Полный срыв дедлайнов: что такое «ошибка планирования» и к чему она приводит
Как срыв дедлайна отражается на оценке работы
Авторами нового исследования стали профессора Университета Торонто Скарборо и Стэнфордского университета Дэвид Фанг и Сэм Маглио — в рамках своей работы они предложили тысячам жителей США и Великобритании оценить, как была выполнена задача потенциального сотрудника, сданная до и после установленного дедлайна. Респондентами были люди из самых разных профессий: сотрудники кадровых служб, руководители, менеджеры и не только — им предстояло описать итоговый результат чужой работы, будь то фотоотчет, новостные статьи или рекламные листовки.
Как оказалось, работа тех, кто сдал ее после обозначенного дедлайна, в большинстве случаев оценивалась хуже, чем сданная в срок. Более того, пропуск дедлайна заставлял опрошенных респондентов считать сотрудника менее добросовестным, а некоторые из них признавались, что в будущем не хотели бы работать с таким человеком или поручать ему задания.
В такой ситуации может показаться, что более позитивно будут оцениваться те работники, кто выполняет задачу, наоборот, еще до дедлайна, — однако и такое мнение оказывается ошибочным. Более того, как уверяют Фанг и Маглио, от чрезмерно критической оценки сделанной работы не спасут ни ее досрочная сдача, ни предупреждение о возможном нарушении дедлайна даже в силу независящих от сотрудника причин. Распространенность же «срывов дедлайнов» исследователями объясняется ошибкой планирования — когнитивным искажением, при котором люди систематически недооценивают время, затраты и ресурсы, необходимые для выполнения задачи, даже если они знают, что подобные проекты в прошлом занимали больше времени, чем планировалось.
Что такое «ошибка планирования»
По словам клинического психолога и автора проекта Psy-Try Татьяны Черняковой, термин «ошибка планирования» впервые был применен в науке еще в 1979 году. Его создатели — израильские психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски, употребившие его в рамках одной из своих работ о когнитивных искажениях и процессах продуктивного творческого мышления. Тогда ошибку планирования они описали как одну из частей их исследований в области принятия решения и прогнозирования.
«Ошибка планирования является частью более масштабной теории перспективы (prospect theory), которая объясняет, как люди оценивают искажения вероятностей и рисков, — рассказывает Чернякова. — За эту теорию Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике в 2002 году. К сожалению, Амос Тверски умер в 1996 году, а Нобелевская премия не присуждается посмертно. Канеман, получая награду, подчеркнул, что их работа была совместной, и отметил огромный вклад Тверски».
Теорию ошибки планирования оценили высоко в психологической среде — как объясняет специалист, она стала «революционно новым подходом к изучению того, как люди принимают решения в условиях неопределенности и как психологические факторы влияют на экономические решения». В отличие от классической экономической теории, которая предполагает, что люди действуют рационально и стремятся максимизировать выгоду, Канеман и Тверски доказали, что:
- люди действуют иррационально, но предсказуемо. Они совершают выбор, основываясь не только на объективных данных, но и на субъективном восприятии потерь, выигрышей и вероятностей;
- им свойственно отвращение к потерям (Loss Aversion). Люди боятся потерь больше, чем стремятся к эквивалентным выигрышам. Например, потеря $100 воспринимается болезненнее, чем радость от выигрыша $100;
- люди сталкиваются с искажением вероятностей, то есть переоценивают маловероятные события (например, шанс выиграть в лотерею) и недооценивают высоковероятные (например, риск заболеть в период отсутствия страховки);
- большое значение имеют и рамки восприятия (Framing Effect). Решения зависят от того, как информация представлена: один и тот же результат воспринимается по-разному, если подан как «выигрыш» или как «избежание потери». Например, рамка выигрыша: «мясо на 80% нежирное», где рамка потери — это «мясо содержит 20% жира». Исследования показывают, что покупатели чаще выбирают продукт с формулировкой «80% нежирное», несмотря на то, что товары абсолютно идентичные.
Таким образом, ошибка планирования становится логическим следствием влияния психологических особенностей нашего восприятия, мышления, эмоций и чувств на принимаемые решения. При этом у нее есть и три важные характеристики:
- Оптимизм. Люди часто оценивают свои способности и будущие обстоятельства слишком оптимистично. На фоне своей завышенной продуктивности они также недооценивают время, необходимое на выполнение поставленной задачи. При этом время, необходимое другим людям, оценивается более реалистично.
- Игнорирование прошлого опыта. Люди склонны игнорировать данные о том, сколько времени аналогичные задачи занимали в прошлом. Значимость опыта минимальна. При этом свои прошлые ошибки прогнозирования они склонны объяснять внешними, краткосрочными и ситуативными причинами.
- Фокус на идеальном сценарии. При формировании своих перспектив люди сосредотачиваются на лучшем исходе, без учета непредвиденных сложностей. Исследования доказали, что если предложить людям все-таки связать соответствующий прошлый опыт со своими прогнозами, то оптимистичная предвзятость устраняется.
«Интересно, что эта система восприятия и умозаключений свойственна даже экспертам, отвечающим за масштабные проекты, многим из которых знакома психология принятия решений, — делится Татьяна Чернякова. — Новейшая история насчитывает массу примеров, когда вроде бы хорошо продуманные масштабные проекты терпели крах планирования и либо срывали сроки, либо многократно увеличивали затраты на реализацию». Среди таких кейсов — строительство тоннеля под Ла-Маншем, которое обошлось в $15 млрд вместо $2,9 млрд, или Олимпиада в Монреале в 1976 году, когда строительство стадиона затянулось и привело к финансовому кризису.
Почему люди нарушают дедлайн — и к чему это приводит
Важно понимать, что причиной срыва дедлайнов может быть не только ошибка планирования. Нередко на нарушение оговоренных сроков могут влиять стресс, тревога, эмоциональное выгорание и другие субъективные причины, которые могут привести к привычной прокрастинации — привычке или склонности откладывать выполнение значимых задач «на потом».
«Прокрастинация — это ловушка разума. Человек сознательно выбирает не приступать к задаче не в результате объективных обстоятельств, а из-за внутренних конфликтов — например, страха неудачи, перфекционизма или недостатка мотивации, — поясняет психолог. — Откладывание задачи ситуативно, а в моменте действительно снижает тревогу, приносит облегчение, переключает внимание на более приятные дела. В этот же момент ловушка захлопывается: в долгосрочной перспективе стресс и вина только усиливаются, как и избегание задачи. Это ведет к снижению качества работы, срыву сроков, ухудшению отношений с коллегами и потере доверия».
Еще один, более неочевидный, результат частых нарушений дедлайна — подрыв глубинного самовосприятия. «Человек начинает ассоциировать себя с неудачами, что формирует так называемую «идентичность неудачника» — устойчивое внутреннее убеждение, что провалы неизбежны. Это состояние сопровождается снижением профессиональной уверенности, утратой внутренней мотивации и даже социальным избеганием», — говорит психолог.
Как научиться соблюдать дедлайны
Несмотря на то, что ситуации невыполнения сроков действительно неприятны, они не обязательно имеют необратимые последствия. Чтобы разорвать этот круг и минимизировать собственную тревогу, важно сместить фокус с результата на процесс. Вместо того чтобы погружаться в самообвинения, полезно анализировать причины неудачи и попробовать обнаружить, где были допущены ошибки в планировании или реализации задачи. Такой навык Чернякова называет когнитивной реструктуризацией — способностью рассматривать ошибки как часть процесса обучения, а не как показатель личной несостоятельности. «Это умение играет ключевую роль в восстановлении внутреннего баланса. Психологическая гибкость и возможность адаптироваться к обстоятельствам без утраты целеустремленности помогает снижать уровень стресса», — обращает внимание специалист.
Ошибка планирования, которая кроется в излишне оптимистичной оценке времени, необходимой для выполнения задачи, и напрямую влияет на соблюдение дедлайнов, держится, по словам психолога, «на трех китах»:
- Иллюзия контроля.
- Слепота к прошлому опыту.
- Пренебрежение статистикой.
При этом ошибка планирования и прокрастинация — два взаимосвязанных феномена, влияющих на эффективность выполнения задач. Ошибка планирования усиливает прокрастинацию: люди откладывают задачи, полагая, что у них достаточно времени для их выполнения, а оптимистичные прогнозы снижают ощущение срочности. Когда же реальность перестает соответствовать оптимистичным планам, это приводит к стрессу и замыкает порочный круг дальнейшей прокрастинации.
Чтобы избежать ошибки планирования, а вместе с этим и сократить риски нарушения дедлайна, Татьяна Чернякова дает несколько рекомендаций:
- используйте внешний фокус (Outside View). Вместо того, чтобы полагаться на интуицию или оптимистичные предположения, важно изучить данные о схожих проектах в прошлом. Сравнение с реальными сроками, бюджетами и результатами позволяет сформировать более точные прогнозы;
- разделите проект на этапы (Decomposing Projects). Дробление больших задач помогает точнее оценить ресурсы и время для каждого из них;
- используйте ретроспективный подход Гэри Кляйна к анализу будущего (Pre-Mortem Analysis). Он предполагает, что команда мысленно «переносится» в будущее и представляет, что проект уже провалился. Затем участники обсуждают, что могло стать причиной неудачи, и предпринимают действия для предотвращения этих проблем;
- учитывайте риски и неопределенности (Risk and Contingency Planning). Создание резервов времени и бюджета для учета неожиданных обстоятельств. Реалистично учитывайте неопределенности, не игнорируйте их;
- берите во внимание человеческий фактор (Human-Centric Design). Необходимо понимать, как проект будет влиять на людей и как человеческие решения могут повлиять на его ход. Это помогает минимизировать ошибки из-за чрезмерного оптимизма или эмоциональной привязанности к определенным идеям.
Что делать, если дедлайн уже нарушен
Нарушение дедлайна всегда вызывает напряжение и, безусловно, отражается на взаимоотношениях с коллегами, руководством и даже на собственном самовосприятии. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, срыв дедлайна — это не конец и в большинстве случаев не катастрофа: это лишь неприятность, но не роковая ошибка.
«В профессиональной деятельности, как и в жизни, нас оценивают не только по нашим успехам, но и по тому, как мы справляемся с трудностями, — успокаивает психолог. — Срыв сроков не станет свидетельством провала, если сотрудник сумеет извлечь из этого урок и избежит ошибки планирования в будущем. Многие проекты в истории человечества сталкивались с задержками, но именно благодаря упорству, адаптивности и способности к восстановлению они в конечном счете становились успешными».
«Срыв дедлайна действительно влияет на восприятие, но возможно компенсировать это ясным объяснением причин задержки и демонстрацией профессионализма, — советует Чернякова. — Работодатель ценит не только исполнение графика, но и долгосрочное сотрудничество, и способность учиться на своих ошибках».
Сам работодатель тоже может ассоциировать задержку с низким качеством проекта или работы из-за собственного когнитивного искажения. Чтобы нивелировать этот эффект, психолог рекомендует разбить проект на части, а также:
- если вы сдали часть работы вовремя, напомните об этом;
- сделайте намеренный акцент на качестве, а не на сроках. Перенаправьте внимание руководителя на результат;
- избегайте систематических срывов. Если это происходит регулярно, воспринимаемое качество действительно может пострадать;
- установите для себя более реалистичные сроки и промежуточные дедлайны.
«Помните, что регулярное выполнение задач на высоком уровне укрепит доверие и снизит влияние задержек, если они вдруг возникнут», — подытоживает специалист.