Аршил Горки и Эдуард Мане — рекордсмены продаж: как прошла ярмарка Frieze в Лондоне
Новый дизайн ярмарки
Одной из главных тем обсуждения на Frieze London 2024 стал новый дизайн-макет ярмарки, разработанный архитектурным бюро A Studio Between. Редизайн направлен на улучшение навигации и создание более комфортного пространства для посетителей и галеристов. Открытые зоны с улучшенными линиями обзора позволили галереям выгоднее представить свои произведения. Стало больше воздуха и места для искусства.
Молодые галереи пустили ближе к основным маршрутам посетителей, и продажи не заставили себя ждать. Например, лондонские галереи Ginny on Frederick и Brunette Coleman продали все работы на своих стендах уже в первый день. Появились новые точки для отдыха, стало больше естественного освещения. Большинство галеристов и посетителей остались довольны нововведениями. Как выразился Тибо Жеффрин из галереи Almine Rech, «новая архитектура выставки оказалась успешной: нам удалось познакомиться с новыми коллекционерами и провести ряд значимых сделок».
Основной проект и цены: Хокни, Абрамович и молодежь
В основном проекте Frieze участвовали более 160 галерей, представлявших признанных художников. Например, Pace успешно продала работу Дэвида Хокни «25 июля — 7 августа 2021, Дождь на пруду». Работы Марины Абрамович представляли несколько галерей, а «Необыкновенный чай для женщин Марины Абрамович», организованный в честь художницы, стал одним из ярчайших событий ярмарки.
Английский художник Билли Чайлдиш создал 14 новых работ на стенде Lehmann Maupin, все они были распроданы галереей от $50 000 до $100 000. White Cube продала четыре бронзовых скульптуры Трейси Эмин по £80 000 каждая. Молодые галереи в секции Focus тоже отчитались о продажах. Так, работы Кэролайн Уокер и Клэр Вудс на стенде Stephen Friedman Gallery продавались в диапазоне от £35 000 ($45 000) до £175 000 ($228 000).
Галерея Gypsum из Каира продала работу греко-швейцарской художницы Димитры Чарамандас за $7000. Hot Wheels из Афин и Лондона, которая получила приз за лучший стенд, выручила за объект CFGNY €12 500. El Apartamiento из Мадрида продавала розовые текстильные работы Fuentes & Arenillas по $12 000. В галерее Nir Altman из Мюнхена купили латунный объект Seedless reach работы Littlewhitehead за €9000.
В секции Artist-to-Artist, где признанные художники, такие как Трейси Эмин и Олафур Элиассон, выбирали новые таланты, показали множество свежих и новаторских работ. Одним из самых интересных стал проект Фабиана Кнехта о значении одежды.
По традиции на ярмарке продавались и произведения художников — участников Венецианской биеннале. Например, работы южнокорейской художницы Ку Чон А были представлены на стенде PKM Gallery с ценой около £140 000. Галерея Lehmann Maupin выставила работы художницы Ким Юн Шин на Frieze Masters, где они были оценены в £100 000 ($130 000). Галерея Sullivan + Strumpf продала произведения Наминепу Маймуру-Уайт (£10 000-21 000).
Frieze Masters: голова Аполлона и картина Мане
На ярмарке старых мастеров, в которой участвовали более 130 галерей, в этом году лидировали Эдуард Мане и Фрэнсис Пикабия. Одной из самых громких продаж стала картина Мане «Пелуз на скачках в Лоншане», проданная галереей Hauser & Wirth за €4,5 млн. А работу Пикабии «Она танцует» продали за $4 млн. Картину Аршила Горки «Темнота» купили за $8,5 млн — это стало самой дорогой продажей ярмарки.
В новой секции Modern Women, посвященной произведениям женщин, скульптура «Пара ножей» Луиз Буржуа была продана за $3 млн. Успехом пользовались и античные артефакты: римская мраморная голова Аполлона была продана галереей Art Ancient за £300 000, а кельтский серебряный торк — за £95 000 ($124 000).
Галерея Philip Mould & Company продала бронзовую фигуру Анри Годье-Бжеска за £85 000, а картину Мэри Бил купили за £195 000 ($254 000). Почти каждая галерея в павильоне смогла похвастаться успешными сделками. Например, Johnny Van Haeften отчиталась о продаже «Зевающего человека» Питера Брейгеля Младшего. Osborne Samuel Gallery нашла покупателя на бронзовую фигуру Генри Мура за £1,4 млн, а Maruani Mercier Gallery продала работу Ле Корбюзье за сумму от €280 000 до €340 000.
Этот год продемонстрировал, что даже в условиях сложной экономической и политической ситуации искусство остается важнейшей социальной сферой. Новый дизайн ярмарки не просто облегчил навигацию и упростил доступ к разным секциям, но и подчеркнул инклюзивность и усиленное внимание к молодым авторам на ярмарке.
Тем временем главный конкурент Frieze London — Art Basel Paris, — уже открылся в Гран-Пале. Париж, усиливая влияние на мировой арене, стремится вытеснить Лондон с позиции арт-центра Европы, но пока тот с успехом держит марку.