Человек, вещь, цена: артефакты от Мазур, новая девочка Kaws, Магритт подвинул Пикассо

Человек: Ольга и Айвор Мазур
Русский музей в Малаге — единственный действующий филиал российского музея в Европе — отмечает свой 10-летний юбилей выставкой, посвященной «Русским балетам» Сергея Дягилева. С 2022 года оторванный от коллекции Русского музея из-за прекращения культурных обменов и блокировки счетов, этот музей переориентировался на экспонирование русского искусства из частных собраний.
Лондонские коллекционеры Ольга и Айвор Мазур везут в Малагу 73 предмета: от фотогравюр Эмиля Отто Хоппе и фильма, посвященного торгам Sotheby’s, где в конце 1960-х распродавали наследие дягилевской антрепризы, до костюмов, созданных Львом Бакстом, Наталией Гончаровой, Анри Матиссом. В 2019 году часть коллекции Ольги и Айвора Мазур на средства компании BP выкупила Третьяковка. Ольга Мазур говорит, что если занавес Николая Рериха к «Половецким пляскам» (гигантское полотно размером 23 х 10 м, самый крупный в мире артефакт дягилевской антрепризы), безусловно, экспонат для музея, то черные балетки Тамары Карсавиной из балета «Карнавал», который оформлял Лев Бакст, продавать было жаль. Эти балетки, обнаруженные Ольгой в 2005 году в процессе уборки на чердаке лондонского дома, стали первым артефактом ее дягилевской коллекции. Впрочем, другой артефакт, найденный в том же мешке, — полуистлевший головной убор с перьями — оказался шапочкой Любови Чернышевой из балета «Шехерезада» авторства Бакста. Эта шапочка с перьями, шитая искусственным жемчугом, и фото Чернышевой в костюме Зобеиды на фоне дворца Альгамбра откроют юбилейную выставку в Русском музее в Малаге.
Вещь: новый персонаж во вселенной Kaws
К выходу второго сезона сериала «Игра в кальмара» американский художник Брайан Доннели, известный под именем Kaws, выпустил виниловую скульптуру нового персонажа своей вселенной. Теперь его Компаньон (человечек из винила с руками в перчатках и с перечеркнутыми крестом глазами, отдаленно похожий на Микки-Мауса), который появился в 1999 году и с тех пор выпускается в разных размерах, материалах, разными тиражами, обрел пару — 38-сантиметровую виниловую девочку в платье, с глазами-крестами и мохнатыми ушами, внешне это помесь Компаньона и куклы Ен Хи, персонажа игр про кальмаров. Возможно, очень скоро эта история из мира мерчандайзинга станет сюжетом мирового арт-рынка, как сам Kaws за неполные 20 лет превратился из сотрудника студии Disney и уличного художника в одного из самых успешных художников современности, а его виниловые скульптуры и живописные полотна стали голубыми фишками арт-рынка.
В 2017 году бронзовый «Сидящий Компаньон» ушел на аукционе Phillips в Гонконге за $411 000, а в 2019-м на гонконгских торгах Sotheby’s была продана живопись The Kaws Album («Альбом Kaws») с изображением Симпсонов за $14,8 млн с превышением эстимейта в 14 раз. Едва ли не на следующий день после торгов художник ушел из галереи Perrotin, с которой сотрудничал 11 лет. За эти годы галерея провела девять выставок Kaws и продавала его искусство по ценам от €600 (столько стоил его миниатюрный виниловый Компаньон в галерейном магазине). Его новая галерея Skarstedt устроила художнику персональную выставку в Бруклинском музее в 2021 году. Но, похоже, окончательно мир решил, что сегодня Kaws — это новый Джефф Кунс, когда швейцарская часовая компания Audemars Piguet выпустила лимитированную модель Royal oak concept tourbillon «Companion» с характерным лицом с перечеркнутыми глазами и руками в перчатках на циферблате тиражом 250 экземпляров при цене €214 000.
Цена: картина Рене Магритта за $121 млн
Самый дорогой лот, проданный на аукционах в 2024 году, — картина Рене Магритта «Империя света» 1954 года, ушедшая за $121 млн на торгах Christie’s. Совокупная стоимость работ Магритта, проданных за год (по данным Artnet, это $312, 3 млн), позволила художнику обойти Пикассо, многолетнего рекордсмена аукционов.
Аукционные продажи Пикассо, еще год назад доходившие до $597,2 млн, в 2024-м составили $221,6 млн, таким образом, был зафиксирован самый заметный с 2009 года спад — 63%. Галерист Давид Нахмад, владеющий коллекцией Пикассо, сообщил Artnet: если сегодня Пикассо падает, значит, завтра он опять вырастет в цене.
К росту продаж Рене Магритта семья Нахмад тоже причастна. Например, осенью 2024 года во время ярмарки Art Basel Paris (по данным отчета Art Basel UBS, на ярмарках состоится около 29% покупок искусства) в Центре Помпиду проходила выставка, приуроченная к столетию сюрреализма, а буквально в паре шагов, в Гран-Пале, на стенде Nahmad Contemporary был представлен «краткий курс» сюрреализма: два Пикассо, один Магритт, Пикабиа, Дали, Матисс, Колдер, Эрнст, Танги, де Кирико. Так благодаря синергии музеев (география проектов в 2024 году: Шанхай, Тарту, Нью-Йорк, Мюнхен, Лозанна, Мец, Буэнос-Айрес, Брюссель), арт-дилеров и аукционов интерес к сюрреалистам взмыл вверх, а вслед за ним последовали и цены.