К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых

Иллюстрация Дарьи Рычковой
Иллюстрация Дарьи Рычковой
Мнение о том, как воспитывать ребенка, может быть разным у родителей и самих детей. Ученица «Хорошколы», автор проекта «Как противостоять манипуляциям?» 11-летняя София Валиуллина специально для Forbes Life рассказала о своей задумке и о том, как взрослым лучше общаться с поколением альфа, чтобы быстрее находить общий язык

В основу этого манифеста легли материалы проекта Софии Валиуллиной «Как противостоять манипуляциям?», созданного для учеников 4-х классов московской «Хорошколы». Он был призван научить сверстников различать манипуляции такими чувствами, как страх, вина и стыд, — и предложить им эффективные приемы и инструменты защиты против них, а также повысить эмоциональную грамотность детей и укрепить уверенность в себе.

Проект начался с личного опыта Софии, открывшей для себя важность темы манипуляций в повседневной жизни: во время просмотра мультфильма «Три богатыря и Тугарин змей» она обнаружила у персонажей яркие примеры психологических манипуляций — и это вдохновило ее на создание спецкурса по их распознаванию. При подготовке проекта команда, состоящая из родителей и экспертов, просмотрела более 150 фильмов и популярных мультфильмов и подготовила около 300 кратких видео с примерами.

Например, чтобы проиллюстрировать манипуляцию чувством страха, София обратилась к фильмам о Гарри Поттере, чувством вины — к сериалу «Вендсдей», а примеры манипуляций стыдом обнаружила в эпизодах из «Пиратов Карибского моря». В будущем София планирует расширить проект, включив старшеклассников и адаптировав материалы для подростковой аудитории, и даже создать свой онлайн-курс по защите от манипуляций. Специально для Forbes Life София написала колонку о том, как взрослым лучше понимать современных детей. 

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Мы цифровое поколение, и это круто!

С самого раннего детства технологии стали неотъемлемой частью моей жизни. Мне легко использовать смартфон, планшет и ноутбук — это так же естественно, как играть с собакой. Мой первый гаджет, детский планшет, появился у меня в три года: сначала родители учили меня регулировать экранное время, теперь я это делаю самостоятельно. Для нас технологии — это не просто игры и развлечения. Мы используем их для обучения и саморазвития. А благодаря интернету я нашла множество полезных материалов по психологии, что помогло мне создать свой проект по защите от манипуляций.

Совет для взрослых: если вы хотите наладить контакт с ребенком из поколения альфа, не бойтесь использовать с нами гаджеты. Интерактивные образовательные приложения, онлайн-курсы, видеоуроки — все это делает обучение веселым и увлекательным. Мы готовы учиться и развиваться, если информация подана интересно и с помощью современных технологий.

 

Нам нужны ваше внимание и поддержка

Несмотря на нашу самостоятельность и умение быстро осваивать новые технологии, мы все еще дети, и нам важно чувствовать, что мы не одни. Например, когда я работала над проектом по защите от манипуляций, моя семья стала моей главной поддержкой и опорой. Мама и папа помогали мне, обсуждали со мной идеи и участвовали в подготовке материалов. Это не только дало мне уверенность в своих силах, но и показало, что я могу рассчитывать на поддержку близких. У нашей семьи есть девиз, который меня очень вдохновляет в поисках, — Quaerite et invenietis (в переводе с латыни «ищите и найдете»). Идея в том, чтобы не останавливаться, а все время искать, например, ответ на волнующий вас вопрос или потерянную вещь, или новых друзей. Главное, все время действовать, а не только размышлять.

Совет для родителей: старайтесь уделять время своим детям, быть рядом в моменты, когда они в этом особенно нуждаются. Показывайте, что их проблемы и идеи вам важны. Будьте готовы выслушать и поддержать их.

Мы сталкиваемся с манипуляциями каждый день

Однажды в разговоре со мной папа сказал, что они с мамой использовали манипуляцию, чтобы заставить меня убраться в своей комнате. Это стало для меня шоком. Я поняла, как часто дети сталкиваются с манипуляциями — от друзей, учителей, даже от родителей. Это подтолкнуло меня к созданию моего проекта по защите от манипуляций. Я начала изучать психологию, искать способы, как можно распознать манипуляции и противостоять им.

 

Я узнала, что манипуляции часто связаны с такими чувствами, как страх, вина и стыд. Например, когда тебе говорят: «Если ты не сделаешь это, я перестану с тобой дружить», — это манипуляция чувством страха. Или когда тебя стыдят за плохие оценки перед классом и потом заставляют что-то сделать — это манипуляция чувством стыда.

Совет для родителей: не манипулируйте нами. Постоянные манипуляции, особенно чувством стыда, снижают нашу самооценку и уверенность в себе. Это сказывается на учебе и отношениях с близкими. Что, в конечном счете, может даже привести к проблемам со здоровьем.

Нам нужно пространство для самовыражения

Мы любим самовыражаться и быть уникальными. Когда я начала работать над своим проектом, я поняла, как важно иметь возможность реализовывать свои идеи и находить интересные решения. В процессе я создала красочные презентации, использовала фрагменты мультфильмов и фильмов, чтобы наглядно показать примеры манипуляций. Подготовила множество задачек и сценок для отработки защиты от манипуляций, чтобы школьники могли учиться играя.

Совет для учителей и родителей: поддерживайте креативность и индивидуальность детей. Давайте им возможность самостоятельно выбирать темы для проектов, участвовать в обсуждениях и принимать решения. Поощряйте их интересы, даже если они вам кажутся необычными. Например, мой папа не понимал, почему я занимаюсь квадробикой, а не нормальным спортом (квадробика — вид физической активности, при которой дети имитируют движения животных, такие как прыжки, бег и стойки, с обязательным одеванием звериных масок, хвостов и лапок — Forbes Life). Но в итоге поддержал и даже предложил создать секцию. Я отказалась, но подход оценила.

Мы хотим делиться своими знаниями

Проведение семинаров по моему проекту в школе показало, что дети моего возраста готовы учиться и делиться своими знаниями. В школе я провела презентации по защите от манипуляций для 4-х классов, и интерес был огромный — ученики подходили ко мне после уроков, спрашивали совета и делились своими историями. Это дало мне чувство гордости и уверенности в том, что я делаю что-то важное и полезное.

 

Совет для взрослых: привлекайте детей к обучению не только как слушателей, но и как участников создания контента. Дайте им возможность вести уроки, организовывать мероприятия, делиться своими знаниями с другими. Это не только развивает их навыки общения и уверенность в себе, но и помогает лучше усвоить материал.

Нам нужны нескучные примеры и реальные истории

Когда я разрабатывала свой проект, я поняла, что детям легче понять сложные темы через смешные примеры и настоящие истории. Для того чтобы сделать презентации доступными и интересными, я использовала известных персонажей из мультфильмов и фильмов. Например, сцены с конем Юлием из мультфильма «Три богатыря», с Джеком Воробьем из «Пиратов Карибского моря» или с Зеленой Брезгливостью из мультфильма «Головоломка». Всего мы просмотрели более 150 картин и подготовлили более 300 роликов, чтобы показать наглядно примеры чувств (страх, вина и стыд), а также как работает манипуляция и как от нее можно защититься.

Совет для преподавателей: используйте истории, примеры из жизни, персонажей из книг и фильмов для иллюстрации сложных тем. Это поможет детям лучше понять материал и сделать его более интересным. Вовлекайте их в обсуждение, задавайте вопросы, придумывайте сценки, чтобы стимулировать их мысли и чувства.

Поколение альфа — это активные, любознательные дети, готовые к обучению, если оно подано увлекательно и с уважением к нашим интересам и особенностям. Важно понимать, что мы нуждаемся не только в технологиях, но и в эмоциональной поддержке, внимании и возможности самовыражения.

 

Я верю, что совместными усилиями мы можем создать мир, в котором каждый ребенок чувствует себя защищенным, понимающим свои эмоции и уверенным в себе. Мир, где технологии используются для обучения и развития, а не только для развлечения. Мир, где манипуляции распознаются и не имеют силы.

Это непростая задача, но я уверена, что с поддержкой родителей, учителей и друзей мы справимся. Ведь главное — это искренность, уважение и желание понять друг друга. И тогда у нас все обязательно получится. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+