуется опыт проживания в двух и более странах. Зачем? В разносторонней среде можно быстро снизить критичность восприятия необычной информации, отточить мастерство аргументации, научиться смотреть на привычные задачи с разных ракурсов и предлагать креативные решения. Оценка знаний, полученная в таком коллективе, объективнее, а значит, легче наметить области для развития.

Однородные связи не позволят расширить устоявшуюся картину мира и собственного восприятия, и зачастую  - получить продвижение по карьерной лестнице.                 

Насколько разносторонни ваши контакты? К примеру, просмотрите свой список связей в LinkedIn. На практике мне чаще всего приходилось видеть почти идентичные по составу списки. Так, у менеджеров отделов российских коммерческих компаний в контактном листе даже при большом количестве знакомых, в лучшем случае, присутствуют следующие группы людей: руководители на один уровень выше (в последней и текущей компаниях); самые активные из подчиненных (те, кто «добавились» сами); коллеги того же уровня иерархии из своего и одного из соседних отделов; несколько рекрутеров (иногда не профильных и зачастую также «самых активных»); подписка на одного-двух лидеров мнений в своей узкой области. Найдет ли быстро такой специалист вакансию в случае неожиданного сокращения? Приобретет ли свежие идеи? Получит ли повышение?

 

Эксперты одной из ведущих бизнес-школ мира INSEAD провели исследование о контактах, необходимых амбициозным людям. Построить карьеру помогут: специалисты, помогающие в решении текущих рабочих вопросов; знакомые-источники информации и идей; друзья, без чьей помощи невозможно было бы найти доступ к определенным влиятельным людям; так называемая «элита», имеющая политический вес; а также все те, кто дает эмоциональную поддержку.

Любое поддержание контактов требует времени. Формируя сеть полезных знакомств, стоит потратить усилия на развитие общения с каждой из следующих групп.

1.     Налаживайте связи с надежными узкопрофильными сотрудниками, готовыми помочь в решении повседневных задач и дать толковый технический совет. На них  можно положиться, если предстоит плотная работа. Стремитесь к контактам с зарубежными коллегами и экспертами, не отказывайтесь от знакомства с конкурентами, а также специалистами в соседней отрасли. Так, в разгар корпоративной тренерской деятельности, которую я вела в России, мне очень помогали профессиональные переводчики из Азии, быстро переводившие на русский язык и адаптировавшие узкоспециализированные статьи. У меня на это ушел бы месяц, а они сделали все за неделю. Случайная рекомендация сотрудницы с первого места работы также сэкономила время на расшифровку и перевод моих лекций из аудио в текстовый формат, что позволило мне быстро создать учебные пособия.

2.     Заведите знакомства с профильными бизнес-тренерами, посещайте мероприятия, где можно лично встретиться с профессиональными коучами. Общение в развивающей среде позволит избежать стереотипности мышления. Потеря мотивации и эффект выгорания, сложности в общении с трудными коллегами, страх выступать перед аудиторией – многие из этих проблем можно обойти стороной, если в записной книжке появятся контакты профессиональных консультантов. Не жалейте времени на собственное развитие. Практика «наставников» для топ-менеджеров сейчас очень распространена в мире.

3.     Учитесь устанавливать связи с лидерами мнений, высшим руководством компаний, инвесторами и чиновниками. Важно продумать, чем вы сами можете быть интересны новому знакомому. Однажды в начале моей карьеры я должна была познакомиться со всемирно известным профессором, председателем крупной европейской оранизации. Это была очень красивая женщина, ценитель украшений из муранского стекла. Стоить ли говорить, что для первой встречи на конференции я тщательно обдумала внешний вид и выбрала себе художественную подвеску. Первой темой нашего разговора стала особая технология, разработанная венецианскими мастерами-стеклодувами. После того, как мы оказались «на одной волне», можно было переходить к цели встречи.

 

Не смотря на то, что классические «ценные связи» могут помочь вам получить грант или поддержать ваши инициативы, особенно важно не забывать о такте. Не спешите сразу же использовать преимущества новых знакомств. По данным зарубежных специалистов по нетворкингу (Dorie Clark и соавт.) в отдельных случаях только после года поддержания отношений можно обратиться к контакту высокого уровня с просьбой об одолжении.

4.     Мы все живые люди, и в погоне за бизнес-рекордами можем забыть о самых близких. Позволяйте себе отдохнуть. Закройте социальные сети и сделайте то, на что всегда не хватает времени – например, сходите, наконец, на каток с друзьями. Простые дружеские отношения - это еще и ценный ресурс для восстановления сил и энергии. Получая очередной профессиональный «Оскар», вы по праву вспомните дорогих вам людей.

5.     Не пренебрегайте «случайными» контактами. Зачастую мы склонны ценить исключительно «тесные взаимодействия» - т.е. доверять только прочным и проверенным временем связям. Помните, старую пословицу: «Старый друг лучше новых двух?» Это согласуется с нашей культурой и актуально для России, где уровень доверия в целом ниже, чем в Европе (только 23 % россиян склонны доверять окружающим по сравнению, например, с 74% шведов, согласно исследованиям международной социологической команды Worldvaluessurvey). Однако если все ваши контакты – это коллеги, с которыми вы тесно дружите и не пускаете к себе «новичков», то вряд ли получится воспользоваться социальной сетью для поиска новой работы. Вакансия просто не промелькнет в вашей сети - некому будет рассказать о ней.

Однажды коллега-специалист по организации мероприятий, знакомство с которой продлилось всего несколько часов, помогла мне договориться о долгожданной встрече с признанным гуру в мире тренингов. Она давно сменила род деятельности, но нас связывает уже более шести лет дружбы. Подумайте: кто знает, возможно, общительного парикмахера, только что оставившего вам визитку, посещает и эксперт, с которым вы давно хотите договориться об интервью? А, может, и вам пора попробовать сменить мастера и решиться на новую стрижку?

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+