Неизвестный Густав Климт и рулетка Фаберже: что нашли и продали на ярмарке TEFAF

В 2025 году TEFAF может отчитаться о 5000 посетителях, среди них — представители 500 музеев и арт-институций, включая Лувр и Метрополитен-музей, о продажах Генри Мура за €8,5 млн, Ван Гога за $4,75 млн, Макса Либермана за €850 000, Кита Харинга за €450 000.
Из года в год, с момента основания TEFAF в 1988-м, организаторы стремятся сделать все от них зависящее, чтобы создать особенное пространство, где коллекционеры, кураторы, реставраторы, музейные специалисты, члены попечительских советов разных музеев и фондов и простые посетители оказались в окружении искусства и красоты, забыв на время обо всех заботах и проблемах.
Помимо разнообразия экспонатов, охватывающих 7000 лет, этому способствует и дизайн с композициями из живых цветов (в этом году на входе был смонтирован элегантный подвесной купол из небольших букетов в прозрачных колбах), и продуманность экспозиции каждого стенда.
Пространство ярмарки организовано по категориям предлагаемых произведений. Самая большая часть отдана под классический антиквариат, включающий мебель, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, редкие книги и манускрипты, исламское искусство и азиатику; далее следует обширный раздел живописи, затем модернизм и современное искусство наряду с объектами из Африки, Австралии и Океании и коллекционным дизайном. В этом секторе можно найти и относительно небольшие зоны, отданные работам на бумаге и древнему искусству Египта, Греции и Рима, а также стенды программы Focus, демонстрирующие работы одного художника.
В дни превью, помимо частных коллекционеров и любителей искусства, можно было увидеть и многочисленные делегации директоров, кураторов и попечителей крупных мировых музеев, от Рейксмузеума, Стеделейка, Лувра, Тейт и Метрополитен-музея до Лувра Абу-Даби — в последние годы именно они становятся обладателями самых дорогостоящих экспонатов.
Так, в первые часы после открытия ярмарки Рейксмузеум приобрел за «шестизначную сумму» небольшую терракотовую скульптуру носорога «Мисс Клара» (1742–1745 годы), приписываемую ученому и художнику Петрусу Камперу (1722–1789 годы) со стенда галереи Kunsthandel Mehringer.
Носорог Клара была феноменом своего времени в Нидерландах, музей даже посвятил ей выставку в 2022 году. Ее привезли в 1741 году из Индии еще детенышем, она не только стала первым живым носорогом, которого смогли исследовать художники и ученые, но и подверглась жестокой эксплуатации — хозяин возил ее по всей Европе в специальной повозке, показывал во дворцах и на ярмарках за деньги. Клара умерла в Лондоне в 1758 году.
Скульптура — одно из самых интересных направлений, представленных на TEFAF в этом году. Многие галереи выбрали неординарный подход для показа работ в форме небольших кураторских выставок. Так, в драматически затемненном пространстве Stuart Lochhead Sculpture реалистические имитации веток хурмы и цветов современной японской художницы Шота Сузуки соседствовали с знаменитым бюстом Огюста Родена «Человек со сломанным носом» (1864 год) и редкой ранней скульптурой Александра Архипенко «Бюст девушки» 1909 года (€350 000). За элегантной выгородкой в центральном пространстве экспонировался портрет «Преподобной матери Иеронимы да Фуэнте» Веласкеса вместе с небольшим бронзовым распятием, приписываемым Микеланджело (€1, 8 млн).
На стенде Bowman Sculpture с легкими полупрозрачными тканями в качестве фона для скульптур можно было найти известные работы Огюста Родена, в том числе «Еву» (€850 000 ) и «Поцелуй» в разных отливках и размерах (от €950 000 до €2, 8 млн), «Геракла-лучника» Эмиля Антуана Бурделя (€350 000), небольшие работы британских модернистов Генри Мура (€850 000) и Барбары Хепворт (€680 000).
В лондонской Osborne Samuel предлагали эталонную работу Хепворт под названием «Три формы» (1968 год), скульптура была куплена практически сразу. Галерея Bailly показала монументальную деревянную фигуру «Дискобол» (1928 год) Осипа Цадкина (€500 000). Самым эффектным и крупным из представленных изваяний стала скульптурная композиция Генри Мура «Мать и дитя» (1983–1984 годы), один из главных объектов Landau Fine Art. Работа продана во время превью за €8,5 млн.
Стенд Landau Fine Art по традиции напоминает экспозицию небольшого частного музея с исключительными вещами: Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Ив Танги, Фернан Леже, Кес ван Донген, Альберто Джакометти, рисунки Матисса. Одна из жемчужин ярмарки — «Цыганская танцовщица» (1909 год) Алексея Явленского (€14,5 млн) и самая дорогая живопись на TEFAF — «Спящие» (1965 год) Пабло Пикассо, оцененная в €50 млн.
В разделе современного искусства прекрасная подборка скульптур была представлена в галерее Continua, где на одном стенде собрали произведения Аниша Капура, Энтони Гормли, Ай Вей Вея, Ханса оп де Бека (его выставка проходит сейчас в бельгийском KMSKA в соседнем Антверпене) и Берлинде де Брейкере, чей сольный проект был показан в рамках Венецианской биеннале. Тему интересных сопоставлений продолжила галерея Vallois, выставив «Флору» Майоля (€2,6 млн) вместе с произведениями гипперреалистов — Дуэйна Хансона и его «Девушку с булавой» (1971 год), которая оценивается в €440 000 и Джона де Андреа (€140 000 ).
В галерее Skarsted, помимо первоклассных произведений Танги, Джакометти, Колдера и других, вместе с объектом Йозефа Бойса Schlitten (S.12), 1969 год (€1,2 млн), представляющем собой санки, сложенный фетр, фонарик и кусочек жира, демонстрировался и его портрет, сделанный Энди Уорхолом в 1980 году (€225 000), а также живопись Георга Базелица Gebengter Trinker 1982 года (€7,5 млн).
Несколько галерей, в том числе Ben Brown, предлагали знаменитых овечек Франсуа-Ксавье Лаланна за €6,5 млн. Как объяснил один из галеристов: покупая Лаланна ты попадаешь в своего рода тайный клуб, в котором состоят многие известные люди, в том числе семья миллиардера Бернара Арно.
На TEFAF традиционно много немецкого экспрессионизма, парижской школы, итальянского (от метафизической живописи до арте повера и Пистолетто) и американского искусства от абстрактной живописи 1960–1970 годов, лучшие образцы которого демонстрирует галерея Yares Art, до вездесущего поп-арта, представленного в основном произведениями Энди Уорхола (от €30 000 до «цены по запросу») и Тома Вессельмана. Самую крупную работу Вессельмана, алюминиевый рельеф под названием Bedroom Breast (1967–2004) предлагала галерея Ludorff за €2,2 млн.
Среди произведений на бумаге были замечены две редкие графики главных художников абстрактного экспрессионизма, Виллема де Кунинга и Джексона Поллока, стоимостью «до миллиона евро». В разделе Focus галерея Paul Coulon показала минималистическую неоновую инсталляцию Дэна Флавина The Nominal Three (to William of Ockham) 1963 года (€2,5 млн).
В секции старых мастеров по-прежнему много хорошей живописи XVII века — это объясняется и ориентацией ярмарки на рынок Нидерландов и Бельгии, а также большим количеством художников и работ, созданных в этот период. Галерея Dickinson показала «Пять чувств» (начало 1630-х) Яна ван Бейлерта, одного из утрехтских караваджистов, живопись Самюэла ван Хогстратена и необычную картину, сочетающую портрет Исаака Луттичуйса и морской пейзаж Людольфа Бакхейзена. На соседнем стенде, в Adam Williams Fine Art-Amells Konsthandel, предлагали «Портрет Йохана Класа Лоо» (1630 год) кисти Франса Халса за €5,7 млн.
Сенсацией ярмарки стала ранняя работа Густава Климта «Портрет принца Уильяма Нии Нортай Довуона» на стенде Wienerroither&Kohibacher. Полотно выполнено в 1897 году и оценивается в €15 млн. На стенде можно было найти и прекрасную подборку рисунков Климта, Шилле и Кокошки (цены от €700 000).
В David Tunick, помимо литографий Эдварда Мунка, оказалась необычная гуашь Амедео Модильяни «Красная кариатида» (1913–1914 годы), за которой владелец галереи охотился 50 лет, но готов был расстаться за €5 млн. Еще одна редкость — полотно Диего Риверы Delfina y Dimas (1903 год) в M.S. Rau (€1, 6 млн).
В разделе антиквариата были практически любые предметы от кунсткамерных редкостей, оружия, фарфора до шедевров, достойных Лувра. Главными объектами галереи Kugel, одного из лидеров рынка, стала ростовая анатомическая модель женского тела XVII века под названием Eva Anatomica и уникальный кубок-наутилус 1628 года знаменитого мастера Якоба де Греббера.
Однако наибольший интерес публики вызвали два стенда, следующие тенденции кураторских презентаций. Kunstkamer Georg Laue, помимо моделей кунсткамер, портретов, разных диковинок и всякой всячины, выделила отдельное пространство для демонстрации полотна Джеймса Энсора Le Christ agonisant 1939 года (лицо Христа — автопортрет художника) стоимостью €1,2 млн, вместе с тосканским распятием XIV века.
Галерея Flore представила свою коллекцию французской глазурованной керамики конца XVI – первой половины XVII века в гроте, оформленным мхом, с зеркальными нишами, в которых экспонаты можно рассмотреть со всех сторон. При входе в это необычное пространство ощущался приятный запах водорослей и моря. Большинство объектов стоимостью от €20 000 до €60 000 было продано в первый день.
Уникальный объект представила галерея Jorge Welsh, специализирующаяся на китайском фарфоре и азиатике. Внушительная лаковая ширма выполнена в сложнейшей технике куанцай, сочетающей резной полихромный лак с использованием сусального золота. Экран, изображающий делегацию голландцев, прибывших с дарами в Китай, изготовлен в эпоху династии Цин (1662–1722 годы) и относится к периоду Кангси.
Еще один большой раздел ярмарки — редкие книги, карты, атласы, манускрипты, иллюминированные рукописи и часословы — поражал разнообразием и качеством представленных объектов (от €35 000 за отдельный лист и до €5 млн за уникальные экземпляры). На стенде Peter Harrington, помимо старейших изданий Шекспира, Дарвина и трактатов Палладио, предлагали рукопись (€50 000) и первое издание книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере (€160 000).
Среди галерей ювелирного искусства, демонстрирующих винтажные изделия всех возможных эпох и производителей, — от локальных ювелирных домов до венских мастерских, таких как Lalique, Chaumet, van Clief &Arpels, Tiffani, Bucelatti, Cartier и других известных брендов — выделялись несколько стендов с исключительными вещами музейного уровня. Epoque Fine Jewels предлагал сверкающую бриллиантовую тиару Chaumet (1909 год), выполненную в стиле ар деко, и подписное ожерелье «Чертополох», созданное Рене Лаликом из золота и стекла в 1905 году, возможно, по заказу герцогов Лотарингии, на что указывает выбор растения, также служившего символическим оберегом от болезней и зла.
Центральный экспонат одного из старейших британских дилеров Wartski — карманная «русская рулетка» Фаберже, выполненная мастером Федором Афанасьевым из золота с эмалью и жемчужными шариками, созданная в Петербурге около 1909 года. Это единственный сохранившийся экземпляр, другая рулетка была утеряна, цена изделия составляет более €2,5 млн.
В разделе племенного искусства лидировали Bernard de Grunne и парижская Yann Ferrandin, сделавшая ставку на изысканное сочетание объектов из разных регионов Африки, Австралии и Океании с традиционным предметами японского декоративно-прикладного искусства. Стенд галереи превращен в причудливую экспозицию с масками и икебанами в настенных бамбуковых вазах.
В продолжение тенденции прошлого года и в контексте одного из ведущих трендов современной выставочной политики, на ярмарке все больше внимания уделили роли и наследию женщин-художников. В экспозиции, привезенной из музея Каподимонте в Неаполе, среди экспонатов выделялось огромное полотно Артемизии Джентилески «Юдифь со служанкой» (1640–1645 годы). Караваджистка эпохи барокко известна тем, что, пережив насилие, унизительный суд и пытки, сумела добиться успеха как художник, а ее излюбленным сюжетом стала история Юдифи, отрубившей голову Олоферну.
Галерея Malaquais показала редкую подборку скульптур одной из самых трагических фигур во французском искусстве — Камиллы Клодель, чьи работы, в отличие от произведений Родена, очень редки на арт-рынке. Цены на небольшую версию «Умоляющей» (1894–1904 годы) и «Покинутый» (1886–1905 годы) колебались от €500 000 до «семизначной цифры».
Ряд галерей представлял работы гранд-дам импрессионизма Мэри Кэссетт и Мари Бракемон. Одно из главных произведений стенда M.S.Rau — невероятная по качеству исполнения пастель Мэри Кэссетт «Девушка с банджо» 1894 года (€4,4 млн). Галерее вновь удалось собрать коллекцию редких произведений — серию полотен Мари Бракемон (от €30 000 до €50 000), восхищавшейся Энгром, а затем, под влиянием Дега и Гогена, начавшей экспериментировать с импрессионизмом. Ее мужем был Феликс Бракемон, который полагал, что в семье может быть только один художник. В связи с давлением и безжалостной критикой супруга, Мари практически забросила свою карьеру к 1890 году.
Два полотна из этой коллекции были приобретены французским и британским музеями. Работы самого Феликса из той же группы произведений, выпущенных на рынок наследниками пары, представляют собой графические портреты их друга Эдуарда Мане (1864 год) и были главными экспонатами Agnews Works on Paper.
Помимо поздней графики Кандинского и произведений Явленского, на TEFAF были выставлены несколько работ женщин «Синего всадника»: пейзаж Габриэле Мюнтер 1936 года в галерее Ludorff (€450 000) и Lotta di Galli Марианны Веревкиной 1917 года в галерее Utermann (€560 000).
Одной из лучших работ в галерее White Cube стала живопись Трейси Эмин Barbed Wire Stitches 2024 года (около €1 млн) — самой актуальной современной художницы сегодня, чья персональная выставка идет во флорентийском палаццо Строцци.