К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Фото DR
Фото DR
Если о достоинствах классических алмазов и бриллиантов известно практически все, то цветные драгоценные камни только начинают захватывать индустрию. О том, как добывают эти редкие экземпляры и в чем их ценность для рынка, рассказал Илья Клюев, создатель русского ювелирного дома Cluev, эксперт-геммолог, член ассоциации ICA

Индустрия без правил

На рынке цветных камней нет таких глобальных игроков, как «Алроса» и De Beers, контролирующих рынок и суммарно добывающих алмазов на $9 млрд в год, но есть, например, компания Gemfields с оборотом в $262 млн в 2023 году. Добыча и разработка месторождений цветных камней не требует огромных инвестиций и современной дорогостоящей техники, как это необходимо для алмазов. 

Месторождения цветных камней делятся на два вида — первичные и вторичные. Первичные — это залежи в горах, которые требуют определенной техники и финансовых ресурсов. Вторичные месторождения представляют из себя скопления камней, которые в древние времена переместились из мест первоначального залегания в результате природных катаклизмов. В этом случае минералы находятся на глубине до 10 м и могут быть извлечены относительно легко. Это позволяет буквально сотням тысяч людей в Африке даже с помощью лопаты находить ценное сырье и добывать себе пропитание. Найденные самородки они передают скупщикам, которые перепродают их огранщикам, те — дилерам цветных камней из Европы и США, а последние — ювелирным компаниям. Как правило, достаточно всего лишь приобрести лицензию на разработку определенного участка. В документе прописано, что все драгоценные камни должны передаваться правительству, однако на практике в африканских странах это сырье минует официальные каналы. В более развитых государствах, например на Шри-Ланке, запрещен вывоз неограненных камней и их экспорт урегулирован.

Фото DR

Большинство современных цветных минералов находят в Африке. Это рубины из Мозамбика и изумруды из Замбии, сапфиры с Мадагаскара и Шри-Ланки, турмалины из Намибии и Нигерии. Чаще всего в одном месторождении добывают несколько видов камней. К примеру, рядом с рубинами могут находиться турмалины, перидоты и шпинель.

 

При добыче цветных драгоценных камней главные риски — расходы, превышающие стоимость сырья, и потеря прибыли из-за кражи ценных экземпляров. Оценить реальное количество запасов не представляется возможным, поскольку геологоразведочные работы слишком дороги. Представим, становится известно, что в какой-то местности найдено некоторое количество ценных камней. Туда устремляются местные предприниматели, приобретают лицензию и нанимают работников. Может оказаться, что это были единичные экземпляры, которые не покрывают реальных затрат. К тому же уследить за работниками также очень сложно. Известны предприимчивые скупщики, сколотившие миллионные состояния, скупая ночью у копателей то, что они утаили от своих хозяев.

С чем еще приходится сталкиваться компаниям, так это сложная огранка цветных камней, которая оказывается настоящей лотереей. Точно предсказать, какого качества в итоге получится сапфир из корунда весом в 300 карат, невозможно, а его цена при закупке очень высокая, поэтому поиск сырья огранщиками всегда таит определенный риск. Наш ювелирный дом тоже неоднократно сталкивался с тем, что часть камней при предварительной огранке оказывалась несоответствующего качества или вовсе негодной. И это всегда заметные потери, хотя порой один камень из партии может окупить все расходы, но оценить это заранее невозможно. По этой причине часто случается, что при покупке крупных камней стоимостью в сотни тысяч долларов создается консорциум, где расходы на самородки и риски делятся между партнерами. 

 

Цена красоты

Главный недостаток цветных камней — трудность оценки их качества, особенно на уровне любителя. В отличие от бриллиантов, где достаточно немного разбираться в терминологии, используемой в торговле (среди которых — известное правило четырех С: carate-color-clarity-cut) и указанной в сертификатах, наличие специального документа у цветных минералов практически ничего не может сказать об их качестве. На данный момент не существует системы оценки подобного типа самородков. Единственное, о чем может сообщить сертификат, — это степень «натуральности» камня, то есть определить, был ли он облагорожен и в какой степени. 

Красоту цветного камня можно выявить только в том случае, если вы знаете, как должен выглядеть подходящий минерал. У идеальных экземпляров равномерно распределенный и насыщенный оттенок. При этом бывают кристаллы, в которых слишком много черного овертона — по этой причине их называют «скучными». Особенно это заметно в сапфирах из Мадагаскара и США,5к из штата Монтана. В рубинах любой оттенок оранжевого (встречается в Тайланде) и пурпурного (находят в Бирме) уменьшает их красоту и ценность. Поэтому особенность цветных камней, в том числе и бриллиантов, заключается в чистом оттенке без овертонов.

Фото DR

Отдельной характеристикой выделяют «игру» минерала. Этот термин означает привлекательное преломление света внутри драгоценного камня. Ценятся кристаллы, в которых мало включений. При этом есть экземпляры, где присутствуют такие внутренние трещины, которые могут существенно повлиять на привлекательность и стоимость. К примеру, в изумрудах и красных турмалинах — рубеллитах — такие включения считаются естественными. Когда эти самородки не имеют подобных видимых дефектов, то они становятся коллекционными. А кроме того, цветные камни не оцениваются при помощи лупы, как это делают с бриллиантами. Поскольку их ценность заключается в цвете, его равномерности и насыщенности, то наличие включений, которые не видны невооруженным глазом, не так важны для определения итоговой стоимости.

 

Подход к огранке цветных камней также отличается от обработки бриллиантов. Главная задача при изменении формы белых драгоценных камней — обеспечить максимальное отражение от граней, именно это создает уникальное бриллиантовое свечение. Гарантирует такой эффект соблюдение ограночных карт для каждого вида обработки. Для цветных минералов этот фактор не так важен.

Но нужно с сожалением признать, что пока в России ювелирные компании не занимаются развитием ограночного производства. В нашей стране также очень мало специалистов в этой области: в год из академий выпускается около 10 мастеров, хотя есть настоящие гении, признанные на международном уровне. Основная причина — пассивность профессиональных участников отечественной индустрии. Ювелиры предпочитают приобретать камни на мировом рынке, не связываясь с рискованным, но потенциально очень интересным и выгодным собственным производством. При этом развитие локального гранильного предприятия позволяет получить большую финансовую выгоду, поскольку импорт сырья обходится намного дешевле, чем поставка готовых камней. Для оборудования одного рабочего места огранщика требуется не так уж много — качественная американская техника даже в условиях санкций обойдется в среднем в $8000.

Среди важных особенностей цветных камней также стоит выделить тот факт, что их цвет зависит от хлороформы — вещества, хаотично находящего в камне. Бывает, что оттенок сосредоточен только в одной из частей минерала, поэтому ее срезание при огранке может совершенно испортить экземпляр. Из-за этого такие драгоценные кристаллы с тыльной стороны выглядят непривлекательно и несимметрично. Ювелирных любителей смущает подобный факт, а эксперты же не придают этому большого значения. Надо всегда помнить, что цветные самородки — это про впечатление с их «лица».

И самое важное, о чем нужно упомянуть, так это редкость качественных цветных камней при стабильно высоком спросе на них. Если пятикаратный бриллиант найти не так уж сложно, то десятикаратный сапфир, четырехкаратный изумруд или трехкаратный рубин — это настоящая редкость. Цены на них никогда не падают, а только растут в среднем на 100% в 10 лет, а на некоторые цветные камни, например на сверхпопулярные турмалины параиба или бразильские александриты, стоимость может увеличиться и на 1000%. Лучше всего приобретать необлагороженные камни. К примеру, стандартной практикой стало нагревание рубинов и сапфиров для улучшения их цвета и прозрачности. Подобным образом облагороженные камни стоят в среднем в два раза дешевле необработанных минералов. 

Туманное будущее

Каждое столетие приносило свои открытия, хотя казалось, что все уже известно. В начале XX века был найден морганит, розовый берилл, названный в честь мецената и банкира Моргана. Нашел его Фредерик Кунц, сотрудничавший с Tiffany & Co. Позднее был обнаружен танзанит, камень фиолетового оттенка с единственным, но богатым месторождением в Танзании. В 1980-х были открыты запасы рубинов в Мозамбике, которые позволили вернуть возможность любоваться насыщенным красным цветом натуральных самородков после истощения запасов в Бирме. Одновременно мир потрясло появление уникальных неоново-голубых турмалинов параиба в Бразилии, которые позже также добыли в Мозамбике. Менее значимым открытием стало появление султанитов в Турции, которые не получили большой популярности из-за своей недостаточной твердости.

 

Люди не меняются — их все также притягивает красота природных драгоценных минералов. Популярность цветных камней только возрастает с ростом населения и благосостояния значительного числа людей в исторических ювелирных центрах в Индии, Китае, Европе и США. Поэтому стоимость редких экземпляров продолжает расти. И возможно, что с развитием геологоразведки можно ждать новые открытия уже в нашем веке.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+