Суды Christie’s с клиентом и арест главы проекта ArtInvestment.ru: новости арт-рынка
Новости рынка: увольнения в Sotheby’s, cуд Christie’s
В нью-йоркском отделении аукционного дома Sotheby’s произошли массовые увольнения. Под сокращение попали преимущественно сотрудники средних и младших административных должностей. В общей сложности было уволено порядка 100 человек. Эксперты связывают это решение с резким спадом продаж по итогам недавно прошедшей сессии нью-йоркских аукционов, посвященных модернизму, импрессионизму и современному искусству (это итоговая, завершающая год распродажа традиционно приносила аукциону рекордные суммы). В этот раз за неделю Sotheby’s удалось собрать чуть больше $533 млн, в то время как аналогичный показатель прошлого года был вдвое больше ($1,2 млрд). Предыдущая волна сокращений произошла в Sotheby’s в мае этого года. Тогда были уволены примерно 50 сотрудников лондонских офисов аукционного дома.
Christie’s подал в суд на итальянского инвестора за то, что тот отказался платить за купленную картину. Речь идет о проданной 12 июня работе Жан-Батиста Симеона Шардена под названием «Первый кусок дыни» (1760). У овального полотна высотой порядка 60 см безупречная выставочная история. В 1761 году работа участвовала в парижском Салоне, где висела рядом с двумя признанными шедеврами художника. Один из них — «Банка с абрикосами» — с начала 1960-х хранится в коллекции Художественной галереи Онтарио. Второй — «Корзина земляники» — был в 2022 году продан на торгах Artcurial за рекордные €24,38 млн, а затем выкуплен в собрание Лувра. Кроме того, почти полтора века «Первый кусок дыни» оставался в собственности семьи Ротшильдов. Летом на Christie’s он был продан за рекордные для Шардена €26,7 млн. Как сообщили представителей Christie’s, покупателем стал 39-летний итальянский инвестор Нанни Бассани Антивари. Аукционисты пытались договориться с ним последние полгода, но в итоге решили обратиться в парижский суд. Как пишет Bloomberg, на данный момент у Антивари многомиллионные долги перед его бывшим деловым партнером.
Предстоящие торги: рекордная Камилла Клодель, распродажа Асо Тавитяна
В феврале 2025 года на орлеанских торгах Philocale будет продаваться скульптура Камиллы Клодель, которая имеет все шансы установить новый рекорд на произведения художницы. Считавшаяся утерянной бронза 1898 года «Возраст зрелости» оценена аукционистами в €1,5–2 млн. Композиция была найдена в парижской квартире, которая пустовала 15 лет. Выставленный на продажу экземпляр — один из четырех известных вариантов работы (три остальные уже принадлежат французским музеям). Текущий аукционный рекорд Клодель на французском арт-рынке составляет €1,2 млн. Учитывая тот факт, что выставки художницы недавно с успехом прошли в Музее Гетти и Чикагском институте искусств, а на 2025 год запланирована ретроспектива в Национальной галерее Берлина, время для проведения аукциона выбрано удачно.
Sotheby’s выставит на продажу несколько сотен работ из коллекции американского бизнесмена и мецената армянского происхождения Асо Тавитяна. Его фонд «Тавитян» предоставляет стипендии армянским студентам на получение образования в вузах США, а также финансирует специальные проекты, направленные на развитие Армении. Асо Тавитян умер в 2020 году, завещав более 300 работ Институту искусств Стерлинга и Франсин Кларк. В этот раз с молотка пустят шедевры старых мастеров, предметы антикварной мебели и произведения декоративно-прикладного искусства. Суммарная оценочная стоимость всех работ составляет порядка $14 млн. Вырученные средства обещают направить на благотворительность. Один из топ-лотов предстоящих торгов — картина Амброзиуса Бенсона «Святая Мария Магдалина за чтением иллюминированного манускрипта». По словам представителей Sotheby’s, Тавитян принял решение о покупке этой работы семь или восемь лет назад, после того как картина приезжала в Москву в рамках предаукционной выставки. Теперь она выставлена на торги с эстимейтом в $600 000–800 000.
Прошедшие аукционы: первые торги «АукциON», нонконформисты на Sotheby’s
Более $10 млн составила выручка проходивших 16 декабря торгов американского аукционного дома Heritage, посвященных работам фирмы Фаберже и произведениям русского декоративно-прикладного искусства. Топ-лотом распродажи оказался украшенный матовой эмалью и инкрустированный драгоценными камнями ларец ювелирной фирмы Ивана Хлебникова, крышку которого украшает копия картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Цена лота составила $625 000. Непроданной осталась украшенная эмалью декоративная «Свинья» из бронзы работы Марии Тенишевой. Оценочная стоимость этой шкатулки составляла $100 000–150 000.
Первые торги недавно открытого дома «АукциON», проходившие 12 декабря, собрали €320 000 (без учета комиссии). Новых владельцев нашли порядка 70% из 66 выставленных на продажу лотов. Самым дорогим из них предсказуемо оказалась ранняя работа Эрика Булатова «Сосны». Она ушла с молотка по стартовой цене, за €35 000. Два других топ-лота — работы Дмитрия Краснопевцева и Олега Васильева — также были проданы по стартовым ценам, за €27 000 и €14 000. По верхней планке эстимейта, за €8000, ушла работа Ростислава Лебедева. Превзойти ожидания аукционистов удалось лишь «Композиции» Валерия Герловина (1972). Ее цена более чем вдвое превысила нижнюю планку эстимейта, составив €12 000. Бесспорное достоинство нового аукциона — прозрачность: все цены (без учета комиссии) указаны на сайте. Организаторы уже собирают каталог следующих торгов, которые будут посвящены творчеству молодых художников.
В конце ноября на кельнских торгах Sotheby’s, посвященных искусству ХХ века, было продано три работы советских художников из частной немецкой коллекции. Самой дорогой среди них оказалась композиция Дмитрия Краснопевцева 1972 года, проданная за €78 000. «Окно (подражание Айвазовскому)» Ивана Чуйкова ушло за €72 000, а цена картины Леонида Пурыгина «Молох (Я за Горбачева)» составила €42 000.
На посвященных искусству старых мастеров торгах Sotheby’s 4 декабря за £2,8 млн была продана работа Россо Фиорентино «Мадонна с младенцами Христом и Иоанном Крестителем» с российским провенансом. Первым владельцем картины был Джон Удни, английский консул в Венеции и Ливорно. К 1779 году часть работ из его собрания были куплены императрицей Екатериной II. Впоследствии картина попала в Эрмитаж, затем была перераспределена в Румянцевский музей, а уже в 1920-е года ее продали за рубеж. В результате она надолго осела в коллекции четы Кислинг в Осло. На рынке «Мадонна» вновь появилась лишь в 1981 году, когда ее продавали на Sotheby’s. С тех пор она сменила еще нескольких владельцев, пока снова не была продана.
Ярмарки в Майами и Петербурге, новогодний арт-базар Vladey в Москве
В Майами 8 декабря закончилась 22-я ярмарка Art Basel Miami Beach, собравшая более 280 участников из 36 стран. Самой дорогой работой предпоказа, который в том числе посетили Леонардо Ди Каприо и Джаред Лето, стала картина Дэвида Хэммонса «Без названия» (2014), ушедшая за $4,7 млн со стенда Hauser & Wirth. Галерея David Zwirner довольно быстро нашла покупателя на полотно Яеи Кусамы, оцененное в $3,5 млн. Thaddaeus Ropac продал работу Георга Базелица за $2,6 млн. В целом же, по словам галериста Ларри Гагосяна, коллекционеры «не торопились» с покупками. Под занавес ярмарки непроданными остались самые дорогие работы — черно-белый натюрморт Пабло Пикассо ($30 млн, Acquavella) и картина Филипа Гастона ($20 млн, Hauser & Wirth). «Русский след» на ярмарке тоже был: на стенде лондонской галереи Emalin выставлены работы Евгения Антуфьева. А основанная Михаилом Овчаренко галерея Lazy Mike, чьи отделения открыты в Риге и Сеуле, участвовала в Untitled Miami, ярмарке-сателлите Art Basel Miami Beach.
В пространстве Vladey на Неглинной до 26 декабря работает новогодний базар. Работы в ценовом диапазоне от 28 000 до 4 млн рублей также представлены на сайте. На продажу выставлены произведения как классиков российского современного искусства, так и молодых авторов. Список разнообразный — от дуэта Виноградова и Дубосарского или популярного сейчас классика нонконформизма Владимира Яковлева до Валерия Чтака и Айдан Салаховой. Каждый день одна из работ получает на сайте статус «Арт-хит дня», что позволяет купить ее со скидкой до 30%.
С 21 по 22 декабря в петербургской квартире Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус пройдет зимняя арт-ярмарка «Из профессорской квартиры» by KGallery. В интерьерах, оформленных по проекту Александра Бродского, будут продаваться произведения классического, советского и современного искусства, выполненные в разных техниках (живопись, уникальная и тиражная графика, керамика, фарфор).
Музейные новости: помощь Центру Помпиду, Молодкин и Ассанж в Софии
До 16 февраля 2025 года Национальная галерея Болгарии проводит совместную выставку Андрея Молодкина и Сантьяго Сьерры «Восток/Запад». Художники осмысляют состояние современной демократии. Молодкин, в частности, представлен серией выполненных шариковой ручкой портретов известных политических заключенных, включая Джулиана Ассанжа. Этим летом художник создал в его поддержку проект «Рубильник мертвеца». Специальный механизм должен был уничтожить более 15 работ мировых художников, включая Пабло Пикассо, Рембрандта и Энди Уорхола, запертых в сейфе вместе с опасной химической смесью. Предполагалось, что механизм, высвобождающий смесь, способную уничтожить шедевры за два часа, будет активирован, если бы основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа экстрадировали из Великобритании в США, где ему грозила смертная казнь. На выставке в Софии также представлен портрет Ассанжа, в работе над которым он принимал участие лично.
Саудовская Аравия выделит €50 млн на реконструкцию Центра Помпиду. Средства будут поступать из фонда, созданного в рамках договора о долгосрочном сотрудничестве между двумя странами. Музей закроется на ремонт в следующем году. Ожидается, что работы продлятся до 2030 года. В целом бюджет реконструкции оценивается в €262 млн. Франция со своей стороны обязуется поддерживать культурные проекты на территории Саудовской Аравии. Например, планируется наладить связи между Национальной школой фотографии в Арле и новым музеем фотографии в Эр-Рияде.
Нью-йоркский музей MoMA PS1 получил пожертвование в размере $1 млн на финансирование будущих выставок от фонда Teiger, основанного американским бизнес-консультантом из Нью-Джерси Дэвидом Тейгером. Основанный в 2014 году частный фонд занимается поддержкой выставочных проектов в области современного искусства.
Арестован руководитель проекта ARTinvestment.Ru Егор Молчанов
Пять участников рынка антиквариата сообщили Forbes Life, что руководитель проекта ARTinvestment.Ru Егор Молчанов уже месяц находится в СИЗО. Егор Молчанов — финансист по образованию, искусствовед по наследству. Его родители, Марина и Борис Молчановы, основатели и владельцы галереи «Элизиум», специализирующейся на русском искусстве первой трети XX века. В 2008 году Егор Молчанов создал портал ARTinvestment.Ru, агрегатор данных мирового рынка русского искусства. В 2014 году был запущен одноименный аукцион, по обороту средств вошедший в топ-3 российских аукционов. По данным источников Forbes Life, задержание Молчанова связано с расследованием дела о незаконной банковской деятельности и создании ОПГ. На момент выхода новости представители компании ARTinvestment.Ru и семья Егора Молчанова не смогли предоставить комментарий о происходящем.
Ревилитазиция старой Москвы: выставочная площадка и частный театр
Открывшийся недавно выставочный проект «Будущее воспоминаний» переосмысляет прошлое и пытается предугадать будущее дома Демидова на Новой Басманной улице. Это историческое здание конца XVIII века, чудом уцелевшее при пожаре 1812 года, стало известно как «Несгораемый дом». В разные годы здесь располагался сиротский приют, больница для чернорабочих, военный госпиталь и городская клиническая больница. Сейчас дом признан объектом культурного наследия федерального значения. Насыщенная история здания в полной мере отразилась на его внешнем виде: стены дома изнутри смотрятся не менее колоритно, чем расположившееся там искусство. Работы, отобранные кураторами Катей Бочавар и Марией Салиной, не перетягивают на себя внимание, а, наоборот, пытаются «подсветить» собой уникальную судьбу демидовского особняка. Особенно это удается «топорописи» Нестора Энгельке и фанерным объектам Александра Шишкина-Хокусая. Посетить дом Демидова с экскурсией можно до конца апреля следующего года.
В Москве появился новый частный театр. «Театр на Цветном» под руководством Андрея Фомина на месте концертного зала «Мир» открылся в конце прошлой недели. До «Мира» в здании 1881 года постройки был и кинотеатр, и центр продюсера Марка Рудинштейна, и манеж, и цирк, и зал для демонстрации панорамы «Штурм Плевны». Не испугавшись соседства с Цирком Никулина, управляющая театром компания МТС Live вложила в новый проект порядка 400 млн рублей. Как сообщила Forbes Live руководитель направления промоутерства и продюсирования Янина Татарицкая, отбить инвестиции планируется за полтора-два года. Театр открылся постановкой «12 клоунов в поисках счастья» (режиссер Кирилл Вытоптов), для которой было закуплено 15 000 клоунских носов. Концепция «Театра на Цветном» — баланс на стыке драматического театра и эстрады. Создатели театра ориентировались на «Снежное шоу» Славы Полунина. Постановка будет идти до марта 2025 года, после чего ее сменит премьера «Путь дурака» режиссера Юрия Квятковского.