К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мраморы Парфенона и бенинские бронзы: как возвращали культурные ценности в 2024 году

Мраморы Парфенона (Alamy)
Мраморы Парфенона (Alamy)
Первый спор о законности вывоза и ввоза культурных ценностей — мраморов афинского Акрополя — возник больше 200 лет назад. Лорда Элгина, вывезшего в Лондон из Афин фигуры Парфенона, назвал вором другой британский лорд — Байрон. И за прошедшие столетия проблема не решена. Но 2024 год принес ощутимый сдвиг в этом вопросе: похоже, что на волне политики деколонизации крупнейшие европейские и американские музеи готовы расстаться со своими сокровищами
Мраморы Парфенона из Британского музея
Мраморы Парфенона (Getty)

Мраморы Парфенона из Британского музея

В 2024 году на новый уровень вышел спор Греции и Великобритании из-за мраморов Парфенона. В начале XIX века мраморы были вывезены из афинского Акрополя лордом Элгином, который в 1816 году продал их Британскому музею. В тот момент афинский Акрополь служил турецкой крепостью, Парфенон — мечетью, Эрехтейон — пороховым складом. Наполеоновские войска вывозили фрагменты Парфенона с 1797 года — что-то сейчас находится в Италии, Австрии и Германии. Греческие власти требуют их возвращения в страну начиная с 1980-х годов, но особенно активно — последние два года. Предыдущий британский премьер Риши Сунак периодически заявлял о своей готовности пойти на уступки, по факту же греческой стороне предлагались сомнительные альтернативы реальному возврату древностей. Например, звучали предложения передать их Афинам в аренду сроком на 10 лет или вообще отделаться NFT-копиями.

В 2024 году стороны впервые пришли к схеме, по которой мраморы будут экспонироваться в формате временных выставок. Но договориться о том, где мраморы будут постоянно храниться, так и не удалось. В декабре 2024 по итогам встречи нового британского премьер-министра Кира Стармера и его греческого коллеги Кириакоса Мицотакиса представители сторон заявили о продолжении «конструктивного диалога». По словам пресс-секретаря Стармера, позиция правительства не изменилась, но оно не намерено мешать Британскому музею в достижении новых договоренностей с Афинами.

Работы, конфискованные в Испании при Франко
Хоакин Соролья, «Голова женщины в белой мантилье» (Museo del Prado)

Работы, конфискованные в Испании при Франко

Испания начала возвращать работы, конфискованные у населения в период франкистского режима. Список из более чем 5 000 подлежащих возврату работ появился в результате вступившего в силу в 2022 году «Закона о сохранении демократической памяти». Наследники владельцев, претендующие произведения из списка, должны самостоятельно подавать заявления в испанское Министерство культуры. Все запросы рассматриваются в индивидуальном порядке. Первым прецедентом стал возвращенный в середине декабря 2024 года детский портрет испанского философа Франсиско Хинер де лос Риоса кисти Мануэля Охеда и Силеса. Картина хранилась в Национальной библиотеке Испании. Как отмечают эксперты, в итоговый список не вошел ряд работ из крупных музейных собраний, в том числе «Голова женщины в белой мантилье» Хоакина Сорольи из коллекции Прадо, хотя сам музей еще в 2022 году включил ее в список из порядка 60 своих экспонатов со спорным провенансом.

Птолемеевская статуэтка из базальта из музея Кливленда
Базальтовая статуэтка времен династии Птолемеев (Cleveland Museum of Art)

Птолемеевская статуэтка из базальта из музея Кливленда

Кливлендский художественный музей согласился с притязаниями Ливии на базальтовую статуэтку мужчины высотой чуть больше 50 см. Памятник древнеегипетского искусства времен династии Птолемеев, возраст которого может составлять порядка 2 200 лет, был обнаружен во время раскопок древнего дворца на востоке Ливии в 1930-е годы. По мнению археологов, это одна из примерно 30 похожих статуэток, дошедших до наших дней. Изначально она экспонировалась в ближайшем к месту раскопок ливийском музее, но впоследствии была похищена и к началу 1990-х оказалась в Кливлендском художественном музее. Руководство музея согласилось передать права владения памятником ливийской стороне, а разрешила музею выставлять его в ближайшие пять лет.

«Золотой мальчик» и «Коленопреклоненная женщина» из Метрополитен-музея
«Золотой мальчик» (Metropolitan Museum of Art)

«Золотой мальчик» и «Коленопреклоненная женщина» из Метрополитен-музея

В мае 2024 в Национальном музее Таиланда прошла торжественная церемония, посвященная возврату двух древних статуй, хранившихся в нью-йоркском Метрополитен-музее. Речь идет о двух бронзах («Стоящий Шива» или «Золотой мальчик» и «Коленопреклоненная женщина»), возраст каждой составляет порядка 1 000 лет. В конце 2023 года обе работы были включены в список из 16 предметов, которые музей собирается вернуть в Камбоджу, но уже весной 2024 года это число сократилось до 14, а две бронзовые статуи отправились в Таиланд. Путаница, вероятно, объясняется тем фактом, что с IX по XIII век современные Камбоджа, Таиланд, Лаос и Вьетнам были частью единой Кхмерской империи. Метрополитен согласился вернуть артефакты после того, как была доказана их связь с коллекционером и дилером Дугласом Летчфордом, занимавшимся незаконной торговлей древностями из Юго-Восточной Азии.

Древности из собрания Музея Гетти
Бронзовая голова молодого человека (J. Paul Getty Museum)

Древности из собрания Музея Гетти

Весной 2024 года сразу два экспоната из лос-анджелесского Музея Гетти были признаны незаконно ввезенными в США. Сначала было принято решение о возврате в Турцию старинной бронзовой головы молодого человека. Памятник находился в собрании музея с 1971 года. Как сообщили представители музея, они получили новую информацию  от окружной прокуратуры Манхэттена о том, что голова была найдена в результате незаконных раскопок. В общей сложности с момента своего создания в 2017 году отдел по торговле антиквариатом окружной прокуратуры Манхэттена вернул более 4 500 предметов старины, украденных из 30 стран, на сумму более $410 млн. В начале мая 2024 года Европейский суд по правам человека признал Италию законным владельцем древнегреческой статуи «Атлет из Фано», также находящейся в собрании Музея Гетти.

Древнеегипетский детский саркофаг из музея Бостона
Древнеегипетский детский саркофаг (Gustavianum)

Древнеегипетский детский саркофаг из музея Бостона

Художественный музей Бостона согласился вернуть в Густавианум (музей при Университете Уппсалы в Швеции) египетский саркофаг, возраст которого насчитывает более 3 000 лет. Сотрудники американского музея обнаружили, что имевшаяся у них документация о происхождении памятника была поддельной, в то время как он числится среди вещей, украденных из Уппсалы. Богато расписанный саркофаг длиной порядка 110 см был создан для мальчика по имени Панефернеб. Обстоятельства его пропажи из Густавианума и переправки в США остаются неизвестными.

«Бенинские бронзы» из США
«Бенинские бронзы» (Smithsonian Institution)

«Бенинские бронзы» из США

Несколько тысяч медных пластин, бронзовых скульптур, ювелирных украшений и других артефактов, известных сегодня под собирательным термином «бенинские бронзы», были вывезены британскими войсками из королевского дворца Бенина в 1897 году. Эти ценности осели в европейских и американских музеях. Споры о том, кому именно нужно возвращать похищенные памятники, велись до 2023 года, когда правительство Нигерии признало законными владельцами потомков короля Бенина — исторического государства, которое располагалось на территории современного нигерийского штата Эдо. Там же, в городе Бенин-Сити, к 2026 году планируют открыть Музей западноафриканского искусства. На момент принятия указа о законных владельцев памятников целый ряд мировых институций уже принял решение о возврате части своих экспонатов Нигерии. Теперь же, когда они могут оказаться в частных руках, а не в государственных фондах, отдельные решения начали пересматриваться. Например, осенью 2024 года Верховный суд США притормозил с вынесением окончательного решения по вопросу передачи 29 бронз из коллекции Смитсоновского института.

Бронзовая голова Септимия Севера из Глиптотеки Копенгагена
Бронзовая голова Септимия Севера (Getty)

Бронзовая голова Септимия Севера из Глиптотеки Копенгагена

Под конец 2024 года копенгагенская Глиптотека Карла Якобсена, где хранится коллекция основателей пивоваренной компании Carlsberg, решила вернуть Турции бронзовую голову римского императора Септимия Севера. Весной 2023 года прокуратура Манхэттена конфисковала памятник наряду с несколькими другими экспонатами временной выставки в Метрополитен-музее как предметы, связанные со скандально известным торговцем антиквариата Робертом Хектом, которого обвиняли в контрабанде (дело было закрыто после его смерти в 2012 году). Согласно собственному расследованию руководства Глиптотеки, голову нашли в ходе незаконных раскопок на юго-западе Турции в 1960-е годы, а затем незаконно вывезли из страны.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+