К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Опустевшая сцена: какие пьесы современных драматургов ставят театры сегодня

Сцена из спектакля «Космос» Алексея Житковского, Театр им. Пушкина (Фото Геворга Арутюняна)
Сцена из спектакля «Космос» Алексея Житковского, Театр им. Пушкина (Фото Геворга Арутюняна)
В афише первой половины сезона 2024/2025 года большие драматические театры сделали ставку на классику и проверенных временем драматургов. Новая драма и пьесы ныне живущих авторов в репертуаре тоже присутствуют, но заметно меньше, чем в прошлые сезоны. Театральный обозреватель Елизавета Авдошина объясняет, почему так получилось, и рассказывает, какие спектакли еще можно увидеть на сценах Москвы и Санкт-Петербурга

Национальная театральная премия «Золотая маска» в 2024 году не присуждалась в области драматургии. Так символически была подведена черта: в год, когда драматург Светлана Петрийчук (внесена в список террористов и экстремистов) получила срок за пьесу «Финист Ясный Сокол» по обвинению в пропаганде терроризма, новая драма в России, видимо, закончилась. Спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева сняты, больше не ставят Михаила Дурненкова (возбуждено дело о дискредитации вооруженных сил) и отменены спектакли Аси Волошиной. На территории России остановил работу главный конкурс-фестиваль новой драмы с тридцатилетним стажем «Любимовка», выступавший, по сути, ярмаркой свежих пьес.

В 2000-х новая драма буквально спасла театр, когда стала тем необходимым новым стилем, новым языком, чтобы люди на  сцене и в зрительном зале поняли друг друга. «Новый способ коммуникации, неизученное социальное явление, барометр лингвистических поисков, реестр новейших российских реалий, — говорила о новой драме в 2011 году режиссер, драматург, директор «Театра.DOC» Елена Гремина. — Фотоальбом с карточками наших современников — мы их не знали, где-то видели на улицах, а в пьесах и спектаклях нашей новой драмы можем рассмотреть и запомнить их лица».

Новая драма в России — это и театр «Практика», и Центр драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева, и Центр имени Мейерхольда, и «Театр.DOC», и «Пространство Внутри», и такие разные режиссеры, как Виктор Рыжаков, Руслан Маликов, Марина Брусникина, Дмитрий Черняков,  Кирилл Серебренников. Драматурги — от Елены Греминой, Михаила Угарова, Василия Сигарева, Павла Пряжко, Михаила Дурненкова, Ольги Мухиной до Ивана Вырыпаева, Максима Курочкина, Саши Денисовой, Дмитрия Данилова.   

 

«Новая драма — это прежде всего так называемый «поиск новой искренности», — говорил в 2011 году в интервью журналу «Театр» режиссер Виктор Рыжаков. — Искренность в самой незащищенности поиска. Новая драма не боится рисковать, это и есть ее неповторимый стиль».

Начиная с сезона-2022/2023 театры предпочитают ставить проверенные временем произведения, написанные давно умершими авторами. «Говорить про современность в публицистическом отношении — а надо ли говорить? — риторически спрашивает в Forbes Talk режиссер, президент Александринского театра Валерий Фокин. — Я думаю, что, может быть, и не надо сейчас говорить, а нужно осмыслить то, что произошло и происходит, а потом говорить. Новая драматургия все равно рождается, она и сейчас фиксирует какие-то вещи». 

 

«Театр сегодня не склоняется к современной или классической драматургии. В конкретный момент времени тот или иной текст может быть актуальным, — говорит Forbes Life Евгений Пыхтин, директор нижегородского Центра театрального мастерства (ЦТМ), художественный руководитель фестиваля «Специфик». — В ЦТМ мы на протяжении шести лет делали много постановок по современной драматургии. Нам был интересен язык современных авторов, то, как они меняют принципы драматических текстов. Но современные пьесы локальны, они раскрывают определенную тему в контексте времени. А классический текст как будто добавляет объема». 

Летом 2024 года, отбирая спектакли для фестиваля «Специфик», Пыхтин, как худрук фестиваля, предпочел свести современную драматургию к минимуму: «Сейчас, в связи с ситуацией в мире, хочется говорить о вечных темах».

Но тем не менее театры не отказываются от современной пьесы. «Театр не может существовать без современной драматургии, — говорит главный режиссер РАМТ, художественный руководитель «Практики» Марина Брусникина, ссылаясь на своего учителя Олега Ефремова. — Театр — это не учебник истории, не нравоучения, не лекции, это искусство, которое здесь и сейчас. Искусство, предполагающее живой разговор с живыми людьми, сидящими в зале».

 

 «Ничем не заменить живое отражение жизни за окнами. Когда сидишь и слышишь новый текст, становится интересно: а что будет дальше? Узнаешь собственные проблемы, видишь себя самого. После таких спектаклей разгораются самые горячие обсуждения. Они тебя задевают, это касается твоего личного опыта, — говорит Forbes Life Ольга Егошина, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор биеннале «Уроки режиссуры». — Самый сильный эффект театра — когда ты видишь себя на сцене. В Джульетте это трудно. В Медее — практически невозможно. А вот, например, в персонажах «Мама, я блогер» Александры Стрижевской — легко».

 «Флешбэк 2002» Олжаса Жанайдарова, МХТ им. Чехова
Екатерина Цветкова

«Флешбэк 2002» Олжаса Жанайдарова, МХТ им. Чехова

МХТ следит за новинками драматургии, и в нем молодые режиссеры экспериментируют на двух камерных сценах. На 125-летие, в 2023 году, театр заказал пьесу о самом себе, «9 ряд. 10, 11 место», молодому драматургу Юлии Поспеловой.

В том же году в рамках лаборатории «Артхаб» по теме «Воспоминание о будущем» МХТ им. Чехова предложил драматургам сочинить пьесы для Художественного театра. Так появилось произведение Олжаса Жанайдарова о герое, неудовлетворенном жизнью, и о его тщетном желании изменить судьбу. В нем много иронии по поводу эпохи нулевых: это время главный герой вспоминает с нежной грустью, когда он пил колу на крыше студенческого общежития и читал взахлеб Мураками, а жизнь казалась полной красок. Теперь, 40-летним, он приезжает в отпуск на берег моря и не может выйти из номера, депрессия захлестывает его, словно волна.

«Стоики» Дмитрия Данилова, МХТ им. Чехова
Александра Торгушникова

«Стоики» Дмитрия Данилова, МХТ им. Чехова

Автор пьес «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» Дмитрий Данилов написал пьесу «Стоики» по заказу Художественного театра. Несколько дней из жизни обычной среднестатистической семьи (отец-отчим, мать, дочь и ее молодой человек) благодаря абсурдистскому методу драматурга становятся серией загадочных сцен, где герои, повторяя одни и те же фразы, описывают гнетущую атмосферу недалекого будущего.

Они живут в «зоне неопределенности», вызванной неким глобальным катаклизмом. Их настоящее зыбко, а будущее еще и туманно. Они понимают и признают, что не в силах ни на что повлиять. Отец семейства формулирует единственно возможную философию. Надо быть стоиками: делать, что должно, и ждать, что будет. Серая зона инфантильности, энтропии и конечной бессмысленности, каким предстает в спектакле мир антиутопии Данилова, разрушает человека изнутри. Если у него нет эмпатии к катастрофам внешнего мира, то скоро и вообще все важные человеческие чувства будут потихоньку стираться.

Драматург, написав почти бессюжетную пьесу, очень точно передал состояние «выученной беспомощности». Данилов не изменяет себе: он создает сконструированную историю, которая жизненно точна в деталях, настроении и атмосфере.  «Мне бы самому не хватило наглости обратиться с таким предложением к главному драматическому театру страны, — поделился Данилов с Forbes Life. — Конечно, инициатива исходила от театра, что я очень ценю. При этом мне не выдвинули каких-либо сюжетных условий, не выставили рамок. Просто предложили написать пьесу. Это, конечно, редкий и очень счастливый случай».

«Остановка» Германа Грекова, театр «Практика»
DR

«Остановка» Германа Грекова, театр «Практика»

Однажды муж, отец и успешный бизнесмен остановился возле трамвайной остановки, вышел из машины и сел на скамейку. Это событие привлекло внимание всего города и разрушило две счастливые семьи. Мокьюментари-драма с элементами детектива и вербатима использует фрагменты видеоинтервью, записанных с актерами и обычными прохожими. Бытовая ситуация подводит к философскому вопросу: «Готовы ли мы к остановке, подразумевающей встречу с правдой? И какова будет цена этой правды?»

Пьесы Германа Грекова ставят по всей России, а самый нашумевший спектакль в Москве, «Кастинг», идет в «Театре.Doc» уже почти 10 лет, став хитом репертуара. Когда-то «Практика» и «Театр.Doc» (первая сцена располагалась в Трехпрудном переулке) были соседями, и драматурги «кочевали» из одного театра в другой.

«Мне кажется, интерес к современной драматургии увеличился, все театры находятся в поиске и понимают, что это нужно, — говорит режиссер, художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина. — Я была воспитана Олегом Николаевичем Ефремовым, который считал, что театр без современной драматургии не может существовать. Поэтому всегда читаю, ищу новое. В «Практику» приходит так много пьес, что мы даже не успеваем отвечать всем авторам. Другое дело выбрать, что на данный момент окажется интересным и важным. Бывает, когда текст ищется под задачу, как было с «Остановкой» Грекова, в которой режиссер Дарья Калмыкова объединила актеров-учеников Дмитрия Брусникина и Романа Козака, и именно в этой пьесе нашлись роли для всех».

«Космос» Алексея Житковского, Театр им. Пушкина
Геворг Арутюнян

«Космос» Алексея Житковского, Театр им. Пушкина

Трагикомедия о школьной учительнице сначала «прошла пожаром» по театрам России и только сейчас появилась в Москве. И сразу на большой сцене, с Викторией Исаковой в главной роли. Драматургом придуман смешной сатирически-романтический сюжет о том, как жизнь героини, похожей на затюканную Калугину из «Служебного романа», преображается мечтой — в школе ждут приезда прославленного космонавта, бывшего одноклассника и первой любви учительницы.

Драматург Алексей Житковский стал известен несколько лет назад, когда театры стали ставить его «Космос» и «Горку», пьесу о «маленьком человеке», о воспитательнице детского сада, которая пытается улучшить жизнь вокруг и не потерять себя. Драматург наследует традиции русской новой драмы XIX века и конца XX века выводить на сцену простого человека, с его болью и радостью.

Мини-пьесы, театр «Суббота» (Санкт-Петербург)
DR

Мини-пьесы, театр «Суббота» (Санкт-Петербург)

Городской театр «Суббота» основал в 1969 году актер, театровед Юрий Смирнов-Несвицкий. Здесь же регулярно проходит фестиваль коротких пьес Stories, которые по условиям не должны превышать 12 страниц. Каждый год количество присланных работ достигает 400. Последний фестиваль выявил несколько новых авторов — и теперь на сцене идут несколько премьерных мини-спектаклей, которые показывают в паре и по отдельности.

Пьеса «Никто не приехал» представляет комедийную встречу горожанина и деревенских жителей. Спектакль «Сталлоне любовь корова» объединяет две пьесы о превратностях любви, с поэзией, романтикой и немного аниме. Любовный треугольник в обертке феминистской мелодрамы разворачивается в пьесе «Арбуз». Наконец, абсурдистскую драму людей, чья жизнь в чувствах и эмоциях стерлась, описывает пьеса «Война завтра не закончится» про двух супругов-пенсионеров, к которым приходит волонтерка некоего фонда, поддерживающего родственников солдат.

«2007», Театр им. Маяковского
DR

«2007», Театр им. Маяковского

В нынешнем сезоне «Маяковка» заявила о смене вектора от консервативного к экспериментальному (слоган сезона звучит как  «Театр врывается в жизнь») и представляет на сцене «На Сретенке» премьеру о начале нулевых. Тучное время дано глазами поколения, которое только входило тогда в активную жизнь. Дмитрий Крестьянкин — режиссер, который всегда идет от документального материала, а пьесы пишет сам по реальным мотивам, воспоминаниям друзей и жизненным наблюдениям.

Так был сделан его нашумевший хит «Квадрат» петербургского объединения «Плохой театр». Спектакль-рейв, где между драматическими сценами у зрителей есть возможность танцевать вместе с актерами под популярные хиты 1990-х. Спектакль о смутном времени, взрослении и подростковой дружбе на фоне тревожных изменений в стране.

По сути, «2007» — это своеобразный сиквел «Квадрата». Время действия действительно 2007-й, когда поп-музыка сменилась альтернативной, субкультуры расширились в своих направлениях от панков и рокеров до готов и эмо. Жанр спектакля стилизован под рок-концерт, где зрители могут присоединиться к танцпартеру и слэму. Под биты групп Stigmata, Linkin Park, Amatory, «Психея» герои переживают первую любовь и делают первые жизненные открытия. Гаражи и игры в мяч из «Квадрата» в «2007» поменялись на компьютерные игры и энергетики, но остальная проблематика осталась.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+