К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гамлетомания в Москве: почему столичные театры взялись за трагедию принца Датского

«Гамлет», «Ленком Марка Захарова» (Фото DR)
«Гамлет», «Ленком Марка Захарова» (Фото DR)
В этом театральном сезоне среди премьер cразу шесть постановок пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет». Два профессиональных и два студенческих спектакля уже сыграли, а еще два ожидаются в ближайшие месяцы. Театральный критик Наталья Ртищева рассказывает, как современные режиссеры ставят трагедию, написанную более 400 лет назад

В России первая профессиональная постановка трагедии «Гамлет» датируется 22 января 1837 года, когда на сцене московского Петровского театра состоялась премьера в переводе Николая Полевого с Павлом Мочаловым в главной роли. «Гамлет не только прекрасная, но и великая душа: тот велик, кто так умеет понимать миродержавный промысл и так умеет ему покоряться, потому что только сила, а не слабость умеет так понимать провидение и так покоряться ему», — писал в 1838 году критик Виссарион Белинский в рецензии на спектакль.

«На протяжении нескольких десятилетий русской истории, начиная с «Гамлета» Мочалова, эта пьеса была символом судьбы России, — отмечает историк театра, специалист по творчеству Шекспира Алексей Бартошевич. — Еще Белинский писал: «Гамлет — это вы, это я, это каждый из нас». Блоковское «Я Гамлет, холодеет кровь» сопровождает русского человека. Если в искусстве есть самое главное, то это то, как понимали, чувствовали и играли «Гамлета». 

Одновременно Бартошевич замечает, что 15 лет назад «Гамлет» выпал из числа наиболее востребованных символов русской культуры, перестал быть главной трагедией и остался просто великой и странной пьесой. «Сейчас же происходит посмертная реабилитация Гамлета, — говорит Бартошевич. — И это важный момент, когда можно судить не только о том, как мы относимся к пьесе, но и о нас самих». 

 

В «Гамлете» сейчас все кажется современным: скорость ужасных событий, разлаженность привычного хода жизни, неутешительный взгляд на будущее — и принц находится в эпицентре этих потрясений. Дания изображена в пьесе после сокрушительной войны с норвежцами и на фоне скоропалительных решений во дворце. Актуальна и фигура главного героя  — интеллектуала, альтер эго мыслящего современника, представителя породы умных образованных людей, принца крови, который страдает в бессилии восстановить расшатанный порядок в мире. Его сумасшествие важнее королевских интриг XVI века и воспринимается как способ протеста и расплаты за свободу мыслить иначе.

Плотность действия нынешних постановок «Гамлета» невероятная. Режиссеры считывают со страниц пьесы, законченной в 1601 году, все самое важное и по-разному всматриваются в век. От современных автогонок в спектакле Филиппа Гуревича, поезда Воркута — Ленинград у Юрия Погребничко, Дании-тюрьмы и полета над ранами России у Татьяны Тарасовой до музыкального фэнтези «нити судьбы и меч войны» в «Ленкоме». В ноябре свою версию еще покажет театр «Кашемир», а в апреле, через 53 года после знаменитого спектакля Юрия Любимова с Владимиром Высоцким в роли Гамлета, — Мурат Абулкатинов в Театре на Таганке. 

 
«Гамлет (творчество)», театр «Около дома Станиславского»
Виктор Пушкин

«Гамлет (творчество)», театр «Около дома Станиславского»

Первым, в самом начале сезона 2024-2025, был дан «Гамлет (творчество)», который поставили художественный руководитель Юрий Погребничко, Алексей Чернышев и Максим Солопов в театре «Около дома Станиславского». Режиссер с учениками всматривается в век весело, поэтому берет за основу фельетон критика Власа Дорошевича о том, как в 1911 году Станиславский пригласил в МХТ поставить пьесу Шекспира режиссера Гордона Крэга.

Известный английский реформатор театра (Юрий Павлов) предлагает мхатовцам не есть, не пить, только репетировать. Художника Владимира Егорова отправляют в Данию дышать воздухом севера. Актер Василий Качалов (Алексей Сидоров), чтоб погрузиться в роль Гамлета, начинает есть постное, читать псалтырь и ставит на письменный стол череп. Исполнитель роли Лаэрта (Иван Игнатенко) варит яд в алюминиевой кастрюльке и собирается смазывать им клинок, донимая товарищей своим монологом.

Крэг в угаре вначале хочет оставить только Призрака, потом только Гамлета и шторку. Процесс творчества затягивается, так что Станиславский (Алексей Чернышев), не выдержав такой «тонины», предлагает для оживления ввести в спектакль собаку, которая сыграет роль королевского дога.

При этом вся история спектакля из фельетона рождается в поезде Воркута — Ленинград, под стук колес и дребезжание чайной ложечки. За окном крупными хлопьями идет снег. В фирменном мире театра «Около» с романтикой севера и тюремного шансона Станиславский превращается в проводника и разносит чай, Качалов берет гитару и поет «Владимирский централ».

Абсурдистский юмор уравновешивает мрачный трагизм музыки Шостаковича и голос Смоктуновского из радиоприемника. Блатные строчки Михаила Круга «лежит на сердце тяжкий груз» удивительным образом рифмуются с сердечными муками принца из великой экранизации Григория Козинцева 1967 года. И кажется, что и на простых пассажиров из поезда Воркута — Ленинград, и на героев пьесы Шекспира, и на артистов МХТ с англичанином Крэгом давят один северный ветер, один груз душевных ран и одна история несовершенства и хрупкости человеческой жизни.

«Гамлет», Школа-студия МХАТ, четвертый курс Евгения Писарева
DR

«Гамлет», Школа-студия МХАТ, четвертый курс Евгения Писарева

Режиссер Филипп Гуревич поставил со студентами спектакль про отношения с родителями и то, что происходит в семье. Гамлет-ребенок уже действовал два года назад в прогремевшей постановке Егора Трухина. Там мальчик 10 лет переживал смерть отца и то, что мама вышла замуж. В этой версии Гамлет, подросток в футболке и в гольфах (Максим Богатырев), стоит на крыше автомобиля с игрушечной машинкой в руке и зовет папу в пустоте. Сильный отец (Арсений Васильев) является как живой, удит с сыном рыбу, учит его боксировать и требует отомстить.

Все события происходят в автомобиле. Автомобиль— это Дания, разрушенная войной с Норвегией, быстрой сменой власти и дворцовыми интригами. В капоте хоронят Офелию (Виктория Серикова), в багажнике убивают Полония (Василий Бобров), в сцене «Мышеловка» туда забивается весь дворец. Гамлет за рулем будет гнать судьбу к финалу, а на крыше сына всегда контролирует властный отец, требующий от ребенка, рожденного для добра и любви, быть сильным и решительным.

Гуревич рассматривает Шекспира под углом насилия в семьях, уверенности родителей, что с маленьких и слабых надо требовать как со взрослых, не думающих о том, что не рок событий, а они ведут детей к гибели. Это история жестоких мужчин. Лаэрт (Руслан Чагилов) успеет сбежать от отца во Францию, а дочь Офелию Полоний затравит до смерти задолго до смерти физической. Король Клавдий (Артем Кучеренко) не простит Гертруде (Вера Арсич), что, играя в прятки, она выберет не его, а умершего мужа.

Художник спектакля Анна Кузнецова со сценографом Антоном Трошиным поворачивает Данию-машину разными ракурсами. Фары светят в такт идеальному саундтреку, мигая, отсчитывают удары сердец, которые в финале остановятся.

«Я Гамлет (перечеркнуто) ошибка», ГИТИС, третий курс Олега Кудряшова
ГИТИС

«Я Гамлет (перечеркнуто) ошибка», ГИТИС, третий курс Олега Кудряшова

Режиссер Татьяна Тарасова с учениками Олега Кудряшова в своей версии «Гамлета» смогла показать уровень стресса в обществе. Действие начинается и заканчивается на кладбище. Земля в строительной тележке утыкана флажками с портретами семьи, а спектакль идет под слоганом «Выживут только могильщики». Злободневное пробито азбукой Морзе, кричит и набирает бешеные обороты в стиле спектаклей Юрия Бутусова. Режиссер Татьяна Тарасова так объясняет свою концепцию постановки: «Ошибка — это не только когда что-то разрушилось, но и когда что-то открылось. Ошибка — это событие. И Гамлет — это событие. Больно, когда в жизни отца заложена смерть сына».

В этом «Гамлете» собраны все «унижения века», «тысячи лишений» и пепел всех погибших на войне. Гамлет ходит с чемоданчиком для ссыльных. На Офелии вместо рюкзака ржавый почтовый ящик для повесток и похоронок. Розенкранц и Гильденстерн (Арсений Иванов и Степан Даниловых) прибывают в Эльсинор с военными рюкзаками.

История Гамлета, который отказался воевать, идет в декорациях Дании-тюрьмы. Стулья привинчены к стене, вместо трона — электрический стул. Фотографии на экране состарены под архивные, герои в завершении каждой жизни закрывают глаза. Два Гамлета (Оливер Мара и Михаил Жаков) и две Офелии (Анастасия Веселкина и Мария Чванова) поделены на «быть или не быть».

Гамлет так и не сможет выстрелить из винтовки в друзей Розенкранца и Гильденстерна. Офелия никогда не родит третьего Гамлета. Ее сумасшествие над пустой люлькой — одна из самых трагических сцен в спектакле о датской жизни. Все несчастливы, дар скорее опасен, гармония — мечта, а пролонгированный кошмар передается по наследству поколениям, где гамлеты всегда будут ощущать несправедливость мира и чувствовать себя ошибкой.

По мнению шекспироведа Алексея Бартошевича, постановка Татьяны Тарасовой в мастерской Олега Кудряшова — поколенческий спектакль: «Гамлет, пережитый телом, а не умозрительная декламация. Это очень современная понятная история про жизнь на самой грани бытия, жизнь на пределе».

«Гамлет», «Ленком Марка Захарова»
DR

«Гамлет», «Ленком Марка Захарова»

Сверху на сцену эффектно падает меч, и Гамлет сразу развязывает войну. Мечей становится больше, принц нанизывает кровавые нити раздора, пока в них не запутаются все герои. У режиссера Антона Яковлева вышла история про человека, который слишком близко к сердцу принял идею мести.

Мучаясь ревностью и жаждой наказания, герой, не замечая, впадает в безумие, прекращается в убийцу и разрушает жизни всех окружающих. Розенкранц и Гильденстерн действуют в одежде пехотинцев Первой мировой, их черепа найдут в могиле. Офелия (Алла Юганова) бегает с современным рюкзаком, начиненным письмами любимого. А Гамлет (Антон Шагин) меняет уютную кофту на кожаное пальто Жеглова.

Этот «Гамлет» — наполненная музыкой и движением, со вкусовыми сбоями, но ленкомовская по духу и громкости постановка про безумие. Гигантский почти четырехчасовой массив текстов в разных переводах со множеством ироничных отклонений. Принц утешает мать песней «Спят усталые игрушки», звучит фраза-мем «Зашли не в ту дверь». А не читавшим пьесу напоминают, что отца Гамлета тоже звали Гамлет.

Антон Шагин в главной роли в черных очках «очами внутрь» и в парике «волосы встали дыбом от ужаса» играет в героической манере с уходом в истерию, его «горе кричит на весь мир». Одна из лучших сцен — разговор с матерью —заканчивается сценой сумасшествия Гертруды, которую прекрасно играет актриса Анна Якунина. Без привычной бороды и короны лысый Максим Аверин в роли Клавдия, похожий на позднего Траволту, возможно, сыграл свою лучшую роль.

Режиссер Антон Яковлев уверен: у каждого времени должен быть свой Гамлет — как Владимир Высоцкий, зеркало своей эпохи. Он рассказывает, что к постановке трагедии подбирался не один год. «Новая реальность только утвердила меня в моих идеях. Как сегодня рефлексирует думающий человек? Как совмещать поиск бога, поиск справедливости с насилием? Что такое война снаружи и внутри? Всегда ли человек обречен на саморазрушение?» — задает вопросы Антон Яковлев.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+