«Кувшинки» за $65 млн и закрытие Музея истории ГУЛАГа: новости арт-рынка
Новости рынка: арт-дилера Бувье вновь обвиняют
Арт-дилер Ив Бувье, до недавнего времени судившийся с миллиардером Дмитрием Рыболовлевым (№28, $6,4 млрд), стал фигурантом возобновленного судебного дела. На этот раз, вместе со своим бывшим партнером Оливье Тома, он обвиняется в хранении и перепродаже краденых произведений искусства. Соответствующие обвинения предъявлены французским судом. Согласно материалам дела, в 2015 году падчерица Пабло Пикассо Катрин Ютен-Бле (ее мать Жаклин Рок долгое время была музой и возлюбленной Пикассо) обнаружила пропажу нескольких десятков работ Пикассо. Все они хранились на складе под Парижем, который принадлежал компании Ива Бувье Art Transit International, а выбором места для хранения работ занимался Оливье Тома. Как оказалось впоследствии, уже в 2013 году две из пропавших работ Бувье продал за €27 млн. Ив Бувье утверждал, что купил произведения Пикассо у покойного парижского галериста, но никаких доказательств представить не мог. До недавнего времени арт-дилеру удавалось затормозить ход разбирательства, так как он обвинял суд в предвзятом отношении к нему, усматривал за этим влияние Рыболовлева. Но никаких весомых аргументов в пользу своей версии Бувье также предоставить не смог, поэтому дело недавно «разморозили».
Предстоящие торги: MacDougall’s продает Рериха, Баския идет на новый рекорд
Очередные онлайн-торги MacDougall’s «Парижская школа и другие мастера» завершатся 4 декабря. В общей сложности на продажу выставлено более 100 произведений русского искусства: от работ классиков Наталии Гончаровой и Александра Яковлева до нонконформистов и икон. Топ-лот — «Портрет крестьянки» Филиппа Малявина, написанный художником во Франции и оцененный в £175 000–250 000. Торги открывает подборка из шести работ Николая Рериха. Пять из них изначально были частью Музея Рериха в Нью-Йорке. После упразднения музея в 1935 году они, как и большая часть музейной коллекции, перешли в собственность Льюиса и Нэтти Хорш, а затем сменили еще нескольких владельцев. По словам аукционистов, все пять работ выставлены на продажу в оригинальных рамах.
Топ-лотом намеченных на завтра нью-йоркских торгов Christie’s, посвященных искусству XXI века, стала работа Жан-Мишеля Баския «Без названия» с эстимейтом в $20–30 млн. Рисунок был создан 22-летним художником в 1982 году, который считается пиком творческой карьеры Баския. С начала 1990-х рисунок хранится в одной и той же частной коллекции, пять лет назад выставлялся в знаковой ретроспективе произведений Баския в парижском Фонде Louis Vuitton. Даже если лот уйдет с молотка по нижней планке оценочной стоимости, он все равно установит новый аукционный рекорд на произведения художника на бумаге, который с 2020 года держится на отметке в $15 млн. Рисунок-рекордсмен по своим размерам в четыре раза меньше, чем тот, что сейчас выставлен на Christie’s.
Одним из топ-лотов посвященных современному искусству торгов Bonhams, которые пройдут 21 ноября в Нью-Йорке, стала картина Эрни Барнса под названием «Щепотка удачи». Написанное в 1989 году полотно создавалось как иллюстрация к рассказу Уолтера Лоуи-младшего для сентябрьского выпуска журнала Playboy. С 1970-х по 1990-е работы полузабытого до недавнего времени афроамериканского художника нарасхват использовались в массовой культуре. Эрни Барнс иллюстрировал музыкальные альбомы и создавал заставки телесериалов. Рынок произведений Барнса переживает бурное возрождение с лета 2022 года, когда его «Сахарная хижина» ушла на Christie’s за $15,3 млн, превысив эстимейт почти в 80 раз. «Щепотку удачи» Bonhams скромно оценил в $150 000–200 000, рассчитывая, по всей видимости, на очередное громкое превышение эстимейта.
Прошедшие аукционы: «Кувшинки» Моне за $65,5 млн и колье XVIII века
Почти $216 млн собрали проходившие 18 ноября торги Sotheby’s, посвященные коллекции Сиделл Миллер. Вместе с мужем она была соучредительницей двух косметических брендов: Ardel и Matrix Essentials. В 1994 году супруги продали оба бизнеса, объединенные в конгломерат Bristol Myers Squibb, получив за них $400 млн. Свои главные надежды аукционисты небезосновательно возлагали на «Кувшинки» Клода Моне. «Война ставок» за них продолжалась более 15 минут, в результате чего лот был продан за $65,5 млн. Победителем оказался клиент, бившийся за лот по телефону, а тот факт, что его ставки в зале принимала глава азиатского подразделения Sotheby’s, позволяет предположить, что картина отправится в Азию. Полотно Пабло Пикассо под названием «Статуя» ушло с молотка за $24,8 млн, а цена «Белого овала» Василия Кандинского составила $21,6 млн.
Тем же вечером Sotheby’s проводил отдельные торги «Искусство модернизма», выручка которых составила $106 млн. Еще до старта аукциона с продажи сняли два лота — произведения Пабло Пикассо и Сэма Франсиса. По итогам непроданными отказались семь из 32 работ, включая один из топ-лотов — обнаженную одалиску Анри Матисса, которая оценивалась в $12–18 млн. Главным успехом стала бронзовая голова работы Альберто Джакометти, проданная за $13,3 млн. Почти в два раза превзошла свой эстимейт редкая скульптура Леоноры Каррингтон «Гранд-дама (женщина-кошка)», ушедшая за $11,4 млн. Рынок произведений Каррингтон растет с тех пор, как ее высказывание про молоко снов стало девизом Венецианской биеннале 2022 года. В прошлом году Christie’s обновил рекорд художницы, который теперь составляет $28,5 млн.
На проходивших 13 ноября в Женеве ювелирных торгах Sotheby’s за $4,8 млн было продано уникальное бриллиантовое колье XVIII века. Считается, что часть 500 голкондских бриллиантов, составляющих колье, ранее украшала собой другое знаменитое ожерелье. Его историю описывал в романе «Ожерелье королевы» Александр Дюма. Украшение, которое выставлено на торги Sotheby’s, долгие годы принадлежало членам знатного английского рода Пэджет, носивших титул маркизов Англси. В ХХ веке колье было свидетелем коронации короля Георга VI и королевы Елизаветы II. В 1930-х фотограф Сесил Битон запечатлел в нем Марджори Пэджет. Цена лота более чем вдвое превысила нижнюю планку эстимейта.
Новые арт-мастерские на «Кристалле» и закрытие Музея истории ГУЛАГа
На прошлой неделе руководство Музея истории ГУЛАГа заявило о временной приостановке деятельности музея. Официально это объяснялось таким образом: «В результате осмотра музея специалистами Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве были выявлены нарушения пожарной безопасности. Согласно заключению, они создают угрозу для безопасности и комфортного пребывания посетителей музея и должны быть устранены».
Новые мастерские для художников открылись на территории социокультурного пространства «Кристалл 1901» (бывший завод «Кристалл» в Лефортово). Первыми резидентами стали Кирилл Ашастин, Егор Giwe, PRTL и JOJO ADED. Все они в ближайшее время будут работать в своих студиях над сайт-специфическими проектами, переосмысляющими архитектуру исторического комплекса. Их работы дополнят муралы Миши Most, Алексея Луки и Сергея Овсейкина, которые были созданы «Кристалле» прежде. Новые мастерские — результат совместной инициативы девелоперской компании Asterus и креативной платформы «Сабстанция».
Судьба шедевров: в Швейцарии уладили спор из-за картины Писсарро
Художественный музей Базеля заключил мировое соглашение с наследниками бывшего владельца картины Камиля Писсарро, который был вынужден продать ее под принуждением, спасаясь от преследования нацистов. Речь идет о полотне 1875 года под названием «Дом Ронде, Эрмитаж, Понтуаз». В 1933 году текстильный магнат и коллекционер Рихард Земмель из Берлина был вынужден расстаться со своей картиной. Сначала родственники Земмеля пытались продать полотно на амстердамских торгах Mensing and Fils. Но покупателя не нашлось, поэтому картину передали в базельскую галерею Willi Raeber. Там ее купил коллекционер Вальтер Ханхарт, в 1974 году завещавший произведение своей жене. Впоследствии вдова передала полотно в дар Художественному музею Базеля, а тот впервые показал его в 2021 году в рамках ретроспективы Писсарро. В рамках соглашения с Художественным музеем Базеля две отдаленные родственницы Земмеля получат финансовую компенсацию.
Коллекция Антона Козлова в Екатеринбурге, новые выставки в Cube.Moscow
До 23 февраля 2025 года в арт-галерее «Ельцин Центра» проходит выставка «Двадцать один длинный, один короткий». По словам кураторов Галины Шубиной и Светланы Усольцевой, это знаковый проект для екатеринбургской площадки. Почти 10 лет назад галерея «Ельцин Центра» открывалась выставкой про 1990-е, которую делала Елена Селина. Теперь экспозицию составили более 70 произведений из коллекции Антона Козлова. Все они позволяют проследить историю современного российского искусства в период от начала 2000-х годов до настоящего времени. Помимо признанных мастеров, вроде Владислава Мамышева-Монро, Анатолия Осмоловского, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, среди представленных авторов есть более молодые художники, такие как Алина Глазун, Михаил Добровольский, Петр Кирюша и Алексей Корси. Антон Козлов отмечает, что это имена, еще не ставшие хрестоматийными, но в отношении которых консенсус в арт-среде уже сложился.
В московском арт-пространстве Cube.Moscow на прошлой неделе открылись 15 новых выставок. Главный зал организаторы отдали под проект галереи «КультПроект». Им стала коллективная выставка «Архипелаг Утопий», посвященная архитектурным фантазиям и мечтам, которым предаются самые разные авторы от Семена Агроскина до Дарьи Коноваловой-Инфанте. Галерея M.A.R.S.H. собрала персональную выставку работ Ивана Дубяги «И изгнал». Название проекта куратор Роман Шалганов объясняет тем фактом, что сам Дубяга относится к творчеству как к своего рода процессу экзорцизма. Произведения Дубяги, которого искусствовед и галерист Наталья Тамручи называла «великим русским художником», часто сравнивают с наследием самых разных художников от Иеронима Босха до Кита Харинга. На выставке в Cube.Moscow собраны его работы, так или иначе переосмысляющие мотив изгнанничества (выставка идет до 15 декабря 2024 года).