Локальная роскошь: как развиваются дизайн и философия российских ювелирных брендов
Константин Чайкин, основатель мануфактуры Konstantin Chaykin
«Когда я задумался о своих первых часах, передо мной не стояла задача создать бренд. Первоначально была задача сделать собственные часы своими собственными руками, затем еще одни, потом следующие. Все плавно развивалось, и это точно не был какой-то бизнес-план, когда я сел и расписал на 20 лет вперед все процессы, и вот у меня будет такой бренд и будут такие часы — это все совершенно по-другому работает.
Но есть важная особенность: если посмотреть на часы, которые создавались с 2004 до 2017 года, в течение этих 13 лет диапазон моделей был достаточно разнообразным. Было возможно, но сложно вычленить какую-то определенную ДНК, сказать, что часы Чайкина отличаются вот по этим параметрам. Но при этом они имели общие черты, в частности, эти часы точно были не похожи на какие-то другие, они содержали в себе сложные изобретения.
И каждая последующая работа тоже всегда отличалась от предыдущей, потому что, когда я приступал к новому проекту, я никогда не задумывался о том, что нужно выделить определенный стиль и сформировать ДНК. Я как художник творил с чистого листа, не оглядываясь на прошлый опыт. Если мы возьмем пять моделей — «Луноход», «Гениус Темпорис», «Карпе Дием», «Квартайм», «Левитас», — мы увидим, что их объединяет лишь то, что их создал один и тот же мастер, но по смыслу и содержанию они совершенно разные. Это и есть определенная фишка.
Мне кажется, любому творческому человеку нужно время, чтобы найти свой стиль и создать свою ДНК. Я начинал не как часовой мастер и не имел специального образования. Я был художником, а мы знаем много примеров художников, которые на протяжении всей своей творческой карьеры постоянно меняли стиль, подход и философию. И это прекрасно, именно так человек может развиваться.
Переломным моментом для меня стал 2017 год, когда появился первый «Ристмон». И затем началось бурное развитие этой коллекции. Я нашел для себя совершенно новое направление антропоморфных часов, в котором очень хотел работать. Это очень глубокая идея, которая сейчас привлекает целую плеяду новых брендов и мастеров. Мне нравится в этом смысле быть первооткрывателем. Коллекция «Ристмон» во многом определяет философию бренда, потому что после выхода модели «Синема» я понял, что часы должны быть эмоциональными. И ничто не дает эти эмоции так, как антропоморфная тематика. Я совершенно не могу представить свой бренд без уникального дизайна. Делать часы, похожие на другие, просто модели со стрелками, мне кажется очень скучным».
Дэвид Хендерсон-Стюарт, управляющий директор часового завода «Ракета»
«Космос — самая главная составляющая ДНК «Ракеты». Бренд был создан в 1961 году в честь первого полета человека в космос, совершенного Юрием Гагариным. С тех пор производство часов для космонавтов и часов с космической тематикой стало традицией. Например, часы для космонавтов из фрагмента металла ракеты «Союз» и ткани скафандра «Сокол» были разработаны совместно с «Роскосмосом», часы «Коперник» или «Русский Код» связаны с движением планет в Солнечной системе.
У нас есть модель «Ракета» Big Zero, основанная на одном из самых известных советских часовых дизайнов 1970-х годов, с большим нулем вместо цифры 12 на циферблате. И если остальные наши модели рассказывают истории о космосе, полярниках и подводниках, то Big Zero — это чистый дизайн и яркий пример того, как долго мы искали свою идентичность. Несколько лет назад в одной из первых моделей Big Zero мы использовали гильошированный циферблат с маленькими цифрами, так как тогда мы опасались отличаться от других. Однако после выпуска модели мы поняли, что нужно вернуться к истокам. Советская модель стала классикой «Ракеты», известной во всем мире до сих пор, и ее дизайн на самом деле нисколько не устарел. Он очень прост и лаконичен, но в то же время необычен и не похож ни на что другое.
Уникальный дизайн особенно важен, потому что сегодня механические часы — это в первую очередь искусство. Люди больше не носят их для того, чтобы определять время. Они стремятся испытать определенные эмоции, когда будут смотреть на свое запястье, и выбирают часы скорее исходя из эстетических предпочтений, чем из практических соображений.
Вообще Россия — удивительно креативная страна. И это не только сейчас, так было всегда. Самое главное в нашей работе — соответствовать ДНК бренда «Ракета». Поэтому в нашей коллекции вы не найдете часы, созданные по классическим стандартам дизайна. Мы никогда не делаем фокус-группы или опросы, потому что точно знаем: сила нашего бренда в правилах, которые заложены даже не нами, а сложились исторически за долгое время существования завода».
Анна Казакова, бренд-директор ювелирной группы «Алроса»
«Posié — это бренд и одновременно просветительский проект, призванный стать ювелирным символом России. Коллекции вдохновлены наиболее ярким периодом в отечественном ювелирном искусстве — от «бриллиантового» XVIII века до начала ХХ века, когда украшения, которые создавали мастера в России, превосходили европейские аналоги. При этом украшения бренда отличает актуальный дизайн в духе времени, воплощающий в себе современный русский стиль.
Каждая коллекция по-своему особенна и заслуживает отдельного внимания. С точки зрения философии самой значимой, пожалуй, является «Коронация»: украшения из этой ювелирной серии вдохновлены одним из самых важных символов дореволюционной России — Большой императорской короной, созданной в 1762 году Иеремией Позье для венчания на царство Екатерины II. Центром композиции стала насыщенно-красная шпинель весом 398,72 карата — именно этот драгоценный камень, а также «триумфальную» композицию в виде лавровых ветвей дизайнеры Posié использовали в качестве основного элемента в «Коронации».
Мы создаем не только дизайн, но и огранки — кстати, отмечу, что в России действительно есть своя школа огранки, которая на протяжении многих лет считалась эталоном качества. Мы относимся к ней с особым трепетом: мастера по огранке «Алроса» придумывают новые инновационные формы, а также постоянно работают с архивами, воссоздавая старинные огранки, такие как «парус», «роза» и другие.
Ювелирная индустрия в России, безусловно, развивается. Мы видим много талантливых мастеров и проектов. В основном это небольшие, но яркие команды со своим характером и стилем. Мы сами находимся в постоянном поиске того, что называем современным русским стилем. Это очень вдохновляет, и я надеюсь, что со временем российская ювелирная школа будет снова не менее самобытна и знаменита, чем русский балет или фигурное катание».
Мария Краснова, коммерческий директор Mousson Atelier
«В Mousson Atelier работает команда художников и группа 3D-модельеров под руководством Александра Соколова. Оба эти направления дают основу будущим украшениям. Архитектурное образование Александра привносит в наши коллекции особое видение построения украшений. Много лет он также занимается поиском и отбором натуральных драгоценных и полудрагоценных камней по всему миру, настоящий охотник за сокровищами.
У нас есть свое кредо: «У Mousson Atelier нет изнанки», что полностью отражает наш подход. 100%-ное качество работы на каждом этапе производства, высочайший уровень детализации элементов. Венцом всего является подход к использованию природных цветных камней совершенно разных видов, форм и оттенков.
Из коллекций я бы обратила внимание на Spectrum, в которой есть и необычная форма камней, и тонкий подход к построению формы каждого украшения и закрепки камня, игра с фактурами металла и бесконечное разнообразие цветовой гаммы.
Наш бренд давно и крепко занял нишу дизайнерской марки. Мы не производим массовый продукт. Нашему клиенту необходима изюминка. Вокруг нас меняется мир, меняемся мы, меняются мода и тренды. Для Mousson Atelier всегда важно оставаться узнаваемой маркой со своим почерком».
Давид Мардашев, глобальный операционный директор Shiphra
«В основе бренда Shiphra лежит идея о творческом женском начале, о вдохновении, подлинности и следовании своему собственному пути, об украшениях как компаньонах и символах, отражающих индивидуальный стиль своей обладательницы.
Shiphra — это продуманная экстравагантность: многорядное колье можно носить с футболкой, коктейльное кольцо — с мини-юбкой, серьги-хупы с цветными камнями отлично аккомпанируют джинсам.
Дизайн украшений обусловлен материалом — лабораторно выращенными бриллиантами, которые идентичны природным, но получены высокотехнологичными методами, не оказывающими негативного воздействия на экологию и будущее планеты. Благодаря этому ювелиры Shiphra ни в чем не ограничены в творчестве и могут добиться практически любого эффекта.
Так, в коллекции «10» священное число Вселенной, имеющее символическое значение во многих культурах мира, обыграно за счет женственных объемов и графичной геометрии, тонких линий и полноты круга. Три вида золота — белое, желтое, розовое. Три изображения числа «десять»: от буквального сочетания арабских цифр «один» и «ноль» до более абстрактной линии-единицы, вписанной в круг бесконечности. Можно увидеть множество вариантов расшифровки мистического кода».