Простой парень: как Юра Борисов стал главным российским актером в мировом кино
От школьного драмкружка до главных ролей в кино
32-летний номинант на «Золотой глобус» — первый среди российских актеров — с начала карьеры просил обозначать себя в титрах именно как Юра Борисов, избегая полного имени, чтобы его не путали с тезкой-чиновником и протестуя против официального обращения «вы». Юра родился и вырос в подмосковном Реутове с мамой-риелтором и отцом — бывшим учителем физкультуры и труда. «Никто в моей семье никогда не касался искусства. Ни один человек», — рассказывал актер. А в школьный театральный кружок он пошел, чтобы без лишних вопросов прогуливать уроки: «Лень такая. С помощью внешнего обаяния искать способы ничего не делать».
В 16 лет Юра с первой попытки поступил в Щепкинское училище, потому что ему хотелось продолжать «валять дурака»: «Ведь что такое актерская профессия? Это клоунада, причем без навыков. Валяние дурака в чистом виде». На прослушивании актриса Евгения Дмитриева спросила у Борисова, читает ли он книги. «Не читаете? Тогда берем», — рассказывал актер.
Во время учебы Борисов так и не сжился с условностями театра: «В институте меня заставляли говорить на сцене громче, чем в жизни. А я не понимал, зачем говорить громче, если человек стоит передо мной. Мне всякий раз нужно было придумывать какое-то оправдание для повышения голоса». После окончания училища Юра год проработал в «Сатириконе», но быстро ушел оттуда: «Когда я пришел в «Сатирикон», спектакли там выпускал Юрий Бутусов. Мы с другом напросились к нему в постановку «Отелло». Было интересно, хотя и сложно для меня. Как только это закончилось, мне стало мучительно находиться в театре».
С 2014 года он активно снимается в кино, и сейчас в фильмографии Борисова более 70 картин. Сам актер считает своей первой значимой работой роль в «Молодой гвардии» (2015), но известность ему принесли две роли в фильмах о 1990-х — «Хрусталь» (2018) и «Бык» (2019). В 2021 году он снимался сразу в восьми картинах, преимущественно в главных ролях.
При всей творческой продуктивности Борисов внимательно относится к выбору ролей: придирчиво выбирает сценарий, который будет интересен ему самому, соглашается работать только после личной встречи с режиссером, намеренно сочетает в фильмографии зрительские и фестивальные проекты. На вопрос, как к 26 годам ему удалось сняться примерно в 40 проектах он отвечал прямо: «Не знаю».
В интервью Борисов обычно производит впечатление скромного человека. Он избегает фестивалей и ковровых дорожек: «Для меня это работа. Если можно отказаться от них не в ущерб проекту, я откажусь».
Международный успех
Но, кажется, на красных дорожках Юре Борисову придется появляться все чаще. В 2024 году на экраны вышел фильм «Анора» американского режиссера Шона Бэйкера, который в мае получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и принес всемирную известность актерам из России — Марку Эйдельштейну и Юре Борисову.
По сюжету Анора (Майки Мэдисон) работает в одном из нью-йоркских стрип-клубов, вся ее жизнь проходит в неоновом свете. Там же героиня встречает Ивана (Марк Эйдельштейн), сына русского олигарха. По-юношески проверяя границы собственной воли, Иван женится на Аноре, что, конечно, приводит в ужас его родителей.
Герой Юры Борисова Игорь, парень с Брайтон-бич, который говорит по-английски с сильным акцентом и то и дело норовит перейти на русский. По воле случая он оказывается одним из тех, кто должен заставить молодоженов аннулировать брак. Сначала образ Игоря выглядит довольно типично — еще один русский бандит в Америке. Но по мере развития сюжета, зритель видит живого и сложного героя и его искреннее сочувствие к несложившейся судьбе современной Золушки.
В «Аноре» Борисову удается, вроде бы не привлекая к себе внимания, раскрывать героя в отрывистых фразах и сдержанных жестах. Игорь меняется на глазах зрителя: получивший классическое актерское образование Юра играет по Станиславскому, от начала и до конца проживая историю своего героя.
Майки Мэдисон отмечала, что ей было достаточно посмотреть в глаза партнера, чтобы погрузиться в сцену. Режиссер картины Шон Бэйкер подтверждал, что для убедительного раскрытия персонажа Борисову было достаточно лишь нескольких взглядов на Анору. Партнерам по площадке вторит и критика. Джастин Ченг из The New Yorker пишет, что глаза Борисова «достаточно спокойны, чтобы успокоить даже кошмарную суматоху этого фильма».
Кажется, взгляд Юры Борисова произвел впечатление и на членов жюри многих наград. Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса 9 декабря вручила актеру премию за роль второго плана в «Аноре», которую он разделил с Кираном Калкиным, сыгравшим в фильме «Настоящая боль». В тот же день стало известно, что он также претендует на премию «Золотой глобус» в категории «Лучшая роль второго плана в драматическом фильме», а еще спустя несколько дней Борисов вошел в число номинантов на премию Critics’ Choice Awards. По мнению многих экспертов, это может оказаться верными признаками того, что Юру Борисова ожидает и номинация на «Оскар».
Forbes Life рассказывает про самые значимые роли российского актера, которые привели его к успеху в «Аноре» и на международном рынке.