«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане
После внезапной смерти Папы Римского кардиналы созывают конклав, чтобы выбрать нового лидера католической церкви. Ответственность за организацию и проведение сакральной процедуры голосования ложится на плечи декана Коллегии кардиналов Томаса Лоуренса (Рэйф Файнс). Исполненный долга управленец с кризисом веры берется за внутреннее расследование в целях поиска достойного кандидата и неожиданно раскрывает темные секреты высшего духовенства.
На пост следующего верховного первосвященника претендуют: прогрессивный либерал Беллини (Стэнли Туччи), нигерийский консерватор Адейеми (Лусиан Мсамати), итальянский реакционер Тедеско (Серджо Кастеллитто) и амбициозный центрист Трембле (Джон Литгоу). Незаинтересованный в папстве Лоуренс против собственной воли тоже становится кандидатом на Святой престол. Но самым неожиданным претендентом в списке возможных преемников оказывается никому не известный кардинал-архиепископ Бенитес (Карлос Диез).
Религиозная символика «Конклава» тесно связана с политическим контекстом: непомерные амбиции кандидатов на высокую должность и противостояние между либеральными и консервативными крыльями церкви превращают церемониальные выборы в настоящую борьбу за власть. Выбор следующего понтифика затягивают подковерные интриги и внутренние распри: фавориты меняются с каждым новым голосованием, но никому не удается набрать необходимые две трети для победы.
«Конклав» основан на одноименном романе английского писателя Роберта Харриса, чьи книги неоднократно экранизировали в Голливуде: в любви к автору расписался, например, Роман Полански, который перенес в киноформат литературные тексты «Призрака» и «Офицера и шпиона». Конспирологический детектив на католическую тематику интерпретировал для больших экранов сценарист Питер Строан, среди прочего приложивший руку к киноадаптации жанрового бестселлера Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!».
Картину о политических интригах в Ватикане снял немецкий режиссер Эдвард Бергер, громко заявивший о себе недавней триумфальной экранизацией антивоенного романа «На Западном фронте без перемен». Новая работа титулованного европейского постановщика имеет все шансы стать одним из фаворитов оскаровской гонки. Заявка на участие в наградном сезоне вполне обоснована: на фоне выходящих на экраны ремейков и кинокомиксов серьезное кино с претензией на интеллектуальность выглядит достойным кандидатом.
Взгляд на тайное закулисье известного политического института ставит «Конклав» в один ряд с другими кинематографическими шедеврами о тонкостях внутренней жизни Ватикана: «Молодым папой» Паоло Соррентино и «Двумя папами» Фернанду Мейреллиша. В общем, настоящий подарок для ценителей эстетского кино с выдающимися актерскими работами в сеттинге католического мира.
Даже если оставить в стороне детальный разбор продемонстрированных на экране церковных конфликтов в плоскости политического дискурса, то в сухом остатке остается технически совершенное и невероятно красивое кино. Визуальный язык картины отличает мастерски выстроенная композиция и безупречная операторская работа. Каждый кадр идеально выверен, работа с цветовой гаммой, декорации и костюмы тоже вызывают восхищение. Иными словами, не кино, а настоящий рай для эстетов.
Но выдающиеся художественные решения отчасти превалируют над сюжетом. Хотя два часа пролетают на одном дыхании, в итоге сложно игнорировать в целом невнятную детективную интригу и довольно сомнительную, пусть и непредсказуемую, развязку. Недостатки сценария частично компенсируют ироничные шутки: при всей серьезности материала авторы демонстрируют прекрасное чувство юмора.
При этом настоящий гарант успеха «Конклава» заключен в первоклассных актерских работах. Грядущий наградной сезон как минимум не оставит без внимания исполнителя главной роли Рэйфа Файнса, который выдал один из лучших перформансов за свою и без того внушительную карьеру. Талантливые работы Стэнли Туччи и Джона Литгоу также достойны упоминания.
Единственная заметная женская партия принадлежит блистательной Изабелле Росселлини: значительную часть хронометража итальянская актриса в образе старшей монахини находится в тени мужского каста, но в нужный момент выходит на первый план и буквально заставляет всех замолкнуть.
Возможно, «Конклав» не слишком замысловат с точки зрения драматургии, но его техническая безупречность точно не вызывает вопросов. Также признания заслуживают выразительная операторская работа и впечатляющие актерские перформансы — сегодня для звания одного из лучших фильмов года таких вводных вполне достаточно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции