От Булатова до Заславской: что за искусство 30 лет собирают Ирина и Анатолий Седых
Ирина Седых рассказывает, что путь в коллекционировании — отражение ее жизненного пути. Сначала, в 1990-х, — первые покупки произведений Серебряного века для украшения дома. Затем, в 2010-х, — покупки под влиянием работы в фонде «ОМК-Участие». Фонд, созданный в 2008 году для оказания адресной помощи семьям в трудных жизненных ситуациях, за 15 лет своей работы превратился в инструмент по решению масштабных социальных задач. Один из самых громких и успешных проектов фонда — «Выкса-фестиваль». Выкса — 80-тысячный моногород, построенный вокруг металлургических заводов еще при Екатерине II. Сегодня завод в Выксе — крупнейшее производство ОМК.
Фестиваль, начинавшийся в 2011 году под названием «Арт-Овраг», стал быстро дрейфовать от молодежной субкультуры к современному искусству. Стены городских домов покрыли муралы уличных художников со всего мира (порядка 85 работ), в 2017 году открылась арт-резиденция современных художников, где горожане могут наблюдать и результат (в Выксе прошло больше 100 выставок), и процесс создания произведений. А там уже началось глубинное погружение и города, и его меценатов в процессы современного искусства. От создания перформанса «Страсти по Мартену» (работа режиссера и хореографа Анны Абалихиной, композитора Алексея Сысоева и художницы Ксении Перетрухиной получила Гран-при Премии Курехина и была признана «Проектом года» премии «Инновация» в 2019 году) до объектов Тимофея Ради и Владимира Абиха и создания индустриального арт-парка.
«Во всем, что мы делаем, мы применяем комплексный подход, — говорит Ирина Седых. — Мы развиваем производство. Развиваем людей, которые работают на производстве. Развиваем город, в котором находится производство. И все это — взаимосвязанный процесс, где все звенья одинаково важны».
Современное искусство для Выксы стало шоковой терапией: в городском парке возник фестиваль современного искусства, появились объекты странных форм и непонятного назначения. Жители Выксы, видевшие до этого разве что академистов и передвижников в школьных учебниках, с недоверием наблюдали за происходящим. «Это непростая задача: привлечь к себе внимание в городе с заводской идентичностью, привыкшем жить в своей замкнутой среде», — говорила Ирина Седых в 2019 году Forbes. Когда во дворы хрущевок пришли архитекторы и уличные художники, предложив жителям обустроить пространство вместе, у них не сразу сложился диалог. «Неизведанное вызывает страх, отторжение. Но рано или поздно жители «включаются», начинают смотреть на ситуацию вокруг по-новому», — говорила Ирина Седых. И ситуация действительно изменилась.
Летом 2020 года во время ремонтных работ строители закрыли утеплителем торцевую стену пятиэтажки, где в 2012 году уличный художник Паша-183 написал «Сказку о потерянном времени». Но по инициативе городских предпринимателей мурал нанесли вновь. «Мы считаем необходимым восстановить работу и чувствуем в себе силу и возможность сделать это местными ресурсами», — говорил в интервью выксунскому СМИ владелец городского рестобара и ценитель стрит-арта Андрей Андрианов.
В начале октября 2020 года в Выксе на фасаде цеха на площади 2500 кв. м создали самое большое произведение Эрика Булатова, мурал из двух его работ — «Стой и иди» 1975 года и «Амбар в Нормандии» 2010 года. Открывал мурал Эрик Булатов лично: черным осенним вечером при пронзительном свете полной луны с протяжным воем гудка выехали на локомотиве художник и меценат Ирина Седых. Загрохотала 10-метровая стальная труба, загремели железнодорожные колеса на цепях, за ними — подъемный кран, локомотив, бульдозер, загудели восемь автобусов: композитор Станислав Пономарев сочинил в честь открытия «Машинную рапсодию». Булатов на локомотиве не просто открыл праздник современного искусства (программа с участием молодых художников длилась еще несколько дней), своим появлением он словно благословил Выксу и владельцев завода на служение современному искусству.
«Невероятное обаяние этого человека захватывает тебя, и ты начинаешь гораздо внимательнее смотреть даже на те вещи, что, казалось бы, хорошо знакомы», — рассказывает Ирина Седых о своем общении с Булатовым. Поездка в Выксу превратила формальные отношения «художник — коллекционер» в дружеские. Сейчас булатовская работа «Черный вечер, белый снег» из собрания Седых выставлена в «ГЭС-2», а автопортрет «Между светом и пламенем», где Булатов написал себя в цехе Выксунского металлургического завода, с 2022 года в музее Выксы.
Внешне сдержанная и закрытая, Ирина Седых в рассказах об искусстве предстает человеком страстным и тонко чувствующим. «Мне одинаково интересен и конструктивизм, и авангардизм, и импрессионизм, и наш русский академизм, — говорит коллекционер. — Разные художники в разные годы по-разному высказываются на одну и ту же тему. И мне интересно сопоставлять разные работы из коллекции друг с другом. Я могу набирать собственные логические цепочки, открывать неожиданные взаимосвязи».
Ирина Седых говорит, что каким бы личным ни был ее выбор произведений, она не забывает о социальной ответственности коллекционера перед временем: «Каждый выбирает в свою коллекцию те работы, которые его волнуют, интересуют, которые, на его взгляд, отражают тот исторический момент, в котором мы живем. Возможно, происходящее не всегда можно оценить в моменте. Возможно, художественное высказывание и коллекция заговорят четче, станут яснее через какое-то время. Важно иметь возможность осмыслить время по работам художников».
«Мы сторонники того, чтобы искусство говорило с людьми. Чтобы люди говорили с искусством. Поэтому, покупая работы, мы неизменно исходили из того, что наши произведения будут выставляться, они будут публичными», — говорит коллекционер.
Свою первую выставку Ирина и Анатолий Седых доверили куратору Монике Норс. И это был первый случай, когда с собранием работает чужой человек. Не консультирует, не высказывает пожелания, а составляет свой художественный проект. «Это оказалось непросто, — говорит Ирина Седых. — Но интересно, как человек извне выстраивает логические цепочки из наших работ». Ирина и Анатолий Седых уверены: этот взгляд со стороны нужен и зрителям, и художникам, и самим коллекционерам.