К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Интервью с Ку-клукс-кланом: несколько главных принципов ненасильственного общения

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Общение, как и любое другое искусство, требует практики. Мы можем обогащать свои способы мышления, высказывания и взаимодействия, превращая свою речь в средство достижения гармонии, не задевая чувства других людей. Forbes Life публикует отрывок из книги «Поняли друг друга. Практика ненасильственного общения для любых целей» Орена Джея Софера, вышедшей в издательстве «МИФ»

Как Дэрил Дэвис встретился с Ку-клукс-кланом

Дэрил Дэвис — афроамериканский музыкант и автор песен, который провел первые годы своей жизни не в США. Только в возрасте десяти лет, в 1968 году, он обнаружил, что люди могут ненавидеть его за цвет кожи. Когда он маршировал вместе со своим отрядом бойскаутов в Массачусетсе, люди бросали в него камни и бутылки. Этот инцидент пробудил в нем интерес к исследованию отношений между людьми, который не ослабевал на протяжении всей его жизни. «Как вы можете ненавидеть меня, если совсем меня не знаете?» — удивлялся он.

Годы спустя, после выступления в «белом» баре в Мэриленде, к Дэвису подошел белый посетитель и сказал, что в первый раз «слышит, как чернокожий играет не хуже Джерри Ли Льюиса». Дэвис сказал ему, что Джерри Ли Льюис был его другом и что он учился играть у темнокожих музыкантов. Они продолжили беседу и со временем подружились. В итоге новый приятель сообщил Дэвису имена лидеров местного отделения ККК. Дэвис познакомился с ними и взял у них интервью для книги, которую в то время писал.

Книга «Поняли друг друга. Практика ненасильственного общения для любых целей»

Он расспрашивал об их взглядах на самые разные проблемы и внимательно слушал. Поначалу члены ККК не спрашивали Дэвиса о его мыслях, считая его «ниже» себя. Однако благодаря терпеливому доброжелательному общению и постоянным усилиям, направленным на создание искренней связи, они постепенно начали проявлять интерес к его видению мира. По-видимому, тепло и уважение к людям, свойственные Дэвису, пробудили те же качества в их душе.

 

В конце концов он подружился со многими членами ККК, чьи убеждения изменились после знакомства с Дэвисом. Некоторые покинули организацию и даже отдали ему свои балахоны и капюшоны. В процессе работы Дэвис убедил — посредством диалога и дружеских отношений —более 200 членов ККК выйти из организации. Хотя Дэрил Дэвис никогда не учился ненасильственному общению, он хорошо понимал силу намерения. Когда мы устанавливаем искренние отношения с людьми, становится возможной радикальная трансформация убеждений и представлений.

Разумный эгоизм (просвещенный интерес)

Намерение — самый мощный и трансформирующий ингредиент в диалоге. Оно формирует наше вербальное и невербальное общение, определяя направление разговора. Даже если вы больше ничего не вынесете из этой книги, надеюсь, вы все-таки усвоите, какую большую роль играет в вашем взаимодействии с другими намерение понять собеседника исходя из любопытства и участливого отношения к его потребностям.

 

Это стремление понять — основа радикальной перестройки мышления, которая лежит в основе нашей ориентации на диалог. Оно предполагает искоренение из нашего сознания чувства вины, готовности обороняться, желания контролировать или манипулировать и сосредоточение на создании такого качества связи между сторонами, которое способствует развитию отношений сотрудничества. Всё, чем я делюсь с вами в этой книге, направлено на достижение этой цели — формирование более тесных взаимосвязей и взаимопонимания между людьми.

Чтобы произвести эту перестройку, мы должны видеть недостатки наших привычных способов реагирования и значимость намерения понимать других, видеть его потенциал для трансформации, демонстрации творческого подхода и сохранения целостности. Два главных принципа помогают решить эту задачу. Первый пронизывает всю книгу: чем меньше обвинений и критики в наших словах, тем легче другим услышать и понять нас. Когда человек верит, что мы искренне заинтересованы в том, чтобы его понять, — что мы не занимаемся манипуляциями ради достижения собственных целей, не стараемся победить или доказать его неправоту, — он перестает строить защитные барьеры и начинает слушать, что мы говорим.

Принцип. Чем меньше обвинений и критики, тем легче другим нас услышать.

 

С этой точки зрения проявление любопытства и участливого отношения к другим отвечает нашим интересам. Если мы руководствуемся этим намерением, наши вербальные и невербальные способы общения дают понять собеседнику, что мы искренне заинтересованы в дискуссии, и в итоге это дает нам возможность услышать друг друга и наладить совместную работу.

Из этого вытекает второй принцип: чем больше взаимопонимания, тем легче работать вместе и находить нестандартные решения. Это кажется очевидным, однако мы часто упускаем из виду такую простую истину. Понимая глубинные мотивы, обусловливающие желания каждого из нас, мы можем наладить сотрудничество.

Принцип. Чем больше взаимопонимания, тем легче работать вместе и находить нестандартные решения.

Мы запрограммированы природой радоваться, когда мы отдаем, и сопереживать страданиям других. Помогая другим, мы получаем незабываемый жизненный опыт. Этот естественный порыв — неиссякаемый источник доброты, скрытый глубоко в душе человека.

Поскольку мы с радостью отдаем и сопереживаем страданиям, мы инстинктивно стремимся помочь, когда хорошо понимаем друг друга. Если я действительно понимаю, что у тебя на сердце, почему тебе нужно получить желаемое, я всей душой стараюсь найти путь к взаимодействию.

 

Когда я могу помочь тебе понять, почему что-то крайне важно для меня, происходит смена приоритетов и появляется больше возможностей и готовности сотрудничать. (Достаточно вспомнить случаи, когда вы поначалу говорили «нет» в ответ на просьбу, но позднее, разобравшись в ситуации, соглашались это сделать.)

Такой подход к конфликту лежит в основе ненасильственного сопротивления. Обращаясь к человечности наших собратьев, мы становимся более сильными, цельными и искренними. Этот принцип лежал в основе учения Ганди и движения за гражданские права, и им же руководствовался Розенберг, называя свой метод «ненасильственным общением». Использование этого подхода не означает, что мы демонстрируем пассивность, не можем заставить себя уважать или отстоять свои убеждения. Культивирование намерения понимать делает нас более эффективными, усиливая духовную связь между нами.

Другой взгляд на мир

Истории Дэвиса и многих других, кто встречает ненависть, расизм и нетерпимость с любовью, говорят о другом видении мира. Именно этот взгляд на мир пытался найти Розенберг, задавая вопросы о природе сострадания и насилия. Это видение зависит от нашей способности рассмотреть человечность друг в друге, увидеть за нашими разногласиями нечто более существенное и важное.

Все действия человека — это попытки удовлетворить свои основные потребности. В основе наших поступков, предпочтений, убеждений и желаний лежит стремление удовлетворить определенные потребности — физические, духовные и так называемые отношенческие: потребности в отношениях, в привязанности. Все мы нуждаемся в безопасности, принадлежности к какой-либо группе, привязанности и сострадании. У нас есть потребность в ощущении смысла жизни, сотрудничестве, творчестве или мире.

 

Эту идею можно найти во многих религиозных, духовных и созерцательных (медитативных) традициях, а также в поведенческих и социальных науках. В буддизме об этом говорится весьма лаконично: «Все существа хотят быть счастливыми». Правильность этой житейской мудрости поразила меня сразу, как только я ее услышал. Представление о том, что такое счастье, у каждого свое, оно может меняться день ото дня, но в основе его лежит попытка удовлетворить наши потребности.

Принцип. Все наши действия направлены на то, чтобы удовлетворить ту или иную потребность.

Помнить об этом взгляде на вещи необходимо для того, чтобы действовать исходя из любопытства и участливого отношения к другим. Наше видение мира порождает намерение. Что бы ни происходило, мы можем проявлять любопытство в отношении глубинных человеческих потребностей и ценностей, лежащих в основе наших слов или поступков. Когда мы понимаем друг друга на уровне потребностей, мы обнаруживаем, что у нас больше сходств, чем различий. Это, в свою очередь, запускает позитивный цикл генерирования взглядов, намерений и опыта.

Сила этого подхода в том, что он не ограничивается нашими близкими отношениями. Независимо от того, хотим ли мы провести время в обществе друга, или сотрудничать с коллегой, или выстроить иную коалицию, наше искреннее намерение понять другого помогает устанавливать контакт или расширять общение (ради него самого или для удовлетворения наших потребностей).

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+