Миллиард в подарок Британскому музею и «Комедиант» за $5,2 млн: новости арт-рынка
Новости рынка: Bank of America анализирует активы, Sotheby’s откупился
По данным Bank of America, коллекционеры все чаще учитывают принадлежащее им искусство при разработке стратегии управления своими активами. В первую очередь это касается миллениалов и представителей поколения Z. Как показало новое исследование банка, к 2026 году доля искусства в инвестиционных портфелях сверхбогатых людей превысит отметку в 10%. Кроме того, аналитики Bank of America считают, что возможности для выгодных арт-приобретений сегодня заметно выросли. Они объясняют это тем, что на фоне проседания рынка галеристы и дилеры стали более уступчивыми и все чаще готовы делать важным клиентам крупные скидки.
Sotheby’s согласился выплатить в казну Нью-Йорка $6,2 млн, чтобы урегулировать судебный иск генерального прокурора штата Летиции Джеймс. Она обвиняла аукционный дом в том, что тот помогал коллекционерам избегать уплаты налогов при покупке дорогостоящих произведений искусства. В иске говорилось о том, что с 2010 по 2020 год Sotheby’s принимал от клиентов сертификаты, подтверждающие, что те покупают искусство для перепродажи, позволяя им не платить налоги. По факту же работы приобретались в личное пользование. По данным прокурора, аукционный дом не только принимал такие сертификаты, но и активно поощрял клиентов их составлять, иногда даже помогая в заполнении. Позволяющую урегулировать иск сумму в $6,2 млн Sotheby’s сможет выплатить в течение трех лет.
Предстоящие аукционы: редкий Антонис Ван Дейк и Целков за 40 млн рублей
Топ-лотом лондонских торгов Christie’s «Старые мастера», которые пройдут 3 декабря, станет редкая работа Антониса Ван Дейка. Это картина под названием «Андалузская лошадь», на обратной стороне которой в 2000 году, во время реставрации, был обнаружен фрагмент пейзажа. Эстимейт этой двусторонней работы составил £2–3 млн. «Андалузская лошадь» была написана художником в начале 1620-х годов в качестве подготовки к созданию конного портрета императора Карла V, который сейчас находится в собрании флорентийской галереи Уффици. В 1859 году картину купил английский коллекционер Томас Гамбье Пэрри, опередивший сэра Чарльза Истлейка, который собирался приобрести ее для Национальной галереи. Когда в 2000 году полотно в последний раз появлялось на рынке, оно было продано на Christie’s за £770 000.
На 16 декабря намечены торги американского аукционного дома Heritage, посвященные работам фирмы Фаберже и произведениям русского декоративно-прикладного искусства. В общей сложности на продажу будет выставлено более 280 лотов, самый дорогой из которых — украшенный матовой эмалью и инкрустированный драгоценными камнями ларец ювелирной фирмы Ивана Хлебникова, крышку которого венчает копия картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (эстимейт: $300 000–500 000). Среди работ Фаберже топ-лотом считается чайный сервиз, выполненный в мастерской Федора Рюкерта (эстимейт: $200 000–400 000). Особого упоминания заслуживает украшенная эмалью декоративная «Свинья» из бронзы работы Марии Тенишевой. Предмет, созданный княгиней уже в парижской эмиграции, представляет собой фигурку-шкатулку. В 1970-х шкатулка была подарена наследниками первого владельца одному из потомков князя Трубецкого. На продажу лот выставлен с оценкой в $100 000–150 000.
Vladey проведет традиционные «Осенние торги» 28 ноября. На продажу выставлено 62 лота, ознакомиться с которыми вживую можно вплоть до начала аукциона в пространстве Vladey на Неглинной. Топ-лоты аукциона — «Ребенок с шариком» Олега Целкова (30–40 млн рублей) и «Натюрморт с водкой» Леонида Пурыгина (4–6 млн рублей).
Прошедшие аукционы: рекордные Магритт и Баския, банан за $5,2 млн
Десять минут понадобилось Christie’s, чтобы установить новый аукционный рекорд на произведения Рене Магритта. Предыдущий рекорд, составлявший $79,8 млн, принадлежал картине из цикла «Империя света», проданной на Sotheby’s в 2022 году. На этот раз полотно 1954 года из той же серии ушло с молотка за $121 млн в рамках нью-йоркских торгов, посвященных искусству ХХ века. Тем же вечером, 19 ноября, картина классика американского поп-арта Эда Рушея «Заправка Standard. Разорванный на две части десятицентовый комикс» была продана за $68,2 млн. Эти две работы составили почти половину из общей выручки в $486 млн.
Двумя днями позже Christie’s установил еще один рекорд, когда в рамках распродажи произведений искусства XXI века рисунок Жан-Мишеля Баския «Без названия» (1982) был продан за $22,9 млн, став самой дорогой работой художника на бумаге в аукционной истории.
За $5,2 млн Sotheby’s продал знаменитого «Комедианта» Маурицио Каттелана в ходе нью-йоркских торгов 20 ноября. Впервые провокационный объект, представляющий собой банан, приклеенный скотчем к стене, был представлен на ярмарке Art Basel Miami Beach в 2019-м. Тогда он продавался галереей Perrotin за $120 000. На Sotheby’s «Комедиант» был выставлен с эстимейтом в $1,5 млн, который итоговая цена превысила в три раза. Покупателем оказался криптопредприниматель Джастин Сан, получивший рулон скотча, сертификат подлинности и инструкции по экспонированию объекта. Сам банан сотрудники Sotheby’s купили накануне торгов в ближайшем магазине всего за 35 центов.
Юбилейный Антикварный салон, третья ярмарка |catalog|
С 27 ноября по 1 декабря 2024 в Гостином дворе идет 50-й Российский антикварный салон. В салоне участвуют 192 галереи. К юбилею подготовлена специальная экспозиция «Историческое наследие великой России», где выставлены 25 произведений русской бронзовой пластики второй половины XIX — начала ХХ века из нескольких частных коллекций, когда, по словам художественного критика Стасова, «являются могучие русские бронзы, отводящие России почетное место в ряду художественно-производительных наций». Концепция куратора выставки, Людмилы Дементьевой, заведующей отделом металла ГИМ, представить образы России от древних богатырей до портретов исторических личностей, от русского воина в кольчуге с лицом Александра II до фигуры городового и проекта памятника Ивану Крузенштерну.
Еще один специальный проект Антикварного салона — «Золотой век русской мебели» галереи Suslov Fine Arts антиквара Михаила Суслова и коллекционера Михаила Карисалова. Среди экспонатов выставки — мебель, созданная русскими мастерами по эскизам архитекторов 1760–1880-х годов. От родонитового канделябра и картоньера из кабинета императрицы Марии Федоровны из Аничкового дворца до комода-маркетри XVIII века, выполненного для поднесения Демидовыми императрице Екатерине II. Антиквар Михаил Суслов купил его в марте 2021 года на парижском аукционе Drouot и привез в Санкт-Петербург в январе 2022 года.
На стендах участников салона — произведения классиков русской живописи: Василия Тропинина, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Константина Коровина, Константина Маковского, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского. Их дополнят шедевры западноевропейского искусства, древнерусские иконы, изделия фирмы Фаберже и коллекционный фарфор. В секции ювелирного искусства будут работы 60 отечественных брендов. Специальный проект салона, посвященный дизайнерскому искусству, объединил более 90 участников: дизайнеров, мебельных, текстильных и световых брендов.
В здании исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице с 6 по 8 декабря пройдет третья ярмарка современного искусства |catalog|. В ней примут участие 55 российских галерей, включая всех членов Ассоциации галерей (АГА), выступающей организатором ярмарки. Остальные галереи приглашаются экспертным советом. По условиям ярмарки каждая галерея покажет как минимум одного молодого художника. В общей сложности под крышей Сытинской типографии соберут произведения 200 авторов.
С 29 ноября по 1 декабря в Паркинг Галерее «Зарядья» пройдет первый маркет молодого искусства, ставший частью параллельной программы к выставке «Выпуск’24». Как и в самой экспозиции, на маркете будут представлены произведения молодых авторов, окончивших творческие вузы в этом году. Организаторы обещают представить на суд посетителей широкий спектр медиумов от живописи, графики и керамики до дизайнерских плакатов и открыток.
Русское искусство в Абу-Даби и в Венеции
В Абу-Даби с 20 по 24 ноября проходила ярмарка Abu Dhabi Art (ADA), принимавшая на этот раз более 100 галерей. Россию в списке участников представляла московская галерея pop/off/art c работами Ирины Наховой, Ольги и Олега Татаринцевых, Ивана Плюща, Вики Бегальской и Александра Вилкина. По словам галериста Сергея Попова, ADA отличается разительными контрастами: мало местных покупателей, в основном коллекционеры — состоятельные экспаты. «Важно, что на ярмарку прибыла большая группа коллекционеров из Москвы и Санкт-Петербурга. У нас на стенде была куплена живописная работа Ирины Наховой из серии Primary Colors. Ее идея впоследствии была использована художницей в ее сольной экспозиции в Павильоне России на Венецианской биеннале», — отмечает Попов. Отдельные сделки по работам других авторов должны подтвердиться в ближайшие дни. «В сравнении со многими другими стендами понимаешь, насколько ярко и убедительно смотрится современное искусство из России», — добавляет галерист.
В ноябре в Венеции завершается групповая выставка Togetthere With a Woman, объединившая работы 13 художниц из разных стран. На фоне темы Венецианской биеннале «Чужаки повсюду» проект посвящен женскому опыту в контексте современного искусства. Россию в рамках выставки представляли Екатерина Комбарова, Карин Минасян и Наталья Арифьева. Их работы представлены в Oratorio dei Crociferi, историческом здании, которое в XIV веке стало убежищем для нуждающихся женщин.
Лаборатория в Нижнем Новгороде, новое пространство «Сабстанции»
В Нижнем Новгороде подвели итоги проекта «Под другим углом» местного объединения Rumyantsev Bureau, организованного при поддержке «Центра 800». Итогом лаборатории, которая наводила мосты между искусством и предметным дизайном, стала отчетная выставка в Нижполиграфе. Участниками проекта стали дизайнеры, художники и ремесленные мастера из Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга. Несмотря на междисциплинарный формат проекта, большинство представленных работ можно безошибочно приписать либо к сфере дизайна, либо к современному искусству. Любопытным исключением стал «Балконный столик для объектов советского типового индустриального домостроения» резидента нижегородской студии «Тихая» художника Алексея Старкова. Работая над сугубо утилитарным предметом для бытового пользования, ему удалось создать объект, функционал которого невозможно определить с первого взгляда.
Основанная куратором Сабиной Чагиной междисциплинарная платформа «Сабстанция» открылась на площадке на 42-м этаже Западной башни комплекса «Пресня-Сити». Первой выставкой стал проект Марии Колосковой «Физматарт» (до 19 декабря).
Онлайн-галерея 973 Gallery представила групповую выставку Prologos в виртуальном пространстве (до 31 января 2025 года). Необычный для российской арт-сцены формат online viewing room выбрали для проекта, объединившего произведения трех художников, выпускников Московской школы современного искусства (MSCA): Марины Грековой, Маргариты Журавлевой и Александра Шамеева.
Музейные новости: Пушкинский снял фильм, Британскому музею сделали дар
Британский музей получил крупнейший дар в своей истории. Коллекцию китайской керамики общей стоимостью в £1 млрд пожертвовал Фонд сэра Персиваля Дэвида, британского финансиста бомбейского происхождения. В общей сложности в коллекцию музея поступило 1700 предметов. Наибольшую ценность представляет пара ваз времен империи Юань (XIV век), названных в честь сэра Дэвида. Отдельные предметы планируется передать для временного экспонирования в Шанхайском музее и нью-йоркском Метрополитен-музее.
В Сан-Франциско после закрытия Современного еврейского музея другие арт-институции города начали признаваться в своих финансовых трудностях. По данным San Francisco Chronicle, посещаемость ряда музеев города остается неизменно ниже допандемийного уровня. В музей современного искусства Сан-Франциско (SFMoMA) за последний год пришли 598 000 человек, что заметно ниже уровня 2019 года (892 000 человек). SFMoMA был вынужден сократить порядка 20 сотрудников.
Пушкинский музей и телеканал «Культура» при поддержке клуба «Джинто» сняли документальный фильм-исследование, посвященный итальянскому искусству. Восьмисерийный проект-исследование Виктории Марковой, главного научного сотрудника Пушкинского музея и ведущего специалиста в области итальянского искусства, рассказывает об истории российского собирательства западноевропейской живописи и о судьбах отдельных памятников. Выход первых четырех серий сериала намечен на зиму 2024-2025.
Выставка Владимира Яковлева в AZ/ART и проект в галерее Shift
В открытом осенью 2024 года пространстве онлайн-галереи Shift на Тверской до 26 января 2025 проходит групповая выставка Artist Statement, подготовленная совместно с «ПиранезиLAB». Проект объединил произведения семерых молодых авторов, работающих с графикой и тиражным искусством, от абстракций Евгении Соломатиной до иллюстраций к «Разговорам запросто» Эразма Роттердамского Никона Филиппова.
В Центре современного искусства AZ/ART до 2 февраля 2025 года проходит выставка «А в степи: бушует ветер…», посвященная 90-летию со дня рождения художника Владимира Яковлева, чья популярность постоянно растет. Во многом это происходит благодаря популяризатору творчества Яковлева, коллекционеру Сергею Александрову, который стал одним из сокураторов нового проекта (совместно с Натальей Волковой и Валерием Силаевым). В экспозицию вошли 70 работ из Музея AZ, Третьяковской галереи и других собраний. Акцент сделан на работах с изображением цветов, портретах и абстракциях художника.