К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Голоса рек»: самые интересные работы на Биеннале современного искусства в Лионе

Мона Кара, «Кактус», 2024.  (Фото Jair Lanes / Biennale de Lyon)
Мона Кара, «Кактус», 2024. (Фото Jair Lanes / Biennale de Lyon)
До 5 января в Лионе идет 17-я Биеннале современного искусства. В этом году организаторы ожидают более 300 000 зрителей. Из 280 представленных работ треть сделана специально для выставки, тема которой — «Голоса рек», то есть отношения человека с окружающей средой. Forbes Life рассказывает про самые заметные произведения биеннале

Тема выставки этого года вдохновлена самим Лионом: город стоит на стрелке двух французских гигантов — Роны и Соны. По идее кураторов выставки (Алексии Фабр, директора Высшей национальной школы изящных искусств в Париже, и Изабель Бертолотти, художественного директора биеннале), «Голоса рек» — это история об отношениях человека с окружающей средой, о взаимодействии с наследием, о партнерстве и конфликтах между людьми в современном мире. Концепция выставки делает реки магистральными темами в истории — и, подобно церемонии открытия Олимпиады в Париже, где Сена служила центром развития действия, «приводняет» современное искусство, делая его более демократичным. Из 78 представленных художников почти 60% — иностранцы, большинство из которых так или иначе связаны с Францией: одни живут и работают на две страны, другие получили здесь художественное образование, третьи — убежище и защиту. 

Корреспондет Forbes Life Владислава Сосновцева посетила выставку и рассказывают о семи главных произведениях, которые лучше всего иллюстрируют главную идею проекта. 

Оливье Бир, «Резонансный проект (Пещера)»
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Оливье Бир, «Резонансный проект (Пещера)»

Иммерсивная звуковая инсталляция «Резонансный проект (Пещера)» британского художника Оливера Бира — центральная и одна из самых обсуждаемых работ биеннале, размещена в огромном, погруженном в темноту ангаре. В этом пространстве установлены восемь экранов с видеопроекциями, и каждый представляет отдельное произведение.

Бир вместе с восемью музыкантами — Жаном-Кристофом Бризаром, eee gee, Мелиссой Лаво, Мо'Джу, Хамедом Синно, Мичико Такахаши, Руфусом Уэйнрайтом и Вудкидом — разработал перформанс, получив доступ к закрытым для публики палеолитическим пещерам в Дордони, уникальная акустика которых, вероятно, использовалась в древности для проведения ритуалов. Звуковые волны резонируют с рельефами стен, оживляя пространство так, как это могло происходить тысячелетия назад.

В миниатюрных пространствах пещер каждый исполнитель воспроизводит первую услышанную им в жизни песню. Спойлер: почти все поют колыбельные на родных языках. Перформанс начинается с их поочередного исполнения и в течение 30 минут достигает хорового звучания, где голоса и песни переплетаются в общую звуковую ткань и создают единую композицию.

В небольшом пространстве погреба под залом с экранами Бир выставляет абстрактные «резонансные картины», созданные с помощью звуковых волн, без прямого контакта с холстом. Эти работы, «написанные» голосами исполнителей, — визуализация невидимых вибраций, заполняющих пространство пещер. Так, переплетение голосов, языков и культур становится ключевым элементом программы.

Мона Кара, «Кактус»
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Мона Кара, «Кактус»

Масштабное, 10-метровое тканое полотно молодой французской художницы Моны Кара выставлено на главной площадке биеннале в Les Grandes Locos, в бывшем центре технического обслуживания поездов. Гобелен «Кактус», сотканный из жаккардовой ткани и кружева, был создан при участии мастеров и волонтеров местных мануфактур, а его сборка объединила жителей лионских районов Гийотьер и Монси-Вольтер.

«Кактус» — не только работа с культурными кодами Лиона, темой лионского ткачества, но и история городского бистро, где встречаются разные эксцентричные личности. На полотне есть водонапорные башни, фабрики, ткацкие станки и спутниковые антенны, а также фантастическое сообщество персонажей любимых комиксов художницы. Этот фантазийный текстильный мир Кара наполняет чувством единения и тепла человеческого общения.

Жан-Кристоф Норман, «Река без берегов»
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Жан-Кристоф Норман, «Река без берегов»

Французский художник Жан-Кристоф Норман представил на биеннале серию работ, где литература и живопись сливаются в единую «визуальную книгу». Его произведение, состоящее из 1000 страниц романа Ханса Хенни Янна «Река без берегов» (1949), украшено миниатюрными морскими пейзажами, написанными в технике масляной живописи и энкаустики, буквально растворяет текст в слоях краски, предлагая зрителю бесконечное эфемерное путешествие.

«Река без берегов» — это личная история художника. Созерцательное творчество для Нормана — результат его ожесточенной борьбы с тяжелой болезнью. «При спокойном море корабль исчез с поверхности воды» — фраза, вычитанная художником на одной из страниц романа, стала отправной точкой для работы. Инсталляция погружает зрителя в медитативное созерцание бескрайних морских просторов, напоминая о пути человечества, которое сталкивается с мощью природы и с собственной уязвимостью.

Тайсир Батниджи, «Мало ли что №2»
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Тайсир Батниджи, «Мало ли что №2»

О вынужденном переселении, о травматическим опыте, индивидуальном и коллективном, рассказывает палестинский художник Тайсир Батниджи. Его работы затрагивают одну из самых острых и обсуждаемых во Франции тем. Несмотря на утверждения куратора Алексии Фабр о политической нейтральности и заявлении о присутствии на биеннале и палестинского, и израильского художника, ее позиция прослеживается в выборе пространства — работам Батниджи выделяют целую галерею в Музее современного искусства.

Основываясь на рассказах сотен людей, вынужденных покинуть разрушенные дома в Газе после бомбардировок, Тайсир Батниджи создает работу «Au cas où #2» (в ее названии — французский фразеологизм, означающий «От греха подальше» или «Мало ли что»), посвященную теме утраты и изгнания. Совмещая фотографии с изображением ключей и текст, проект рассказывает об оставленных домах и потерянных жизнях. Некоторые ключи датируются числами бомбардировок, даны имена владельцев и рассказ об их вынужденных перемещениях, другие висят в информационной пустоте, безо всяких комментариев.

Хаджар Сатари, цикл работ на тему геологии и биологии
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Хаджар Сатари, цикл работ на тему геологии и биологии

Об эмиграции биологической и экологической рассказывает серия работ мультидисциплинарной иранской художницы Хаджар Сатари, представленная в пространстве больницы XII века, превращенной в центр гастрономии Cité Internationale de la Gastronomie.

Выпускница Высшей национальной школы изящных искусств в Париже, Сатари представила несколько работ: рисунки, видео и скульптуры. Исследуя биологические породы высокогорных массивов от Пальмира в Таджикистане до Монблана во Франции, она фиксирует последствия изменения климата, миграцию живых существ, гибридизацию биологических сред и возникновение новых связей между живыми организмами, которые приспосабливаются к новым условиям.

В рамках лионской резиденции Сатари вместе с командой геологов-исследователей в национальном парке Экрен изучала растения у подножия исчезающего ледника в высокогорье Альп. Так появился иллюстрированный журнал научных наблюдений за живыми организмами в оптике их социальных отношений — коммуникации, интеграции, конвергенции. Все вместе работы Халджар Сатари поражают природной красотой.

Грейс Ндириту, «Голубая комната»
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Грейс Ндириту, «Голубая комната»

Музей в музее, «Голубая комната» — тотальная инсталляция британской художницы Грейс Ндириту, созданная специально для Лионской биеннале. Это часть многолетнего исследовательского проекта «Исцеление музея», в котором художница обращается к музею как к сакральному общественному пространству для встреч, трансформации и исцеления. Проект Ндириту включает в себя серию инсталляций, перформансов, семинаров и духовных практик, исследующих возможности музея как места для отдыха, трансформации и глубоких социальных изменений.

При создании работы Грейс Ндириту объединила экспонаты из коллекций Лувра, лионского Музея Лугдунума и римского театра, Музея изящных искусств Лиона, Музея тканей и декоративно-прикладного искусства Лиона. Инсталляция посвящена роли женщин в мировой истории и объединяет экспонаты доисторического, римского, египетского, средневекового и современного периодов.

Исследуя древние системы верований, символы и ритуалы сообществ, находящихся вне западной культурной оптики, Грейс Ндириту превращает музейное пространство в место встречи различных культурных перспектив и обрядов.

Мери Карапетян, «Без названия»
La Biennale de Lyon·Art BAC 2024

Мери Карапетян, «Без названия»

Институт современного искусства в Виллербане традиционно представляет на Лионской биеннале работы участников международной резиденции молодых художников. В 2024 году экспозиция объединила работы пяти французских мастеров, отобранных на национальном конкурсе, и шести зарубежных, представленных в партнерстве с международными институциями. Одной из них стала нью-йоркская галерея Atamian Hovsepian Curatorial Practice, пригласившая в Лион армянскую художницу Мери Карапетян.

Переосмысливая воздействие вооруженного конфликта в Арцахе (Нагорном Карабахе), художница исследует тему границ в работах последних трех лет. Специально для биеннале она создала монументальную металлическую скульптуру «Без названия», выполненную в форме колючей проволоки. Чтобы попасть в следующий зал, нужно преодолеть заграждения. Таким образом Мери Карапетян предлагает новый взгляд на границы, препятствия и точки соприкосновения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+