К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Фото DR
Фото DR
В Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа завершается восстановление табакерок и мушечниц, которые в середине XVIII века создал мастер ювелирного дела Иеремия Позье. Работы проходят в рамках культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ, запущенной ювелирным брендом Posié. Forbes Life рассказывает, из чего состоят реставрационные процессы, кто за них в ответе и почему компаниям важно принимать участие в сохранении исторического наследия

Культурная миссия

Многие исторические предметы, будь то элементы интерьера или драгоценности, часто скрывают от посторонних людей. Некоторые из них ожидают своего часа в музейных архивах, другие же, наоборот, уже не могут появляться в экспозициях, так как их состояние оставляет желать лучшего. В обоих случаях особую роль играют реставраторы, которые могут подарить вторую жизнь изделиям, покрытым многовековой патиной. 

Яркий пример того, как из пепла возрождаются ценности, — деятельность Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. В музейной коллекции хранятся сотни предметов, которые требуют реставрации или переживают ее прямо сейчас. Среди них, например, экспонаты из Галереи драгоценностей. 

Игорь Малкиель, заведующий лабораторией Государственного Эрмитажа (Фото DR)

«В Галерее драгоценностей представлены лучшие образцы мирового ювелирного искусства. Реставрация этих уникальных украшений позволяет не только дать им «вторую жизнь», но и разгадывать технологические загадки ювелиров прошлого. Благодаря этому процессу в музее создается библиотека технических приемов самых лучших мастеров. Это поможет в определении подлинности и в будущей реставрации экспонатов, которые приобретаются в музейную коллекцию», — рассказывает Игорь Малкиель, заведующий лабораторией.

 

Реставрация — сложный и долгий процесс, который включает несколько важных этапов. Все начинается с визуального контроля и тщательного исследования материалов: металлов, камней, эмалей, органики и других. После чего происходит выбор методик восстановления, которые утверждает реставрационные комиссия и совет: в них входят реставраторы, научные сотрудники, исследователи и хранители. Они создают 3D-модели исторических предметов, подбирают необходимое сырье, которое может заменить или полностью повторить оригинальный элемент изделия, делают пробные экземпляры декоративных деталей — и это малая часть процессов реставрации. Все зависит от возраста, состояния и исторической ценности предмета. И уже после завершения реставрационных мероприятий комиссия принимает работу и оценивает качество.

Реставрируемые драгоценности из коллекции Иеремии Позье

Очевидно, что восстановление оригинального вида архивных предметов искусства требует ручного труда — некоторые сложные элементы создаются ювелирами. Однако современные реставрационные проекты уже нельзя представить и без высоких технологий. «Используются как традиционные методики и оборудование, так и уникальные новые технологии. Исследования и реставрацию проводят на наноуровне. Из новых технологий в работе применяют, например, лазерную сварку и очистку, микроплазму в вакуумной камере, керамически армированные композиты, которые отверждаются в ультрафиолете. В настоящее время сложно представить реставрацию и исследования без современных методик», — добавляет Игорь Малкиель.

 

Все реставрационные процессы связывает комплекс задач. Конечно, самая главная — восстановление оригинального вида предметов. Во время их исследования реставраторы не просто повторяют старинные техники, а пытаются определить алгоритмы методик, которые применяли в прошлые столетия. Научный подход к ювелирной работе позволяет также обнаружить неизученные и прежде необнаруженные детали, которые, например, помогают определить, кому принадлежала драгоценность, когда она была сделана и, естественно, кто ее автор.

Ювелирное достояние

Прямо сейчас в лаборатории Государственного Эрмитажа обретают новую жизнь такие исторические ценности, как императорские китайские золотые шпильки XVI–XVIII веков, которые «сотканы» из тончайшей проволоки, серебряная гробница Александра Невского, украшения Дюваля, Адора и Фаберже, собрание монгольских драгоценностей. Одни из самых заметных и обсуждаемых экспонатов из Бриллиантовой кладовой — творения Иеремии Позье. Любимый придворный ювелир трех русских императриц и автор Большой императорской короны был основоположником многих ювелирных техник, которые в будущем использовали другие мастера. Его коллекция насчитывает десятки предметов из драгоценных металлов и камней, реставрация пяти из них — табакерок с рубинами, с корзиной цветов, декорированной чеканными орнаментами, и с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, а также мушечниц с двуглавым орлом из зеленой эмали и изображением двуглавого орла из черной эмали — полностью завершится уже в октябре. 

«​​Позье филигранно владел многими ювелирными техниками и технологиями своего времени, что требовало усидчивости и мастерства. Во многом он был новатором и, безусловно, творческим человеком. Некоторые предметы и сейчас воспроизвести очень сложно», — уточняет Игорь Малкиель. Действительно, созданные в 1740–1760-х годах драгоценности утратили свой изначальный облик. Восстановить предметы в подлинном виде было сложно в том числе и из-за того, что они уже переживали первичную реставрацию: для их консервации использовали полимеры, клей, воск и олово, которые не дали украшениям разрушиться, но при этом нарушили оригинальную композицию материалов.

 
Реставрируемые драгоценности из коллекции Иеремии Позье

Реставрация творений Позье позволила расширить представление исследователей о том, насколько велик его вклад в развитие отечественного ювелирного искусства. Восстановительные процессы позволяют с точностью утверждать, что Иеремия работал со сложной закрепкой и подрезкой кастов (оправой для крепления драгоценных камней), удачно сочетал органические и неорганические материалы, мастерски управлялся с глухой, расписной и прозрачной эмалью, а также был великолепным гравировщиком декора. Кроме того, во время реставрационных мероприятий нашли новые детали в его изделиях. «Кроме фрагмента игральной карты в золотой коробочке для хранения мушек удалось обнаружить интересные технологические детали в других табакерках и мушечницах. Например, для закрепки бриллиантов в кастах использовали мягкие припои (олово и свинец), иногда природный воск. Зеркала в мушечницах покрывали серебряной ртутной амальгамой, которая в результате испарения ртути с годами разрушалась и отслаивалась», — добавляет Игорь Малкиель.

Неоспоримая помощь

Реставрация исторических ценностей — непростой процесс не только с точки зрения технического исполнения, но и ресурсов. Подобные инициативы во многом требуют поддержки и со стороны государства, и со стороны бизнеса. Для культурных институций определенно важно сотрудничество с теми, кто готов участвовать в организации реставрационных мероприятий. Так, восстановление драгоценностей Иеремии Позье проходит в рамках масштабной программы #вСветеPOSIÉ, запущенной весной 2024 года брендом Posié. Кроме того, владеющая им алмазодобывающая компания «Алроса» и Государственный Эрмитаж в этом году отмечают 20-летний юбилей партнерства, в рамках которого уже реализован ряд проектов.

Подобное сотрудничество, очевидно, интересно не только культурным институциям. Крупные компании в рамках таких партнерств доносят до потребителей свои ценности. «Posié изначально задумывался не только как коммерческий бренд, но и как культурно-просветительский проект, миссия которого — поддерживать возрождение богатого наследия русского ювелирного искусства и мастерства. И в этом смысле реставрационный проект с Эрмитажем, безусловно, является нашей гордостью. Он дает возможность погрузиться в ювелирную историю страны на глубину, которая доступна лишь в подобной синергии, и поделиться нашими открытиями с широкой аудиторией», — объясняет Ирина Морозовская, генеральный директор ювелирной группы «Алроса».

Концептуальная составляющая таких союзов не исключает финансового аспекта: реставрация драгоценностей — экономически затратный процесс, который требует определенных материалов и технологического оснащения. «В музее масштаба Государственного Эрмитажа намного больше ценностей, нуждающихся в реставрации, чем того, на что хватает финансирования. И не секрет, что некоторым изделиям приходится долго ждать своей очереди. Благодаря Posié появилась возможность восстановить драгоценные мушечницы и табакерки Иеремии Позье вне основной программы, а также обновить часть необходимого реставрационного оборудования в мастерской», — делится Ирина Морозовская.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+