Абстракция Джоан Митчелл за $20 млн и Ван Гог за $9 млн: новости арт-рынка
Новости рынка: на Frieze ищут покупателей, Sotheby’s закрыл сделку с фондом Абу-Даби
Американский развлекательный и спортивный конгломерат Endeavor рассматривает потенциальные варианты продажи ярмарки и медиабренда Frieze. Это часть процесса пересмотра активов после того, как в апреле 2024 года была достигнута договоренность о сделке с инвестиционной фирмой Silver Lake о приватизации компании. Как ожидается, она будет закрыта в начале следующего года. Бренд Frieze полностью принадлежит Endeavor с 2016 года. По некоторым данным, сумма сделки по ее приобретению наряду с маркетинговой фирмой Fusion составила тогда $89,3 млн. В прошлом году Frieze также приобрела две другие ярмарки, Expo Chicago и The Armory Show в Нью-Йорке.
По данным Artnet, общий объем онлайн-продаж искусства сегодня превышает показатели пятилетней давности на 300%. По итогам первой половины этого года онлайн-продажи в рамках торгов Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams и Artnet составили $190 млн. При этом средняя цена одной проданной онлайн работы продолжает заметно снижаться с пиковых значений, достигнутых в 2021 году ($52 890). Сейчас этот показатель составляет $14 553.
Sotheby’s закрыл анонсированную ранее сделку с Фондом национального благосостояния Абу-Даби (ADQ) по приобретению последним миноритарной доли в аукционном доме. ADQ вместе с семьей телекоммуникационного магната и владельца Sotheby’s Патрика Драи купили недавно выпущенные акции компании на общую сумму в $1 млрд. По словам представителей аукционного дома, $800 млн из этой суммы будут направлены на частичное погашение задолженности компании, которая сейчас составляет порядка $1,65 млрд.
Предстоящие аукционы: Клод Моне и Джоан Митчелл, макет Статуи Свободы
Одним из топ-лотов, посвященных шедеврам искусства ХХ века нью-йоркских торгов Christie’s 19 ноября, станет картина Клода Моне «Яблони в цвету» (1872). Она происходит из собрания клуба Юнион-лиги Чикаго, который продает полотно, чтобы собрать $10 млн на реновацию своего исторического здания. В 1895 году «Яблони в цвету» купил член клуба, судья Джон Бартон Пейн, впоследствии перепродавший картину руководству клуба за $500. К 1985 году ее стоимость составляла $900 000, а к 2020 году она выросла до $5 млн. На Christie’s шедевр выставлен с эстимейтом в $7–10 млн.
На те же торги 19 ноября Christie’s выставил два шедевра Джоан Митчелл из собрания Рокфеллеровского университета. Выручка от их продажи пойдет на поддержку инновационных биомедицинских исследований, на которых специализируется частный университет, основанный в 1901 году Джоном Д. Рокфеллером. Особое место в коллекции университета занимают работы женщин-художниц, включая Джоан Митчелл. Обе ее абстракции, выставленные на торги, были написаны в 1955 году, который сама художница и ее биографы считали переломным для ее карьеры. Примерно в это время Митчелл начали официально признавать как полноправную представительницу американского абстрактного экспрессионизма наряду с Джексоном Поллоком и Марком Ротко. В прошлом году на Christie’s был установлен новый ценовой рекорд на произведения Митчелл. С тех пор он держится на отметке в $29,2 млн. Эстимейты выставленных на продажу картин «Городской пейзаж» и «Без названия» составляют соответственно $15–20 млн и $9–12 млн.
На 26 ноября намечены торги парижского аукционного дома Artcurial, топ-лотом которых станет редкий терракотовый макет Статуи Свободы 1875 года, созданный французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди. Оценочная стоимость макета высотой в 50 см составляет от €300 000 до €500 000. Долгое время предмет передавался из поколения в поколение в семье Эдуара Лабуле, которому принадлежала изначальная идея создания Статуи Свободы. Макет от памятника отличает несколько деталей. Например, изначально предполагалось, что Свобода держит в левой руке разорванную цепь как символ побежденного рабства, впоследствии ее заменили на табличку с датой принятия американской Декларации независимости.
Завтра, 7 ноября, аукционный дом «Литфонд» проведет онлайн-торги раритетных произведений, автографов и исторических документов. Топ-лотом считается исторический труд в семи томах этнографа Михаила Чулкова. Полный комплект его «Исторического описания российской коммерции при всех портах и границах» из библиотеки тайного советника и известного мецената, графа Владимира Орлова-Давыдова, выставлен на продажу со стартовой ценой в 7,5 млн рублей. На прошлых торгах «Литфонда» один из сохранившихся экземпляров ушел с молотка за 9 млн рублей. Также на продажу выставлен каталог-резоне Энди Уорхола (2002–2024), в котором содержится информация о 15 000 работах, созданных художником в период с 1948 по 1987 годы. Начальная ставка за лот — 500 000 рублей. Наследие Пушкина представлено вторым изданием поэмы «Руслан и Людмила» (850 000 рублей).
Прошедшие аукционы: Бэнкси и сомнительный Ferrari Анджелины Джоли
На открывшейся недавно новой гонконгской площадке Christie’s в офисном комплексе The Henderson в конце октября прошла серия торгов, посвященных предметам роскоши, собравшая в сумме $108 млн. Своих новых владельцев нашли более 90% лотов. Среди покупателей почти треть — новые клиенты аукционного дома. Более половины всех ставок делались в онлайн-формате. Львиную долю выручки ($60,3 млн) сделали живые ювелирные торги, проходившие 29 октября. Топ-лотом вечера стала пара серег «Восточный восход» с желтыми бриллиантами весом 12,20 и 11,96 карата. Украшения были проданы за $8 млн. После напряженной войны ставок кольцо с изумрудом и бриллиантами весом 15,10 карата ушло за $1,1 млн, превысив нижнюю планку своего эстимейта более чем в три раза.
Коллекцию ранних работ и черновых набросков Бэнкси, принадлежавших его бывшему агенту, распродали за $1,4 млн. Речь идет о собрании Стива Лазаридиса, который начинал карьеру как водитель и фотограф художника. Более 170 предметов из личного собрания Лазаридиса были выставлены на Julien’s Auctions 31 октября. Топ-лотом стала версия «Девочки с воздушным шаром», проданная за $104 000 при эстимейте в $60 000. В 2021 году другая ее версия, за три года до этого наполовину пропущенная через шредер и получившая название «Любовь в мусорной корзине», ушла на торгах за $25,4 млн. Одним из самых неожиданных лотов Julien’s Auctions была подборка «одноразовых» мобильных телефонов, которые Лазаридис использовал для тайной связи с Бэнкси. Они были проданы за $16 000.
Топ-лотом проходивших 2 ноября торгов Vladey «Все по 100», на которых все лоты выставляются со стартовой ценой в €100, стала работа Владимира Дубосарского «С днем рождения». Картина 2020 года ушла с молотка за €30 000 (эта и остальные суммы указаны с учетом комиссии). За рекордные для произведений Надежды Косинской €28 000 был продан ее «Семейный портрет». Цена двустороннего рисунка фломастерами Виктора Цоя составила €25 000. Суммарная выручка аукциона — 26 млн рублей.
Винтажный Ferrari, который Christie’s позиционировал как принадлежавший Анджелине Джоли, сняли с намеченных на 20 ноября торгов. Эстимейт черного купе 250 GT 1958 года составлял порядка $800 000. Автомобиль убрали с аукциона после того, как на популярном онлайн-форуме возникли вопросы о том, действительно ли он принадлежал знаменитой актрисе.
Музейные новости: графика из Прадо стала доступнее, Ван Гог за $9 млн
Голландский музей купил картину Винсента Ван Гога более чем за $9 млн. Речь идет о работе «Женская голова» 1885 года. На портрете изображена Гордина де Грот, которую также можно видеть как минимум на шести других работах Ван Гога. Все они создавались как эскизы к картине «Едоки картофеля». В феврале прошлого года картина была продана на торгах Christie’s за £4,8 млн. Как оказалось, покупателем был лондонский арт-дилер и коллекционер Дэниел Кац. Осенью того же года ему поступило предложение одолжить портрет крестьянки для выставки, которую готовил Музей Северного Брабанта в Хертогенбосе. Представители музея также участвовали в торгах Christie’s, но рассчитывали уложиться с покупкой в эстимейт, который составлял £1–2 млн. Результатом длительных переговоров стала покупка работы за $9,3 млн.
С прошлого месяца любой желающий может бесплатно ознакомиться в онлайн-формате с обширной подборкой работ на бумаге из собрания мадридского музея Прадо. Сегодня музею принадлежит порядка 6000 произведений тиражной графики, 9000 рисунков и 10 000 фотографий.
Судьба шедевров: загадочный автопортрет на шедевре Ватто
В ходе реставрации на картине Антуана Ватто обнаружили автопортрет художника. Картина 1718 года под названием «Пьеро» по праву считается одним из самых загадочных экспонатов парижского Лувра, так как многие эксперты не уверены в авторстве Ватто. К тому же крайне туманна история создания картины: доподлинно неизвестно, кто заказал художнику эту работу и какой смысл скрывает ее сюжет. Воображение искусствоведов всегда особенно занимала таинственная фигура с ослом, изображенная слева от главного героя. В одних источниках его называют врачом, а в других — мошенником. Недавняя реставрация картины, включавшая в себя удаление потускневшего слоя желтого лака, привела к неожиданному открытию: лицо загадочного персонажа отчасти напоминает черты самого Антуана Ватто.
Выставки в Суздале, Париже и Москве
До 15 декабря в суздальском «Ларце» проходит выставка «Морской узел», объединившая работы абстракционистов двух поколений: Элия Белютина (1925–2012) и Алексея Куклина (род. 1998). Полотна Белютина происходят из коллекции мецената Дмитрия Разумова. В ближайшее время коллекция должна составить костяк собрания строящегося рядом с «Ларцом» музея современного искусства МИРА. Новая серия картин Куклина создавалась на протяжении месяца, который художник провел в арт-резиденции в Кидекше (5 км от Суздаля), открытой по соседству с храмом Бориса и Глеба XII века. Идея объединить работы двух художников принадлежит куратору Андрею Бартеневу. В этом отношении интуиция Бартенева не подвела: между работами Куклина и Белютина действительно возникает химия, а охристые тона, присутствующие на полотнах и того и другого, отлично гармонируют с деревянным срубом «Ларца», открытого в крестьянской избе XIX века.
В парижском пространстве галереи Iragui открылась выставка работ Родиона Китаева «Вино, которое мы пьем глазами» (до 22 декабря). Куратором проекта выступил Николя Одюро. Новая площадка Iragui в арт-кластере Komunuma на территории парижского пригорода Роменвиль заработала в сентябре. До этого здесь уже экспонировался проект Ольги Чернышевой «Ре-анимации».
В недавно открывшемся на территории московского «Винзавода» пространстве нижегородской галереи FUTURO 7 ноября открывается персональная выставка Даниила Антропова «Спят усталые игрушки. Тедди» (до 15 декабря). Экспозицию составит серия работ, переосмысляющих популярный образ плюшевого медведя, который присутствует в творчестве художника уже более пяти лет (масштабная надувная игрушка работы Антропова недавно встречала посетителей 12-й ярмарки Cosmoscow в «Тимирязев Центре»). Процесс создания объектов художник воспринимает как ритуал взросления. Старые домашние мягкие игрушки, переданные художнику всеми желающими, покрываются кирпичной глиной и отправляются на обжиг. Сгорая внутри глиняных оболочек, вместо пушистой шкурки они обретают новую, одновременно жесткую и хрупкую кожу.