К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

До £5 млн за Бэнкси, бронза Клодель за €3,7 млн и музей в тюрьме: новости арт-рынка

Бэнкси, «Веттриано» из серии «Сырая нефть» (Sotheby’s)
Бэнкси, «Веттриано» из серии «Сырая нефть» (Sotheby’s)
Экс-советника президента Франции Саркози обвиняют в махинациях с искусством, редкая скульптура Камиллы Клодель ушла за €3,7 млн, участник панк-группы Blink-182 продает студийную работу Бэнкси. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: крах Лизы Шифф, в Phillips — бывший осведомитель Штази

За пять лет арт-консультанту Лизе Шифф удалось обманом выманить у дюжины клиентов более $6 млн. Об этом пишет издание The New York Times, которому Шифф дала на днях подробное интервью. Она полностью признала вину и весь прошлый год банкротила свой бизнес и распродавала часть личной коллекции, чтобы рассчитаться с обманутыми клиентами. Несмотря на это, ей грозит до 20 лет тюремного заключение. Судебный приговор будет вынесен уже 19 марта. В материалах дела Шифф обвиняется в том, что начиная с 2018 года она выстроила финансовую пирамиду с целью незаконного обогащения. Лиза Шифф брала деньги за посредничество в продаже и приобретении произведений искусства, но часто не доводила сделки до конца, а взамен предлагала клиентам новые работы. До 2023 года Шифф спасала репутация акулы арт-рынка, которую она выстраивала несколько десятилетий. The New York Times пишет о том, что даже самые ярые критики Шифф вынуждены признать: ей удалось придать респектабельности профессии арт-консультанта, а также продвигать целый ряд современных художников — от Ричарда Принса до Вольфганга Тильманса. В своем интервью Шифф рассказывает, что пошла на обман ради поддержания гламурного образа жизни, но по факту была неспособна им наслаждаться. «Я была несчастна, даже если находилась на частном вертолете или в парижском бутике Loewe», — признается она. 

Новым операционным директором Phillips назначен Бернд Рунге. Он уже работал в аукционном доме с 2009 по 2013 год в должности гендиректора. Сразу после его назначения в 2009 году Walls Street Journal писал о том, что в 1980-е годы Рунге работал на восточногерманскую тайную полицию Штази. В качестве доказательства в материале приводились ранее рассекреченные правительственные документы. После того как в 2017 году новым владельцем Phillips стала российская компания Mercury Group, Рунге вошел в состав ее исполнительного совета, в котором состоял до 2020 года. В его послужном списке — руководящие должности в издательстве Condé Nast и журнале Interview Magazine. В конце 2024 года в Phillips сменился генеральный директор, на место Эда Долмана пришел Мартин Уилсон. Незадолго до этого в компании прошла волна сокращений, под которую попало порядка 100 сотрудников.

Предстоящие аукционы: Бэнкси за £5 млн, гуашь Эгона Шиле и шедевр Магритта

В Лондоне 5 марта пройдут сразу два вечерних аукциона Christie’s. Один из них будет посвящен шедеврам искусства XX–XXI века, а второй — работам выдающихся сюрреалистов. Главным топ-лотом обещает стать «Портрет мужчины в очках III» Фрэнсиса Бэкона с эстимейтом в £6–9 млн. Картина впервые выставляется на торги и считается одной из вершин творчества художника начала 1960-х годов. Подтверждением служит ее выставочная история: за последние полвека работа участвовала как минимум в 17 ретроспективах Бэкона по всему миру, украшая собой обложки каталогов и афиши.

 

В £1–1,5 млн Christie’s оценил гуашь Эгона Шиле «Мальчик в матросском костюме», недавно возвращенную потомкам Фрица Грюнбаума. В 1938 году австрийский актер кабаре, коллекционер Грюнбаум был депортирован из Вены в концентрационный лагерь Дахау. Перед этим его вынудили продать большую часть принадлежавших ему произведений искусства. За последние пару лет наследникам Грюнбаума удалось добиться реституции дюжины рисунков Шиле из ряда американских и европейских музеев. В 2024 году на Christie’s были проданы три из них, включая «Портрет мальчика», ушедший за $2,2 млн.  

Фрэнсис Бэкон, «Портрет мужчины в очках III» (Christie’s)

На торгах, посвященных сюрреализму, топ-лотом стало полотно бельгийского художника Рене Магритта «Бесконечная благодарность» (£6–9 млн). В последний раз полотно появлялось на торгах в 2004 году. Тогда его цена составила $1,2 млн.

 

В £3–5 млн Sotheby’s оценил студийную картину уличного художника Бэнкси из собрания участника панк-группы Blink-182. Полотно относится к циклу «Сырая нефть» (в оригинале художник играет со смыслами, название можно перевести и как «Жестокая живопись»). Это одна из двух серий Бэнкси середины 2000-х, построенных на схожем приеме: художники берет за основу шедевры мировой живописи и переосмысляет их в контексте экозащитной повестки и других актуальных тем. Например, Бэнкси мог заставить осыпаться засохшие из-за токсичных испарений подсолнухи Винсента ван Гога или «утопить» тележки из супермаркета в пруду с кувшинками Клода Моне. Выставленная на продажу картина отсылает к полотну шотландского художника Джека Веттриано «Поющий дворецкий». На фоне танцующей пары Бэнкси изобразил тонущий нефтяной лайнер и персонажей, толкающих бочку с токсичными отходами. Бас-гитарист и вокалист Blink-182 Марк Хоппус купил картину в 2011 году. Торги Sotheby’s запланированы на март, они пройдут вскоре после уже анонсированной публикации мемуаров Хоппуса. Часть выручки он обещает направить на помощь пострадавшим от недавних лесных пожаров в Лос-Анджелесе. 

Даша Мальцева, Horsewoman (АукциON)

На 6 марта намечены вторые торги нового аукционного дома «АукциON». Если пилотная распродажа была посвящена преимущественно шестидесятникам и классикам современного искусства, то новые торги «Пещера красивых бровей» направлены на привлечение внимания к творчеству молодых художников. С молотка пустят 88 работ порядка 50 авторов моложе 40 лет. Список топ-лотов возглавляет холст Horsewoman Даши Мальцевой, ученицы Владимира Дубосарского и Оксаны Симатовой (эстимейт: €7 000 – 8 000). В  €6 000—7 000 оценена работа «Неоявь» Даниила Архипенко, представителя молодого поколения «Новой Академии» Тимура Новикова. Предаукционная выставка пройдет в ЖК RED7 с 28 февраля по 5 марта. 

Прошедшие торги: бронза Камиллы Клодель за €3,7 млн, Айвазовский за 3,6 млн рублей

По итогам торгов Philocale  бронза Камиллы Клодель «Возраст зрелости» (1898), считавшаяся утерянной, была продана за €3,7 млн с учетом комиссии. Теперь она занимает вторую строчку в списке самых дорогих произведений художницы в аукционной истории. Рекорд принадлежит проданной на Sotheby’s в 2013 году за £5,1 млн работе под названием «Вальс». Скульптура «Возраст зрелости» была найдена в квартире, пустовавшей 15 лет. Это один из четырех известных вариантов работы (три остальных уже принадлежат французским музеям). 

 
Камилла Клодель «Возраст зрелости» (Philocale)

Топ-лотом проходивших 20 февраля торгов «Литфонда» стал морской пейзаж Ивана Айвазовского «Парусник в шторм», обрамленный в знаменитую фотографию с портретом художника у мольберта, — 3,6 млн рублей. На полотне сохранилась подпись чернилами «Айвазовский 1887». В 1887 году, когда Айвазовский отмечал 50-летие своей художественной деятельности, были созданы еще несколько работ со схожим обрамлением. Все они предназначались для подарков друзьям и знакомым художника. Цена фарфорового бюста «Петр I», выполненного по модели скульптора Августа Шписа, составила 1 млн рублей. 

Криминальные новости: подделки Уорхола и Рембрандта, помощника Саркози обвиняют 

Римская полиция обнаружила на севере города подпольную мастерскую, где создавались подделки произведений искусства. В организации преступного сообщества, которое также занималось сбытом фальшивых работ Рембрандта, Энди Уорхола, Пабло Пикассо, Бэнкси и других авторов, подозревается местный реставратор. Полицейские конфисковали более 70 работ и поддельных сертификатов подлинности. 

Работы, конфискованные римской полицией (Carabinieri TPC)

Клод Геан, бывший министр внутренних дел Франции и помощник экс-президента Николя Саркози, обвиняется в попытке скрыть замаскированную под сделку взятку в размере €500 000 от ливийского лидера Муаммара Каддафи. Сам Геан отрицает все обвинения и утверждает, что получил указанную сумму от продажи двух работ голландского художника Андриса ван Эртфельта. По его словам он уступил работы в частном порядке коллекционеру из Малайзии. Обвинение настаивает, что эти же две небольшие марины были проданы в 1990 году на Christie’s за сумму эквивалентную €20 000. В документах, предоставленных защитой Геана, имеются несоответствия в датировке заключенной сделки. Кроме того, полученная им сумма указывается в евро, хотя эта валюта официально появилась лишь через 10 лет после продажи. Расследование ведется в рамках продолжающегося судебного разбирательства в отношении Саркози, которого подозревают в том, что он получал незаконное финансирование своей предвыборной кампании со стороны Каддафи.  

Главные продажи ярмарки Frieze LA

В этом году открытие Frieze LA в Лос-Анджелесе не блистало звездными гостями. Гостями превью стали актриса Гвинет Пэлтроу, режиссер Оливер Стоун и рэпер Kid Cudi. Frieze LA удалось в общей сложности собрать порядка 100 галерей. Самой яркой сделкой предпоказа для коллекционеров стала картина Элизабет Пейтон, ушедшая за $2,8 млн со стенда David Zwirner. Галерея также продала полотно Элис Нил, оцененное в $1,8 млн. Gladstone Gallery отчиталась о  продаже трех работ Кита Харинга, включая редкую картину на стекле ($2 млн), а также уникальных фотографий Роберта Мэпплторпа по ценам от $200 000 до $300 000. Xavier Hufkens продал новую картину Трейси Эмин за $1,5 млн. Pace Gallery нашла покупателя на скульптуру Роберта Индианы LOVE ($500 000).

Стенд Pace Gallery на ярмарке Frieze LA (Pace)

Дары и проекты музеев: в тюрьме «Кресты», Леонардо в Колорадо 

Национальный музей естественной истории при Смитсоновском институте (Вашингтон) принял в дар один из крупнейших в мире красных бриллиантов весом 2,33 карата. Редкий камень передал в экспозицию Рональд Уинстон, сын знаменитого американского ювелира Гарри Уинстона (в 1958 году отец подарил музею собственную коллекцию бриллиантов).

 

Петербургские «Кресты» преобразуют в музей, хранящий память о печально известной тюрьме. Кроме того, часть отреставрированный зданий переоборудуют в гостиничный и ресторанный комплекс. Об этих планах недавно заявил новый собственник объекта группа компаний КВС. По данным Интерфакса, она отдала за выставлявшийся на торги объект 1,136 млрд рублей.

В Пуэбло (штат Колорадо) этой осенью откроется первый и единственный на территории Северной Америке музей Леонардо да Винчи. Удивлять местных жителей и туристов обещают цифровыми репродукциями и полноразмерные копиями рисунков и эскизов художника. На реализацию проекта местный научный центр уже получил разрешения итальянской организации Artisans of Florence, которая курирует работу выставочных проектов, связанных с наследием Леонардо, в Италии, Франции, Южной Корее, Австралии и Бразилии. 

Новые выставки в Москве, Петербурге и Новом Иерусалиме

В Центре Вознесенского до 25 мая идет выставка «Темная Оттепель», посвященная оборотной стороне советской культуры 1960-х годов. Помимо редких работ известных мастеров-шестидесятников Дмитрия Краснопевцева, Бориса Свешникова, Дмитрия Плавинского и других, проект открывает широкой аудитории целый ряд малоизвестных имен. Например, стилизованный под знаменитую московскую рюмочную «Ладья» зал почти полностью отведен под мрачно-ироничные линогравюры Владимира Ковенацкого. Подборка произведений Натальи Прокуратовой позволяет проследить ее творческий путь от группы «Движение» к более поздним мистическим работам, включая масштабные ткацкие произведения. Есть в экспозиции и отдельные жемчужины вроде пугающего «Портрета Аллы Онищенко» (1973) Олега Целкова или «Ночной бульвар» Бориса Смирнова-Русецкого (1962), неожиданно напоминающий гималайские пейзажи Николая Рериха. 

Николай Вечтомов, «Солнце» (коллекция Дениса Химиляйне)

До 18 мая в музее «Новый Иерусалим» работает масштабная ретроспектива работ Зорикто Доржиева (Zorikto), созданных художником за 20 лет. Проект под названием «Повелитель» объединил 75 произведений, собрать которые удалось при поддержке Khankhalaev Gallery. Тотальная инсталляция впервые представляет наследие художника в таком масштабе и разнообразии тем и художественных техник.

 

В петербургской Галерее дизайна Bulthaup до 10 марта идет выставка «Памяти Инны Олевской», посвященная художнице, которая 51 год проработала на Ломоносовском (с 2005 года — Императорском) фарфоровом заводе. На выставке представлены инсталляции и крупные объекты, а также эскизы и живопись. Как скульптор-фарфорист Олевская буквально перевернула преставление об этом материале, который до начала XXI века не входил в арсенал актуального искусства. Фарфоровые изделия традиционно увековечивали события, которые уже прошли. Инна Олевская одной из первых попыталась сделать так, чтобы фарфор стал живой историей. Олевская могла и умела говорить о высоком, но виртуозно обращалась и с китчевой темой, в этом плане ее объекты можно сравнить с вещами Джеффа Кунса, например с его знаковой работой  «Майкл Джексон и пузыри» (1998). 

Выставка «Памяти Инны Олевской» (bulthaup)

Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце показывает работы, полученные в дар в 2024 году. Увидеть их можно до середины марта. В центре экспозиции — костюм Людмилы Гурченко, созданный для актрисы дизайнером Татьяной Котеговой в 2006 году. Костюм предназначался для для вечера в гранд-отеле «Европа», посвященного Марлен Дитрих. В экспозиции также представлены куклы, созданные Резо Габриадзе для спектакля «Песня о Волге» и переданные в дар музею Театром на Васильевском, где в 1996 году состоялась премьера этой постановки. В отдельной витрине — альт «Граф Шереметев», созданный петербургским скрипичным мастером Владимиром Якименко и переданный им в дар Шереметевскому дворцу (Музею музыки). Инструмент изготовлен по собственной модели мастера, изобразившего на поверхности инструмента фамильный герб графов Шереметевых.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

27.04.2025