Рубин за $5,5 млн, Бартенев в Валенсии и Горшков в «Гараже»: новости арт-рынка
Новости рынка: продажи Christie’s падают, в Phillips сменилось руководство
Суммарный объем продаж Christie’s по итогам года составил $5,7 млрд. Из них $4,2 млрд пришлись непосредственно на аукционы, а остальные $1,5 — на частные продажи. Общий показатель ниже прошлогоднего ($6,1 млрд) на 6%. В динамике аукционная выручка просела на 16%, а частные сделки, наоборот, выросли на 41%, составив почти треть от общего оборота.
Sotheby’s снова меняет правила начисления и размеры комиссионных. В последний раз это происходило в феврале 2024 года. Теперь на фоне неудачных нью-йоркских торгов от введенных новшеств решено отказаться. В частности, это касается фиксированной комиссии с покупателя в размере 20% за работы до $6 млн. В письме, разосланном по клиентской базе, Sotheby’s пишет, что анализ рынка за последние полгода заставил аукцион вернуться к более гибким договоренностям. Теперь покупатель будет дополнительно платить 27% со всех лотов стоимостью до $1 млн. Комиссия для лотов с ценой молотка от $1 млн до $8 млн составит 22%. Все лоты дороже $8 млн будут облагаться комиссией в 15%.
Мартин Уилсон заменит Эда Долмана на посту генерального директора аукционного дома Phillips. Эту должность Долман занимал с января 2024 года. Его главным достижением стал суммарный оборот компании, который по итогам 2023 года впервые превысил отметку в $1 млрд. В целом же он проработал в Phillips 10 лет, а до этого примерно столько же управлял Christie’s. Только в начале декабря 2024 в компании прошла волна сокращений, под которую попало порядка 100 сотрудников. Уилсон работает в руководстве Phillips с 2019 года, но на непубличной должности главного юриста.
Портал Artnet совместно с Morgan Stanley решил проанализировать состояние рынка импрессионистов (в этом году отмечается 150-летие с момента зарождения художественного течения). Главный вывод оказался таким: сейчас, когда большая часть шедевров осела в музеях и частных собраниях, невероятные скачки цен в этом сегменте вряд ли вернутся к астрономическим показателям конца 1980-х — начала 1990-х. При этом рынок все равно находится в тонусе и привлекает новых коллекционеров. Пиковых объемов он достиг в 2022 году во многом благодаря появлению на рынке коллекции сооснователя Microsoft Пола Аллена. Она собрала тогда $1,6 млрд, установив новые рекорды, в том числе на работы Сера, Сезанна, Ван Гога и Гогена. Самым часто и успешно продаваемым автором за последние 10 лет оказался Клод Моне. Его аукционный оборот за этот период составил $2,6 млрд. В этом году одни из его первых «Кувшинок» были проданы на гонконгских торгах Christie’s за $29,9 млн.
С момента рекордной продажи работы Beeple «Первый пять тысяч дней» за $69 млн на Christie's в 2021 году рынок NFT-искусства претерпел заметные изменения. По подсчетам портала Artprice, число работ, появляющихся на мировых торгах, за три года несколько выросло (с 315 до 350), а выручка от их продажи ужалась в разы. Если 2021 году объем аукционного рынка NFT-искусства составлял $232,4 млн, то к 2024 году он сократился до $9,2 млн.
Прошедшие аукционы: древняя скрижаль за $5 млн и рекорд на александрит
Один-единственный лот проходивших 18 декабря торгов Sotheby’s был продан за $5 млн. На этой сумме закончилась борьба за мраморную плиту с текстом Десяти заповедей. Возраст артефакта по примерным оценкам составляет примерно 1500 лет. Весит скрижаль чуть больше 50 кг. Она была обнаружена во время раскопок в Палестине в 1913 году при строительстве железной дороги. Большого значения находке тогда не придали. Несколько десятилетий скрижаль служила порогом одного из местных домов. Лишь в 1943 году ее ценность признал ученый Джейкоб Каплан.
Выручка ювелирных торгов Sotheby’s, проходивших в Нью-Йорке в декабре, составила $30 млн. Топ-лотом распродажи стало бриллиантовое кольцо с бирманским рубином весом 10,3 карата. Украшение ушло с молотка за $5,5 млн. Кроме того, был установлен новый аукционный рекорд на александриты. Кольцо с камнем весом 16,5 карата было продано за $1,8 млн.
Галерея Андрея Бартенева в Валенсии, сенегальские художники в Выксе
В Валенсии открылась галерея Dr. Robot, которую возглавил российский художник и куратор Андрей Бартенев. Директором стал Александр Хромов. Площадка открылась выставкой «Центр постоянной гравитации» художника Costa Gorel (Константин Горелов) с работами в стилистике осовремененного Эгона Шиле. Программа галереи совмещает искусство авторов с уличным бэкграундом и с классическим художественным образованием. Представлены фигуративная и абстрактная живопись, скульптура и фотография.
Арт-резиденция «Выкса» подвела итоги открытого конкурса на участие в программе 2025 года. Из более чем 250 заявок экспертный совет отобрал 10 участников, которые будут реализовывать свои проекты в резиденции с января по декабрь 2025 года. Среди победителей представлены авторы из России и Сенегала. Резиденция продолжает уделять внимание локальной арт-сцене, регулярно включая в программу одного художника из Нижегородской области. На этот раз выбор пал на Веру Ширдину.
В Москве появилась виртуальная достопримечательность — виртуальная улица Нейро. Проект реализован вместе с двумя российскими цифровыми художниками (Brickspacer и Евгений Зубков). На его создание у разработчиков ушло более 200 часов работы. Попасть виртуальную улицу Нейро в Косом переулке можно, открыв слой панорам в «Яндекс Картах». Все здания, персонажи и другие объекты на улице Нейро отсылают к известным культурным явлениям, но в футуристической интерпретации. Например, пользователь может посчитать летающих в небе котов Шредингера и даже найти припаркованную в одном из дворов машину из фильма «Назад в будущее».
Судьба шедевров: неизвестный Джорджоне, ремонт Часовни Ротко
В государственном художественном собрании Баварии недавно был обнаружен ранее неизвестный двойной портрет кисти Джорджоне. Его вместе с еще двумя работами мастера нашли при исследовании портрета Джованни Боргерини, который демонстрируется в Зеленой галерее Мюнхенской резиденции с 2011 года. Все три находки скрывались под главным холстом. Самой яркой из них оказался двойной портрет мужчины и женщины, который уже включили в постоянную экспозицию Старой пинакотеки.
Вместе с пострадавшим этим летом от сильного урагана здания техасской Часовни Ротко были отреставрированы и четыре из 14 хранящихся там работ художника. Само пространство часовни вновь открыто для публики. Весной 2024-го стартовал проект по расширению пространства часовни, реализация которого займет порядка двух лет.
Новые выставки в ММоМА и «ГРАУНД Солянке»
На площадке Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре до середины января 2025-го проходит персональная выставка Тамары Шипициной «Палисадники». Проект состоит из работ, исследующих постсоветский бытовой ландшафт. Центральное место на выставке занимают произведения из серии «Паттерны повседневности», посвященной архетипическим образам панельных кварталов. Каждое изображение конструировалось при помощи совмещения рисунков, натурных съемок и фотографий из семейного архива автора, объединенных с помощью техники печатной графики. Кроме того, на выставке будут представлены листы из серии «Цветы палисадников», живописные работы, объекты и инсталляция «1 минута света». Экспозицию дополняют произведения Михаила Рогинского, Ильи Кабакова и Ани Желудь из фондов ММоМА.
В соседнем пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре можно увидеть выставку Сергея Сонина и Елены Самородовой «Утопия и Ухрония» (до 12 февраля). Работая в самых разных техниках, художники создают вымышленную Вселенную, в которой реальность переплетается с вымыслом. Все произведения, будь то керамика или живопись, ткани или барельефы, пестрят многочисленными отсылками к мировой истории и художественной культуре.
PA Gallery представила три персональные выставки своих художников, которые проходят в пространстве «ГРАУНД Солянка» до середины февраля следующего года. Проект Алисы Гореловой «Здесь обитают драконы» объединил работы из новой серии крупноформатных живописных работ художницы с яркими экспериментами в области изображения телесности. Выставка Андрея Сяйлева «Насекомые против феодалов» выстроена в формате музея альтернативной истории, который представляет зрителям псевдоартефакты воображаемой эпохи межвидовых конфликтов с участием мутантов-повстанцев. Экспозиция «Искусство абиогенеза» собрана из новых керамических объектов Анны Казьминой.
В атриуме Музея «Гараж» установили новые работы Ивана Горшкова, объединенные в проект под названием «Доппельгангер». Реализован он в рамках программы открытого хранения «Гаража», запущенного в 2024 году. «Получилась очень избыточная, в хорошем смысле шизоидная скульптурная группа», — говорит Иван Горшков, много работающий в коллажной технике и составляющий яркие композиции из необычных предметов и найденных объектов. Одна серия скульптур из окрашенного железа дополнена новым для художника материалом — оленьими рогами. Другая серия представляет собой подборку сварных металлоконструкций, увенчанных огромными причудливыми аэрофигурами. Эти «химеры» изначально были придуманы как объекты паблик-арта. Все вместе они составляют единую яркую инсталляцию.