Гамлетомания в Москве: почему столичные театры взялись за трагедию принца Датского
В России первая профессиональная постановка трагедии «Гамлет» датируется 22 января 1837 года, когда на сцене московского Петровского театра состоялась премьера в переводе Николая Полевого с Павлом Мочаловым в главной роли. «Гамлет не только прекрасная, но и великая душа: тот велик, кто так умеет понимать миродержавный промысл и так умеет ему покоряться, потому что только сила, а не слабость умеет так понимать провидение и так покоряться ему», — писал в 1838 году критик Виссарион Белинский в рецензии на спектакль.
«На протяжении нескольких десятилетий русской истории, начиная с «Гамлета» Мочалова, эта пьеса была символом судьбы России, — отмечает историк театра, специалист по творчеству Шекспира Алексей Бартошевич. — Еще Белинский писал: «Гамлет — это вы, это я, это каждый из нас». Блоковское «Я Гамлет, холодеет кровь» сопровождает русского человека. Если в искусстве есть самое главное, то это то, как понимали, чувствовали и играли «Гамлета».
Одновременно Бартошевич замечает, что 15 лет назад «Гамлет» выпал из числа наиболее востребованных символов русской культуры, перестал быть главной трагедией и остался просто великой и странной пьесой. «Сейчас же происходит посмертная реабилитация Гамлета, — говорит Бартошевич. — И это важный момент, когда можно судить не только о том, как мы относимся к пьесе, но и о нас самих».
В «Гамлете» сейчас все кажется современным: скорость ужасных событий, разлаженность привычного хода жизни, неутешительный взгляд на будущее — и принц находится в эпицентре этих потрясений. Дания изображена в пьесе после сокрушительной войны с норвежцами и на фоне скоропалительных решений во дворце. Актуальна и фигура главного героя — интеллектуала, альтер эго мыслящего современника, представителя породы умных образованных людей, принца крови, который страдает в бессилии восстановить расшатанный порядок в мире. Его сумасшествие важнее королевских интриг XVI века и воспринимается как способ протеста и расплаты за свободу мыслить иначе.
Плотность действия нынешних постановок «Гамлета» невероятная. Режиссеры считывают со страниц пьесы, законченной в 1601 году, все самое важное и по-разному всматриваются в век. От современных автогонок в спектакле Филиппа Гуревича, поезда Воркута — Ленинград у Юрия Погребничко, Дании-тюрьмы и полета над ранами России у Татьяны Тарасовой до музыкального фэнтези «нити судьбы и меч войны» в «Ленкоме». В ноябре свою версию еще покажет театр «Кашемир», а в апреле, через 53 года после знаменитого спектакля Юрия Любимова с Владимиром Высоцким в роли Гамлета, — Мурат Абулкатинов в Театре на Таганке.