Как обезвредить беса: какой была роль монстров в первобытном искусстве
Некоторые антропологи связывают начало искусства и появление человека разумного, ведь ни один другой вид на Земле не создает ничего подобного. Человек является и основным мотивом, сюжетом, который пронизывает всю историю искусства, людей изображали во все времена.
В изображениях людей отражалось мировоззрение современников, их философские взгляды. На такие изображения оказывали влияние и технологии, которыми художники пользовались для создания своих произведений. Потому, как выглядят люди на памятниках искусства разных времен, можно судить и о том, каким было искусство в целом. Это и есть лица эпох, их портреты.
Если глаза человека — это зеркало души, то в глазах портретов, в их линиях и красках, в гладкой поверхности мрамора, из которого сделаны статуи, отражается все, что довелось увидеть ее автору — искусство, окружавшее его, пока он творил, людей, с которыми он жил бок о бок. Иными словами, весь культурный ландшафт и особенности стиля каждого периода истории так или иначе выразились в изображении людей. Поэтому через портреты можно составить представление об искусстве его времени в целом — именно такую задачу ставит эта книга.
Искусство первобытной эпохи — это искусство, которое создавали наши предки, жившие в каменном веке, когда главным материалом для изготовления орудий труда был, соответственно, камень.
Определить временные границы первобытного искусства сложно, поскольку мы располагаем слишком небольшим количеством памятников, разброс между которыми очень неравномерен. Условно, любой памятник старше 5–6 000 лет может считаться примером первобытного искусства, но существуют примеры и более поздние. Например, в Норвегии или в Западной Сибири находят петроглифы, относящиеся к I тысячелетию до нашей эры, когда цивилизация Древнего Египта уже приходила в упадок, а в Древней Греции создавались образцы для подражания будущих мастеров эпохи Возрождения.
Принято делить каменный век на три крупных периода — палеолит («древний камень»), мезолит («средний камень») и неолит («новый камень»). Они различаются характером отношений между человеком и природой.
Так, в период палеолита одновременно существуют разные виды людей; люди живут в пещерах и охотятся на мегафауну — мамонтов, шерстистых носорогов и других крупных животных.
Мезолит наступил, когда из Европы ушло покровное оледенение, то есть около 10–12 000 лет назад, в зависимости от региона. Вымерла мегафауна, пропала необходимость укрываться от диких зверей в пещерах, охотиться стало проще, были изобретены лук и стрелы. Люди стали селиться на берегах рек, которые давали им свежую воду и дополнительную пищу в виде рыбы и моллюсков.
Последний период ознаменован так называемой неолитической революцией — переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Племена перестали полагаться только на охоту и собирательство, а стали сами разводить скот и выращивать культурные растения.
С точки зрения искусства, это период расцвета петроглифов — рисунков, выцарапанных на камнях. Это очень долговечные памятники, практически не подверженные воздействию времени, а потому их сохранилось довольно много. Особенно распространены они на севере Европы — в России и в Скандинавии.
На этих рисунках можно найти уже знакомые сюжеты — животных, сцены охоты, — но также появляются изображения новых изобретений — изгороди, за которой пасутся одомашненные олени, лодок, лыж и даже телеги. Что касается «портретов», то помимо людей и животных на петроглифах присутствуют так называемые «бесы» — более крупные, чем другие объекты, антропоморфные существа.
Как несложно догадаться, свое прозвище они получили уже в современный период истории, когда на территории древних поселений пришло христианство.
Интересный пример беса — петроглиф мыса Бесов Нос на берегу Онежского озера. Помимо лебедей, ящериц и оленей, на скале выцарапан огромный, около 2,5 метра в длину, человекоподобный монстр. По оси его тела проходит трещина, которую в районе его рта пересекает еще одна трещина — исследователи предполагают, что через нее беса могли «кормить». Любопытно, что петроглиф перекрывается православным крестом — его, судя по всему, добавили в композицию монахи близлежащих монастырей уже в XVI–XVII веках, чтобы «обезвредить» беса.
Несмотря на кажущуюся примитивность первобытного искусства, оно все же весьма интересно и разнообразно. А образы, возникшие тысячи и десятки тысяч лет назад, повлияли на последующее искусство и влияют на него до сих пор.