С момента создания эта картина Веласкеса сменила несколько названий. Каждое из них, будь то «Семья Филиппа IV», «Портрет императрицы с фрейлинами и карликами» или «Менины» выводит на передний план разных героев. Каждый раз менялась расстановка акцентов: что на этом полотне главное, а что — второстепенное.
Автопортрет Веласкеса — одна из немногих фигур этого сюжета, по поводу которой искусствоведы придерживаются единого мнения. Но не решен вопрос, над чем именно работает изображенный на полотне художник, то есть сам Веласкес. Возможно, он пишет королевскую чету, родителей инфанты (их размытые силуэты мы видим за его спиной, но это изображение трактуют и как зеркало, и как уже написанный портрет). Тогда получается, что зритель наблюдает за Маргаритой Терезой, которая пришла навестить родителей, позирующих художнику. Или же Веласкес решил изобразить самого себя, пишущего «Менины». По этому поводу еще идут ожесточенные споры.