К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Paris Photo: как проходит главная мировая ярмарка фотоискусства в 2024 году

Коллекция Fnac (Фото DR)
Коллекция Fnac (Фото DR)
В ноябре крупнейшая мировая ярмарка фотографического искусства Paris Photo вновь вернулась в Гранд Пале. С 1997 года она сменила несколько локаций и владельцев и заняла главную выставочную площадку Парижа. В этом году Paris Photo собрала 240 галерей из 34 стран. Колумниcт Forbes Life Наталья Литвинская рассказывает, почему эта ярмарка — важнейшее событие в мире фотографии

Обновленный к Олимпиаде Гранд Пале уже принял в октябре ярмарку Art Basel Paris: коллекционеры современного искусства оценили увеличение внутреннего объема здания (16 000 квадратных метров после реставрации превратились в 21 000). Выставочные площади расширились в том числе за счет ресторана на входе в VIP-секции, где коллекционеры много лет проводили деловые встречи, выпивая хорошее вино с самым лучшим хлебом в Париже.

Реконструкция здания изменила и организацию самой ярмарки. В этом году Paris Photo впервые открыла диджитал-секцию, где показала 15 новых проектов. Но количество посетителей в ней было на порядок меньше, чем там, где продавали традиционное фотоискусство. Надстройка второго этажа позволила дать воздух молодым авторам в секции Emergence (23 монографических проекта): все они мечтают со временем спуститься вниз, к основным игрокам рынка фотографии. На втором уровне расположились и 45 фотографических издательств. 

Из всех издательств и галерей на ярмарке только 30% французские, но у местных коллекционеров есть преимущество первыми посмотреть стенды и сделать покупки. Эту возможность дает своим клиентам и давнишний партнер ярмарки банк JP Morgan. С давних пор благодаря его протекции коллекционеры на Paris Photo успевали покупать первые номера в тиражах новых работ уже известных авторов по приемлемым ценам. В этом году ею считалась сумма в €10 000–20 000.

 

Но даже в этих условиях найти новые работы «авторов на слуху» было проблематично, потому что теперь большинство продается галеристами еще до монтажа стендов, и к открытию многие сделки уже совершены. В последние годы публично раскрывать информацию о ценах стало не принято, и чтобы узнать ее, нужно поговорить с сотрудником на стенде или зайти в личный кабинет VIP-гостя. Об основным трендах Paris Photo — в галерее Forbes Life.

Сюрреализм

Сюрреализм

Важнейшим событием ярмарки этого года стало 100-летие сюрреализма. Кажется, его отмечают все ярмарки и музеи современного искусства мира. Так, флагманская выставка в Центре Помпиду — важнейшее событие осенне-зимнего сезона. Но то, что там показывают, на Paris Photo продают.

Сюрреалисты использовали фотографическое искусство так же активно, как и другие медиа, и поэтому практически каждый стенд выставил отпечатки Ман Рея, Андре Кертеса, Доры Маар, Брассая и высказывания на тему от современных авторов Ги Бурдена, Тима Уокера и других.

Корпоративные коллекции

Корпоративные коллекции

Команда Paris Photo активно работает с корпоративными фотографическими коллекциями. Так, собрание JP Morgan уже много лет пополняется на парижской ярмарке, где компания показывает ежегодные приобретения в отдельном выставочном блоке. «Акты равновесия: отражение труда и досуга», как называлась выставка в этом году, охватила целый век фотографии, предлагая задуматься о том, как аспекты повседневной жизни пересекаются и изменяются со временем.

У MUUS Collection репутация покупателя и исследователя архивов ушедших авторов. В этом преимущество корпоративной коллекции перед музейной: те обычно избегают покупки целостного архива, и дорого, и места для хранения требуется немало. Так, MUUS Collection показала выставку американского послевоенного фотографа Ларри Финка. По слухам, архив умершего в 2023 году Финка с авторским правом был выкуплен ею за $1 млн. «Чувственная эмпатия» — первый проект, созданный в результате работы с этим архивом.

Компания Fnac показала на Paris Photo исследование 1800 отпечатков из своей коллекции, представив в дни ярмарки еще и книгу, созданную в результате этой работы, и экспозицию авторских отпечатков.

Хирошу Сугимото, Fraenkel Gallery

Хирошу Сугимото, Fraenkel Gallery

В Гранд пале, в самом сердце ярмарочной экспозиции, где собраны лучшие из лучших игроков рынка, американская галерея из Сан-Франциско Fraenkel Gallery посвятила целый стенд Хирошу Сугимото — важной фигуре не только японской школы фотографии, но и всего современного фотоискусства. Его работы продавали от $20 000 до $45 000. А один авторский отпечаток, как отчиталась галерея, ушел за $500 000.

В 2016 году в МАММ в Москве проходила выставка Сугимото с огромными авторскими отпечатками. Немало работ фотографа хранятся в собраниях российских коллекционеров.

Ричард Аведон и Тайлер Митчел, Gagosian Gallery

Ричард Аведон и Тайлер Митчел, Gagosian Gallery

Галерея Ларри Гагосяна продолжила сотрудничество с Фондом Ричарда Аведона (они подписали эксклюзивный контракт еще в 2020 году на продажу авторских подписных отпечатков). В этот раз французское отделение галереи показало в рамках ярмарки проект «Аведон и я», который курировал фотограф Тайлер Митчелл, поместивший свои работы последних шести лет в окружение светских съемок Аведона 1960-х.

Цены на стенде начинались от $85 000 за менее известные работы самого Аведона до $250 000 за портрет Элизабет Тейлор 1964 года.

Литовская школа фотографии

Литовская школа фотографии

2024-й — культурный год Литвы во Франции. Так что во время Paris Photo нельзя было не показать фотоискусство этой страны, воспевающее жизнь такой, как она есть, с вниманием к обыкновенному человеку, с гуманизмом и чуткостью.

Коллекцию литовской фотографии Центр Помпиду и Национальная Библиотека Франции купили несколько лет назад. На выставке в Гранд пале они показали срез развития местной фотографической школы, одной из мощнейших в Европе, — работы таких классиков, как Антанас Сутсус, Виталий Бутырин, Альгимантас Кунчус, Александрас Мацияускас.

Фотографии из Paris-Match, аукцион Artcurial

Фотографии из Paris-Match, аукцион Artcurial

В период ярмарки в районе Сен-Жерман Phillips показывал фотографические лоты будущих торгов в Лондоне. Это давняя мечта аукционных домов: устраивать превью будущих торгов в Париже в ноябре, чтобы обратить на себя внимание коллекционеров, крупных американских музеев, кураторов.

Однако сегодня департаменты фотографии в аукционных домах проходят реструктуризацию. Несмотря на рекордные цены (Christie’s, например, продал в этом октябре портрет Мерет Оппенгейм с эффектом соляризации Мана Рэя за €176 400 при эстимейте в €100 000–150 000) международные дома Christie’s и Sotheby’s отказались от живых аукционов фотографии. Онлайн-торги в основном проводятся на базе больших коллекций, или же аукционы интегрируют снимки в другие тематические торги. В России идет тот же процесс: коллекционеры научились покупать онлайн, внимательно читая описание каждого лота и его провенанс.

Под занавес ярмарки аукционный дом Artcurial выставил на продажу 80 фотографий из журнала Paris-Match прямо рядом с Гранд Пале. Журнал сделал со слайдов новые отпечатки — так появилась выставка с  другой, почти забытой репортажной фотографией 30–40-летней давности.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+