Опустевшая сцена: какие пьесы современных драматургов ставят театры сегодня
Национальная театральная премия «Золотая маска» в 2024 году не присуждалась в области драматургии. Так символически была подведена черта: в год, когда драматург Светлана Петрийчук (внесена в список террористов и экстремистов) получила срок за пьесу «Финист Ясный Сокол» по обвинению в пропаганде терроризма, новая драма в России, видимо, закончилась. Спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева сняты, больше не ставят Михаила Дурненкова (возбуждено дело о дискредитации вооруженных сил) и отменены спектакли Аси Волошиной. На территории России остановил работу главный конкурс-фестиваль новой драмы с тридцатилетним стажем «Любимовка», выступавший, по сути, ярмаркой свежих пьес.
В 2000-х новая драма буквально спасла театр, когда стала тем необходимым новым стилем, новым языком, чтобы люди на сцене и в зрительном зале поняли друг друга. «Новый способ коммуникации, неизученное социальное явление, барометр лингвистических поисков, реестр новейших российских реалий, — говорила о новой драме в 2011 году режиссер, драматург, директор «Театра.DOC» Елена Гремина. — Фотоальбом с карточками наших современников — мы их не знали, где-то видели на улицах, а в пьесах и спектаклях нашей новой драмы можем рассмотреть и запомнить их лица».
Новая драма в России — это и театр «Практика», и Центр драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева, и Центр имени Мейерхольда, и «Театр.DOC», и «Пространство Внутри», и такие разные режиссеры, как Виктор Рыжаков, Руслан Маликов, Марина Брусникина, Дмитрий Черняков, Кирилл Серебренников. Драматурги — от Елены Греминой, Михаила Угарова, Василия Сигарева, Павла Пряжко, Михаила Дурненкова, Ольги Мухиной до Ивана Вырыпаева, Максима Курочкина, Саши Денисовой, Дмитрия Данилова.
«Новая драма — это прежде всего так называемый «поиск новой искренности», — говорил в 2011 году в интервью журналу «Театр» режиссер Виктор Рыжаков. — Искренность в самой незащищенности поиска. Новая драма не боится рисковать, это и есть ее неповторимый стиль».
Начиная с сезона-2022/2023 театры предпочитают ставить проверенные временем произведения, написанные давно умершими авторами. «Говорить про современность в публицистическом отношении — а надо ли говорить? — риторически спрашивает в Forbes Talk режиссер, президент Александринского театра Валерий Фокин. — Я думаю, что, может быть, и не надо сейчас говорить, а нужно осмыслить то, что произошло и происходит, а потом говорить. Новая драматургия все равно рождается, она и сейчас фиксирует какие-то вещи».
«Театр сегодня не склоняется к современной или классической драматургии. В конкретный момент времени тот или иной текст может быть актуальным, — говорит Forbes Life Евгений Пыхтин, директор нижегородского Центра театрального мастерства (ЦТМ), художественный руководитель фестиваля «Специфик». — В ЦТМ мы на протяжении шести лет делали много постановок по современной драматургии. Нам был интересен язык современных авторов, то, как они меняют принципы драматических текстов. Но современные пьесы локальны, они раскрывают определенную тему в контексте времени. А классический текст как будто добавляет объема».
Летом 2024 года, отбирая спектакли для фестиваля «Специфик», Пыхтин, как худрук фестиваля, предпочел свести современную драматургию к минимуму: «Сейчас, в связи с ситуацией в мире, хочется говорить о вечных темах».
Но тем не менее театры не отказываются от современной пьесы. «Театр не может существовать без современной драматургии, — говорит главный режиссер РАМТ, художественный руководитель «Практики» Марина Брусникина, ссылаясь на своего учителя Олега Ефремова. — Театр — это не учебник истории, не нравоучения, не лекции, это искусство, которое здесь и сейчас. Искусство, предполагающее живой разговор с живыми людьми, сидящими в зале».
«Ничем не заменить живое отражение жизни за окнами. Когда сидишь и слышишь новый текст, становится интересно: а что будет дальше? Узнаешь собственные проблемы, видишь себя самого. После таких спектаклей разгораются самые горячие обсуждения. Они тебя задевают, это касается твоего личного опыта, — говорит Forbes Life Ольга Егошина, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор биеннале «Уроки режиссуры». — Самый сильный эффект театра — когда ты видишь себя на сцене. В Джульетте это трудно. В Медее — практически невозможно. А вот, например, в персонажах «Мама, я блогер» Александры Стрижевской — легко».