К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Словарь феминитивов и экономика СССР: самый ожидаемый нон-фикшен зимы и весны — 2025

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
История ядерного оружия, принципы венчурного мышления, биография бессменного директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, исследование феминитивов и политическая основа якудза — Forbes Life составил календарь выхода главных нехудожественных новинок 2025 года

Среди мировых новинок в жанре нон-фикшен в 2025 году исследования исторической памяти, в том числе болезненные вопросы переосмысления немцами нацистского прошлого, изучение особенностей жизни в Римской империи времен Нерона и в России Серебряного века. Максим Ильяхов учит использовать возможности соцсетей, а эксперт в области венчурного капитала Илья Стребулаев — нестандартно мыслить.

В 2025 году также выйдут биография Тейлор Свифт, история реальных и шахматных королев и подробный разбор всех особенностей советской экономики от историка и экономиста Алексея Сафронова. Подготовку новинок к публикации подтвердили нам авторы, переводчики и редакторы, они же рассказали о подробностях. В галерее Forbes Life — самые интересные нехудожественные книги 2025 года в соответствии с планом их появления в продаже (а художественные книги можно найти здесь).

Максим Ильяхов «Большая книга про соцсети»

Максим Ильяхов «Большая книга про соцсети»

Издательство: «Бомбора»

Дата выхода: 30 января

У эксперта в сфере социальных медиа и контент-маркетинга Максима Ильяхова, автора бестселлеров о том, как писать тексты, и его партнера по агентству «Палиндром» Родиона Скрябина вышла «Большая книга про соцсети», адресованная в первую очередь тем, для кого соцсети — рабочий инструмент для продвижения бренда, привлечения аудитории и заработка.

«Соцсети дают нам огромный набор инструментов: и тексты, и видео, и интерактив, и множество способов продвижения, — пишет Ильяхов. — У каждого формата есть защитники, которые утверждают, что именно их технология сейчас решит все ваши проблемы, будь то короткие видео, подкасты, чат-боты или нейросети. Все они говорят убедительно, но охватить все не хватит ни внимания, ни времени, ни денег».

Ильяхов и Скрябин сразу предупреждают, что тренды и инструменты постоянно меняются. Только человек начал вести профессиональный блог с практическими советами, а ему уже говорят, что полезный контент никому не нужен, в тренде лайфстайл. «Это особенно неприятно, когда тебе еще нет 30, а ты уже чувствуешь себя немного на пенсии», — понимающе пишут авторы «Большой книги про соцсети» и делают фокус на системности, построении стратегии и освоении нужных инструментов.

Ильяхов делится профессиональным опытом, показывая, что увеличение числа подписчиков не всегда приводит к высоким продажам, и на большом количестве примеров объясняет, как использовать ботов и эмоциональный контент для повышения вовлеченности. В книге собраны ключевые принципы создания собственных каналов и их продвижения в информационном пространстве, разбор технологий продаж через соцсети и особенностей создания контента для разных типов платформ. 

У «Большой книги про соцсети» есть авторская аудиоверсия, записанная для «VK Музыки», и она в два раза объемнее печатной и электронной книги. Ильяхов говорит, что не мог просто сесть и прочитать текст — «ощущения не те». Вместо дословной начитки он сделал «живой, злой, жесткий и откровенный подкаст по мотивам книги». 

Кэти Спринкел «Тейлор Свифт. Икона мировой музыки»

Кэти Спринкел «Тейлор Свифт. Икона мировой музыки»

Издательство: «Кладезь», АСТ, перевод с английского Яны Травкиной

Дата выхода: февраль

Культурный феномен американской певицы Тейлор Свифт, которая собирает стадионы по всему миру, интересует даже тех, кто не считает себя ее поклонниками. Как ей удалось раздвинуть границы музыкальных жанров, собрать одно из самых крупных, преданных и влиятельных сообществ фанатов и стать первым музыкантом-миллиардером, попавшим в список Forbes исключительно за счет доходов от творчества, пробует разложить по полочкам музыкальный эксперт Кэти Спринкел.

Инна Юрищева, главный редактор редакции «Кладезь», рассказала Forbes Life, что в книге описывается захватывающий путь Тейлор Свифт от начинающей певицы до одной из самых влиятельных звезд мировой сцены, раскрываются секреты ее творческого роста и личные переживания.

«Кэти Спринкел собрала множество интересных фактов о певице, а также сделала разбор ее знаковых песен, которые помогут лучше понять ее личность и музыку. Творец, новатор, лучшая подруга, законодатель мод — в каждой главе рассматривается одно из определений, которыми можно описать Тейлор Свифт. Все они складываются в единый портрет, который дополнен десятками ярких фотографий. Книга выйдет в двух вариантах оформления — в одном из них специально для фанатов будет коллекционная открытка с оригинальным арт-портретом певицы», — описывает Юрищева. 

Александр Бэтц «Нерон. Безумие и реальность»

Александр Бэтц «Нерон. Безумие и реальность»

Издательство «Лед», АСТ, перевод с английского Валерия Филиппова под редакцией к.и.н. Владимира Никишина

Дата выхода: февраль

В истории остались крайне неприглядные портреты правителей династии Юлиев-Клавдиев (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.). Тиберий, Калигула, Клавдий сплошь состоят из недостатков  — никто из них не мог быть равным божественному Августу (первому римскому императору Октавиану Августу). Но более всех досталось Нерону — театралу, поджигателю, гонителю христиан, убийце учителя, жены и матери, безумцу — и последнему императору династии.

Историк Александр Бэтц не будет развенчивать мифы о Нероне, объясняет Павел Здешнев, ведущий редактор издательского проекта «Лед». Вместо этого прекрасный антиковед Бэтц погружает читателей в повседневную жизнь Рима и придворные ритуалы и интриги дворца: «Его подход предлагает определенную рационализацию поступкам, совершенным Нероном, и объясняет природу очерков о Нероне, дошедших до нас».

Он заново открывает для читателей Нерона, рассматривая жизнь и политическую карьеру правителя через повседневные ритуалы, описывая социальные и политические институты, показывая второстепенные фигуры римской действительности: сенаторов, которые зависели от близости к императору, простых ремесленников и торговцев, девственных жриц, придворных интеллектуалов, солдат и бывших рабов, которые, как воспитатели и дегустаторы, были ближе к императору, чем кто-либо другой.

Историк предлагает посмотреть на личность императора в контексте эпохи и увидеть в его образе что-то помимо оргий, безнравственности, декаданса, жестокости и произвола. Здешнев поясняет, что «Бэтц создает более глубокий, лишенный карикатурности образ Нерона, обращаясь к голосам тех, кто молчит в источниках, — народу Рима».

Илья Стребулаев, Алекс Данг «Венчурное мышление. 9 принципов роста бизнеса в любых условиях»

Илья Стребулаев, Алекс Данг «Венчурное мышление. 9 принципов роста бизнеса в любых условиях»

Издательство МИФ, перевод с английского Михаила Головкина и Анастасии Карповой

Время выхода: февраль

Эта книга основана на исследованиях ведущего академического эксперта в области венчурного капитала Ильи Стребулаева, который с 2015 года анализировал так называемых «единорогов» — компании Zoom, SpaceX, Instacart, Canva, OpenAI, DoorDash и Moderna — чтобы понять, как венчурные капиталисты выбирают и поддерживают стартапы и добиваются устойчивой доходности. Его анализ мышления венчурных инвесторов, где горизонт планирования должен быть долгосрочным, а краткосрочные прибыли можно игнорировать, постепенный прогресс отвергается, а неудачи тоже считаются результатом, исследование того, как придумать и взрастить инновационную идею стоимостью в миллиарды долларов, и четко сформулированные практические принципы сразу привлекли внимание не только инвесторов и основателей стартапов, но и лидеров традиционного бизнеса.

«Мы купили книгу профессора Стэнфордского университета Ильи Стребулаева в соавторстве с партнером McKinsey&Company Алексом Дангом в наш бизнес-портфель на этапе, когда были известны только имена авторов и рукопись даже еще не была дописана, — рассказывает Forbes Life Юлия Константинова, ведущий редактор МИФа. — В мае 2024 года она вышла на английском языке, и мы приступили к подготовке перевода. И тут книга словно начала сама выбирать, кто будет с ней работать: чтобы узнать подробнее о русскоязычном издании, с МИФом связалась Анастасия Карпова, главный редактор журнала «Большие идеи» (ex-«Harvard Business Review в России») и венчурный партнер The Garage Syndicate. В результате она стала научным и литературным редактором книги, а также сопереводчиком. Также неожиданно, по рекомендации авторов, издание дополнилось предисловием главы Альфа-банка Владимира Верхошинского. Он, кстати, сказал, что обязательно даст прочитать эту книгу своим детям».

В оригинале она называется The Venture Mindset, поясняет Константинова, и mindset — очень емкое понятие, не только про мышление, но и про настройку сознания. Этим, по мнению редактора, она напоминает «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк и «Принципы» Рэя Далио. Книга Стребулаева и Данга показывает, как принимают решения успешные инвесторы, инновационные лидеры. Они  говорят «нет» 10 000 проектов и «да» — одному-единственному, из которого потом вырастает компания-«единорог». Или не вырастает. И это тоже принцип «венчурного мышления» — способность воспринимать неудачу как неотъемлемую часть процесса и делать из нее правильные выводы.

«Если вы занимаетесь инвестициями и венчуром, эта книга — абсолютный must read для вас. Но даже если вы далеки от этой темы, вы наверняка сможете переложить ее на свою сферу, — советует Константинова. — Например, авторы советуют: в обсуждениях всегда давайте сначала высказываться новичкам. Они могут предложить неожиданную и неординарную идею. А когда первым мнение озвучивает самый авторитетный участник (скажем, руководитель), остальные, как правило, предпочитают просто его поддержать. Попробуйте воспользоваться этим советом на следующем рабочем совещании и посмотрите, насколько изменится качество вашего обсуждения».

Марк Волвертон «Бомба. Как ядерное оружие изменило мир»

Марк Волвертон «Бомба. Как ядерное оружие изменило мир»

Издательство Individuum, перевод с английского Сергея Карпова

Дата выхода: март

Американский научный журналист Марк Волвертон справился с нелегкой задачей — уложил в 200 печатных страниц все базовые знания о ядерном оружии. Олег Бочарников, редактор издательства Individuum, рассказал Forbes Life, что в книге «Бомба» читатель найдет «доходчивое объяснение принципов ядерного и термоядерного взрыва, остросюжетный рассказ о гонке вооружений между СССР и США, которая неоднократно едва не переходила в глобальную войну на уничтожение, а также культурологический ликбез с отсылками к культовым фильмам — от саркастического кубриковского «Доктора Стрейнджлава» до жутко-реалистических «Нитей» от BBC».

Как говорит Бочарников, ядерные страхи и угрозы стали постоянным фоном нашей жизни, а книга Марка Волвертона помогает если не избавиться от страха, то хотя бы лучше понять, чего именно мы боимся. Эксперт по вопросам ядерной безопасности, автор предисловия к русскому изданию Андрей Баклицкий тоже считает, что для читателей книга станет отличной точкой входа в тему ядерной безопасности, поскольку  «автору «Бомбы» удалось нарисовать живую и яркую картину, в которой нашлось место физическим процессам и культурным отсылкам, дипломатии и военным конфликтам, политикам и ученым».

Ксения Гусарова «Мода и границы человеческого: Зооморфизм как топос модной образности в XIX – XXI вв.»

Ксения Гусарова «Мода и границы человеческого: Зооморфизм как топос модной образности в XIX – XXI вв.»

Издательство НЛО, серия «Библиотека журнала «Теория моды»

Дата выхода: март

Мода последних двух столетий очарована образами животных, буквальных и метафорических, живых и почти-как-живых, реальных и виртуальных: платья, превращающие модниц в экзотических насекомых, чучела птиц в качестве шляпного декора, живые гепарды как ультрамодный аксессуар — доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС Ксения Гусарова рассматривает всплеск зооморфной образности в моде и связывает его с идеями Чарльза Дарвина с одной стороны и борьбой женщин за политические права — с другой.

 «Если оглядеться вокруг в любом общественном месте, мы с большой вероятностью увидим большое количество одежды и аксессуаров с животной тематикой: от леопардовых и зебровых принтов до рюкзаков-гусей. Тем временем на подиумах высокой моды появляются платья с гиперреалистичными головами зверей или даже настоящие чучела животных, которые будто бы дефилируют рядом с манекенщиками», — говорит Гусарова.

Культуролог рассказывает, как эти образы связаны с открытиями в области наук о природе и с развитием концепции прав животных и какие представления о самом человеке и его месте в мире транслируют «модные» звери. «Среди прочего зооморфизм отражает разочарование западных обществ в техническом прогрессе, — объясняет Гусарова, — животные все больше становятся идеалом естественности и подлинности, которому хочется уподобиться, а не отмежеваться от него незыблемой границей».

Франк Трентманн «Из тьмы. Немцы 1942–2022»

Франк Трентманн «Из тьмы. Немцы 1942–2022»

Издательство Corpus, перевод с немецкого Владислава Дегтярева

Дата выхода: март

В Германии произведение Франка Трентманна «Из тьмы. Немцы, 1942-2022» назвали самой важной политической книгой 2023 года, а британский The Telegraph и вовсе охарактеризовал ее как лучшую за этот год. Вопрос о том, как Германия превратилась из нации ученых, поэтов и философов в нацию, ответственную за Вторую мировую войну и геноцид, занимает и волнует многих исследователей. Равно как и второй вопрос, не менее сложный и, возможно, более важный: смогла ли нация, воспевавшая Гитлера, народ, чье прошлое отмечено массовыми убийствами, заново создать себя и насколько?

Трентманну удалось убедительно ответить на оба, рассказала Forbes Life редактор книги Татьяна Трофимова: «На мой взгляд, книга Франка Трентманна интереснее всего сочетанием масштабов. Вопрос, которым задается автор, очень большой: как послевоенная Германия смогла проработать свое тоталитарное прошлое и построить совершенно другое общество? И в такой постановке он, несомненно, звучит интересно для специалистов, но для обычных людей это все-таки слишком абстрактно и как будто не имеет никакого отношения к их повседневной жизни. Однако ответ на этот вопрос Трентманн берется искать на неожиданно мелком уровне: в текстах личных дневников, в частных разговорах, в эмоциях, которые человек испытывает каждый день, и решениях, которые принимает касательно своей жизни. В этой книге очень много историй конкретных людей и событий, которые легко могут произойти с любым человеком. И на этом уровне вопрос перестает быть таким уж абстрактным. Трентманн показывает, как на самом деле большие общественные процессы происходят в жизни обычных людей, даже если они об этом не думают и их не замечают. Поэтому объем книги и тот факт, что автор историк, на самом деле не должны пугать читателя: эта книга, конечно, обещает содержательно не самое легкое чтение, но точно будет понятна и интересна очень многим».

Трентманн рассказывает драматическую историю немецкого народа от середины Второй мировой войны через холодную войну и разделение на Восток и Запад до падения Берлинской стены и борьбы за свое место в современном мире. Это путь сложных моральных конфликтов: признание вины и стыда на фоне насущных экономических проблем; возмещение ущерба для одних, но не для других; толерантность против расизма; сострадание против соучастия. Через множество голосов — немецких солдат и немецких евреев, восточногерманских женщин и лавочников, возмущенных нехваткой энергии, противников и сторонников ядерной энергетики, волонтеров, помогающих мигрантам и беженцам, и правых популистов, нападающих на них, — Трентманн рисует портрет 80-летнего конфликта в центре Европы и показывает, как немцы стали теми, кто они сегодня.

Алексей Сафронов  «Большая советская экономика. 1917–1991»

Алексей Сафронов «Большая советская экономика. 1917–1991»

Издательство Individuum

Дата выхода: март

Объемный труд экономиста и историка Алексея Сафронова — актуальный и наглядный анализ всей истории советской экономики, от военного коммунизма до перестройки. Автор хладнокровно исследует каждый из этапов существования СССР и отвечает на главные вопросы: «Что это было?», «Почему все закончилось именно так?» и «Могло ли быть по-другому?»

Подробности о книге Forbes Life рассказал сам автор: «В советские времена экономика считалась базисом, определяющим ход истории. С распадом СССР маятник качнулся в обратную сторону, и она стала фоном для политической, социальной, культурной истории. Историки пишут о советских анекдотах про дефицит, принимая сам факт дефицита как данность, или о быте строителей БАМа, не объясняя, зачем БАМ вообще решили строить. Читая книги про СССР, нетрудно заметить в них безличные фразы-заглушки: «Экономика замедлялась, необходимость реформ назрела, реформа забуксовала, решение было принято», — и так далее. Для статей по узким темам это нормально: для отдельного человека условия жизни действительно «просто сложились как сложились». Но, к сожалению, в обобщающих работах по истории СССР экономика тоже часто представлена набором фактов, которые не образуют никакой целой картины».

По словам Сафронова, он «нескромно попытался описать экономическую модель СССР как живой организм, который развивался по своим собственным законам, связав постоянные попытки советского руководства подкорректировать эту модель в единую цепь, где у каждой реформы были предпосылки в предыдущих эпохах, а ее результаты определяли дальнейшие события».

«Получилась книга о причинах и последствиях тех или иных экономических решений и контексте, который объясняет эти решения», — заключает экономист.

Джей Оуэнс «Пыль»

Джей Оуэнс «Пыль»

Издательство «Лед», АСТ, перевод с английского Артема Прожоги

Дата выхода: март

Пыль. Во время уборки каждый из нас сто раз думал, откуда она вообще берется, но никто не сделал из этого серьезное исследование. Книга Джей Оуэнс — сочетание истории и науки, масштабный взгляд на мельчайшие частицы и большие проблемы, с ними связанные. «Пыль» — уникальная книга-расследование, поднимающая экологические и социальные вопросы современного мира, — рассказал Forbes Life Павел Костюк, шеф-редактор издательского проекта «Лед». —  В ней бесстрашная журналистка и исследовательница Джей Оуэнс берется за феномен пыли, разбирая ее проявления как в событиях планетарного масштаба, так и в нашей повседневной жизни, не забывая о бытовых аспектах и показывая, как мы с течением времени пришли к идеям чистоты, гигиены и борьбы с пылью». 

4,5 млрд лет назад планета Земля образовалась из огромной вращающейся туманности — космической пыли, оставшейся после рождения Солнца. В течение ближайших 100 лет жизнь на ней под воздействием жары, засухи, огня и, опять же, пыли серьезно изменится. Пыль — это наследие прогресса XX века и токсичная угроза для жизни в меняющемся климате XXI века.

«Оуэнс в лучших традициях расследовательской журналистики рассказывает историю утопающего в копоти Лондона и Лос-Анджелеса, для существования которого потребовалось уничтожить огромные озера, а также разбирается, почему случились Пыльные котлы в США, как от Аральского моря осталась лишь пустынная равнина и чем опасны частицы пыли, витающие над Чернобылем, — говорит Костюк. — Книга стала одним из главных событий нехудожественной литературы в 2024 году — и мгновенным бестселлером».

Буркхард Билгер «Отечество. История о войне, семье и совести в нацистской Германии»

Буркхард Билгер «Отечество. История о войне, семье и совести в нацистской Германии»

Издательство Individuum, перевод с английского Максима Шера

Дата выхода: апрель

Еще одно исследование вины и исторической памяти немецкого народа, написанное с очень личной и глубокой попыткой разобраться и понять. «Отечество» — журналистское расследование истории одной семьи и одной страны в XX веке. Олег Егоров, редактор перевода книги, рассказал Forbes Life, что для автора, Буркхарда Билгера, американца немецкого происхождения, «искать истину в архивах маленьких городков и разговорах с пожилыми немцами — очень личное и не слишком приятное дело».

«Его дед, школьный учитель Карл Геннер, в 1930-1940-е руководил ячейкой НСДАП на территории оккупированного Германией французского Эльзаса, — рассказывает Егоров. — При этом послевоенный суд Карла оправдал, признав, что он не только совершал преступлений, но и по мере возможностей защищал жителей вверенной ему территории (грубо говоря, не отправлял никого в лагеря, хотя мог)».

Почему Карл вообще стал нацистом — как и миллионы его сограждан? Возможно ли для него прощение — если он работал на Гитлера, но «только чуть-чуть»? Как жили в военные годы обычные немцы, не герои и не злодеи, вынужденные смиряться с творящимся вокруг? А на что похожа жизнь на территориях, раз в несколько десятилетий переходящих от страны к стране? «Как сегодня Германия живет со своим сложным прошлым и может ли оно обернуться ренессансом правых идей? Скользкие, сложные вопросы — и опытный журналист Билгер сделал все, что в его силах, чтобы ответить на них непредвзято и честно», — заключает Егоров. 

Лев Данилкин «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой»

Лев Данилкин «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой»

Издательство «Альпина Нон-фикшн»

Дата выхода: май

Пожалуй, для многих станет сюрпризом, что первую биографию Ирины Антоновой, чье имя и образ у нескольких поколений безоговорочно и накрепко связаны с искусством и Пушкинским музеем, написал литературный критик Лев Данилкин. Человек, который, по собственному признанию, «вчера закончил НЕ ТОТ факультет, сегодня не отличит офорта с акватинтой от сухой иглы, завтра спутает, пожалуй, Тинторетто с Каналетто, а послезавтра — неизбежно — и Венецию с Винницей». Возможна ли, задается он сам вопросом, книга про Антонову в исполнении человека «абсолютно постороннего, чьи познания в искусствоведении в лучшем случае аналогичны талантам рок-исполнителя, которые демонстрируют участники чемпионата по игре на воображаемой гитаре»? Данилкин также отмечает, что никогда не был знаком с Антоновой. 

Но все же после Ленина (за биографию которого «Пантократор солнечных пылинок» Данилкин получил премию «Большая книга») и Гагарина героиней новой книги Льва Данилкина стала она — «Альцина по имени Ирина Александровна Антонова». И он нашел, во-первых, удивительно подходящий масштабу ее личности и ее характеру тон повествования — интеллектуальный, с достоинством и при этом без ненужного пафоса, и, во-вторых, выбрал точный композиционный ход — собрал свой текст «метонимически», через несколько неслучайных вещей, выстроенных в определенную структурную последовательность; эта биография ИА есть не что иное, как посвященный ей «воображаемый музей» из 39 арт-объектов, осенивших своим хотя бы и временным присутствием Пушкинский.

«Новую книгу Льва «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой» вполне можно назвать литературной сенсацией, — рассказал Forbes Life издатель Павел Подкосов. — Льва Данилкина — писателя, критика, переводчика — никак не назовешь сторонником конвейерного метода. Книги у Льва выходят нечасто, но всегда становятся событием. После Гагарина и Ленина выбор героини новой биографии кажется неожиданным. Но, несомненно, Ирина Антонова, которая 60 лет руководила Пушкинским музеем, — фигура огромного масштаба, неоднозначная и невероятно интересная. Начав с крайне низкой базы, по сути музея слепков, Пушкинский обогнал Третьяковку, Русский и Исторический музеи и бросил вызов самому Эрмитажу, став всемирно признанным мировым музеем. Отдельно стоит отметить литературный талант и язык Льва Данилкина. Читать «Палаццо Мадамы» — действительно интеллектуальное удовольствие».

Максим Жегалин «Бражники и блудницы. Как жили, любили и умирали поэты Серебряного века»

Максим Жегалин «Бражники и блудницы. Как жили, любили и умирали поэты Серебряного века»

Издательство Individuum 

Дата выхода: весна

«Я убежден, что за всем этим временем стоит непостижимое: что-то там было разлито в воздухе, протерся занавес между мирами, и хлынули оттуда стихи и бесы, лиловый сумрак и ослепляющий свет. Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Кузмин, Мандельштам, Волошин, Иванов, Брюсов — куда-то ходят, о чем-то говорят, влюбляются, едят, шутят, покупают обновки и еще не знают, что они — «Серебряный век», — так сформулировал свои ощущения от книги ее автор Максим Жегалин. 

Изначально его идеей было «посмотреть на поэтов Серебряного века как на панков, максимально приблизить это время к нам, найти параллели, узнать себя и удивиться; параллели, конечно, нашлись, но быстро стало понятно: время было совсем другое и люди другие — непонятные, недостижимые, совершенно безумные и совершенно очаровательные». Документальный роман Максима Жегалина охватывает эпоху с 1905 по 1922 год — время великой поэзии и невероятных историй, где творческие люди пишут стихи, ссорятся, влюбляются и вызывают духов, пока тучи сгущаются, а мир постепенно сходит с ума.

«Поэты, писатели, неврастеники, психи, оккультисты и медиумы, красавицы и воры, герои, свидетели и просто случайно затянутые в воронку, — перечисляет Жегалин.  — Я читал их дневники и письма, разбирал год за годом, с 1905-го по 1921-й, и вдруг увидел, что все это странным образом складывается в сюжет. Что имена из учебников литературы становятся живыми, близкими, любимыми и нелюбимыми, что они растут, меняются вслед за временем, из комических персонажей превращаются в трагических, а сама история вдруг вырастает в мрачную балладу, в эпос. И ведь все это было на самом деле». 

Максим Кронгауз, Ирина Фуфаева, Ольга Згировская, Алиса Мосолова «Словарь феминитивов»

Максим Кронгауз, Ирина Фуфаева, Ольга Згировская, Алиса Мосолова «Словарь феминитивов»

Издательство НЛО

Дата выхода: май

Феминитивы, уже существующие в языке и свежеобразованные, привлекли внимание в 2010-х годах и стали поводом для бурных и даже ожесточенных дискуссий. Спор почти сразу перестал быть лингвистическим, столкнулись идеологии и поколения. В сухом остатке не осталось почти ничего, только горечь и неприятие чужой позиции. Что же это было? Не пришло ли время выключить эмоции и включить рацио, чтобы оценить феминитивы и их роль в нашем языке с научной точки зрения? Четыре лингвиста — три женщины и один мужчина — решили наконец это сделать.

«Словарь феминитивов только притворяется словарем, — пояснил Forbes Life лингвист Максим Кронгауз. — На самом деле это подробные и интересные рассказы об отдельных словах и целых группах синонимов, например об адвокатессе — адвокатке — адвокатше, расположенные в алфавитном порядке. Когда какой феминитив появился, с каким событием или даже личностью он связан, какая группа людей его употребляет, а какая ненавидит? В книге много не только лингвистической, но и исторической и культурной информации. Приложением к главному разделу дается словарик суффиксов и других  способов образования феминитивов, где разоблачаются некоторые мифы, например, что -ша суффикс названия жен и поэтому скомпрометирован, а вот суффикс -ка абсолютно нейтрален. А как же солдатка, которая жена солдата?»

Вдумчивая, научно обоснованная, но написанная без излишней академичности работа четырех современных лингвистов отвечает на многие наболевшие вопросы. Авторы убеждены, что феминитивы в целом — важная часть русской лексики, и по отношению к ним, по их восприятию можно судить о времени и о людях.

Филипп Пеллетье «Империя якудза: организованная преступность и национализм в Японии»

Филипп Пеллетье «Империя якудза: организованная преступность и национализм в Японии»

Издательство «Альпина нон-фикшн»

Дата выхода: май

Если попросить читателей в разных странах мира назвать символы японской культуры и общества, среди самых популярных вариантов непременно окажутся ниндзя, самураи и якудза. Профессор Лионского университета Филипп Пеллетье, просветитель и специалист по Японии, задался вопросом: как может такая архаичная и квазифеодальная структура, как якудза, сохраняться в демократической, промышленно развитой и технологичной Японии?

Западные исследователи давно и подробно описали деятельность якудза, их иерархию, ритуалы, культурные коды (татуировки, одежду и т. д.). Однако связь якудза с миром политики до сих пор не была детально изучена. Пеллетье сравнил японскую мафию с преступными организациями других стран, особенно с сицилийской мафией, выявил их общие черты, но заметил и специфику японского преступного мира: его близость к крайне правым и в идеологии, и в функционировании. Эту «неудобную» тему Пеллетье поднимает в своей книге, рассказывая и об истории, и о сегодняшнем дне организованной преступности в Японии.

«Исследование получилось серьезное, ведь первые кланы якудза начали появляться в Японии с начала XVII века, — рассказал Forbes Life главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов. — Сегодня в этой стране насчитывается более 100 000 активных членов «семей». Современные группировки имеют официальные штаб-квартиры, их члены известны полиции, у них есть эмблемы, а некоторые даже выпускают собственные журналы. Эта книга подробно рассказывает об истории и современном состоянии преступных кланов, а также о структуре банд, кодексе, сферах влияния в стране, даже об их одежде и татуировках. Феномен устойчивости организованной преступности в Японии автор видит в тесной связи с государством, консервативными и правыми политическими силами». 

Мэрилин Ялом «Рождение и расцвет шахматной королевы»

Мэрилин Ялом «Рождение и расцвет шахматной королевы»

Издательство «КоЛибри», перевод с английского Алины Зенцовой

Дата выхода: май

Всем известно, что королева — самая могущественная фигура на шахматной доске. Однако мало кто задумывался, что шахматы долгое время вполне успешно существовали без нее. Лишь в Средние века, когда эта игра обрела популярность среди европейских монарших особ, на доске появилась королева. Это также совпало с правлением настоящих королев, которым удавалось в патриархальном мире сосредоточить и удержать в своих руках власть, — Алиеноры Аквитанской, Бланки Кастильской, Сигрид Гордой, Маргариты Датской и многих других.

Профессор Мэрилин Ялом, историк и литературовед,  директор Центра женских и гендерных исследований в Стэнфордском университете и старший научный сотрудник в Институте гендерных исследований Мишель Клейма проводит параллели между возвышением королевы в шахматах — и историей настоящих королев, которым в сложном патриархальном мире удавалось сосредоточить и удержать в своих руках власть.

Руководитель направления «история» издательства «КоЛибри», Марьяна Терехова, рассказала Forbes Life: «На основе большого количества литературных и археологических материалов Ялом прослеживает происхождение шахматной королевы, ее символизм, развитие и распространение. Это проницательное и увлекательное исследование, проливающее свет на положение женщины в обществе Средних веков и Нового времени, локальные различия в правилах шахмат, связь этой игры с куртуазностью, мизогинию и церковные запреты. Шахматная королева опасна, непредсказуема, она внушает благоговейный трепет. Каждый раз, когда она делает ход, ее соперник вздрагивает: «Берегись, сюда идет королева!»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

29.03.2025