Держать удар: что такое «экванимити» и как бизнесмены ищут опору в невозмутимости
В Национальной портретной галерее Великобритании висит необычное голографическое изображение королевы Елизаветы Второй под названием Equanimity («Невозмутимость»). Именно такой чертой, по мнению многих, славилась королева. Equanimity — не просто один из синонимов невозмутимости, спокойствия и хладнокровия, но и концепция саморазвития, которая в последние годы становится все более востребованной как в качестве бизнес-стратегии, особенно в области предпринимательства и инвестирования, так и в личностном росте при работе со своими эмоциями и поведенческими паттернами. Если майндфулнес (осознанность) — это способность быть сосредоточенным на текущем моменте, уделяя ему 100% внимания, то экванимити — это умение сохранять внутреннее спокойствие и равновесие независимо от внешних обстоятельств и эмоциональных переживаний.
Само слово происходит от латинских aequus (ровный), и animus (дух). Есть и определение, которое дают исследователи: «Экванимити — беспристрастие — можно определить как состояние ума, характеризующееся спокойствием и невозмутимостью в ответ на любые переживания — приятные, негативные или нейтральные». Практика беспристрастности не дает чрезмерно захватывать себя внешним обстоятельствам: экванимити позволяет воспринимать все неприятности, которые с нами происходит, как данность, принимая их», — отмечает психотерапевт и автор The Little Book of Calm Аарон Балик.
Такая невозмутимость связана с неотождествлением с эмоциями и привязанностями, позволяя практикующему сохранять равновесие и равнодушие к положительным и отрицательным событиям.
Экванимити — термин, заимствованный из буддийской концепции невозмутимости упеккха — не индифферентности в смысле безразличия к другим, а устойчивости перед колебаниями внешних обстоятельств. Еще у древних греков был близкий по значению термин «атараксия». Речь идет о навыках эмоциональной регуляции — возможности произвольно влиять на интенсивность переживаний и рационально себя вести в их присутствии, рассказывает Forbes Life нейропсихолог, специалист в области диагностики когнитивного статуса Станислав Подкин.
Понятие экванимити имеет ряд сходство с учениями стоиков, но основное отличие состоит в том, что оно слабо концептуализировано и не имеет четкого философского определения. «Логично задуматься, почему появилась мода и интерес к этому понятию, — рассуждает философ, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН Александр Санженаков. — Это обусловлено тем, что этические и экзистенциальные проблемы никуда не исчезли, а прежние методы уже все испробованы, хотя и не исчерпаны».
Экванимити пересекается и со скептицизмом — в частности, в умении критически оценивать жизненные ситуации, избегая субъективных искажений, которые приносят лишние страдания и тревогу. Цель скептицизма, согласно римскому философу Сексту Эмпирику, — «...достижение невозмутимости в вещах, подлежащих нашему мнению, и умеренность в том, что мы вынужденно испытываем». Логика здесь такая: людям будто известно, в чем заключается их благо и зло. Но если принять, что это ошибочное представление, то человек обретет гармонию, «бестревожность».
Экванимити в бизнесе
Теодор Драйзер в произведении «Финансист» писал: «Сколько всяких ходов и выходов в этом финансовом мире! Целый лабиринт подземных течений! Немного прозорливости, немного сметки, немного удачи, время и случай — вот что по большей части решает дело». Эта мысль становится особенно актуальной в свете современных реалий, далеко не только в мире финансов. Исследование, в котором приняли участие более 1300 сотрудников компаний, говорит, что многие лидеры часто теряются под давлением и не могут проявить необходимую гибкость и скорость для принятия решений.
При этом реакция лидера в любой непредвиденной ситуации имеет критическое значение для всей организации. Если лидер остается спокойным, его спокойствие транслируется и дальше, позволяя легче преодолевать кризисы. Исследование также показало, что в трудной ситуации 53% лидеров становятся более сосредоточенными и контролирующими, но при этом, увы, не открытыми к новым решениям, а 45% — более эмоциональными или же подавленными.
Обширный список бестселлеров на Amazon свидетельствует о растущем интересе предпринимателей к концепции экванимити.
Так, книга «Экванимити: дневник CEO в кризис» описывает опыт выживания бизнеса во время пандемии, представленный предпринимателем Саймоном Лесли, основателем одной из крупнейших медиакомпаний в туристическом бизнесе.
Издание «Экванимити: покорение вершин предпринимательства» представляет собой вводный курс к программе, обучающей предпринимателей применять принципы беспристрастности в бизнесе и получать прибыль. Прошлогодний бестселлер Amazon «Лидерское экванимити: новый супернавык лидеров» предлагает руководителям компаний использовать невозмутимость для восстановления своей энергии, улучшения самочувствия и нейтрализации стресса, чтобы избежать выгораний, которые часто случаются в предпринимательской среде.
Стив Воленхаус, глава и владелец Weatherology, мирового лидера в области предоставлении метеорологических данных и услуг, в своей книге «Анатомия успеха: четыре принципа экванимити» рассказывает о путях его достижении. Одна из главных идей автора — современный мир чрезмерно «зациклен» на материальных благах как его мериле, а по-настоящему успешный человек должен гармонично развивать все стороны своей жизни.
Еще один хит — «Смена парадигмы: как развивать экванимити в условиях рыночной неопределенности» — дает советы новому поколению онлайн-трейдеров о том, как применять экванимити в работе: получать прибыль, но при этом сохранять физическую и эмоциональную стабильность.
Есть притча, очень популярная в среде бизнес-коучей, о бедном крестьянине, к которому однажды неожиданно заскочил конь невероятной красоты. «Ты везунчик!» — воскликнули соседи. «Возможно», — пожал плечами крестьянин. Через какое-то время сын крестьянина сломал ногу, пытаясь прокатиться на жеребце. «Эх, как не повезло», — посочувствовали соседи. «Возможно», — ответил крестьянин. Через несколько дней в деревне появились посланники правителя. Тот начал войну и приказал мобилизовать всех молодых здоровых людей. Только сын крестьянина остался дома. Как он отнесся к поздравлениям соседей? «Возможно…» — ответил молодой человек.
В бизнесе экванимити — одна из стратегий лидерства и риск-менеджмента. Как пишет американский Forbes, в условиях стресса, вызванного нестабильной средой, предприниматели и лидеры должны развивать невозмутимость — что не означает подавления эмоций или проявления безразличия; скорее она включает осознание того, как эмоции влияют на наши решения.
Легендарный инвестор Рэй Далио известен тем, что однажды потерял все, а потом, по его признанию, «благодаря тому, что изменил мышление» заработал еще больше. Много лет он входит в списки богатейших людей мира, а клиенты доверяют ему в управление суммарно около $100 млрд. Принимать решения бизнесмену как раз помогает спокойствие и хладнокровный подход, эти качества он практикует во время особой медитации. В своей книге «Принципы» он рассказывает, что трансцендентальная медитация не делает упор на дыхании и теле, а учит ум быть в спокойном, невозмутимом состоянии.
Хладнокровие помогает избежать ненужных конфликтов, которые могут мешать предпринимателям. Однажды вечером древнегреческого философа Архелая случайно окатили водой, когда он гулял с друзьями. Было уже темно, хулиганы перепутали его с другим человеком. Приятели Архелая стали призывать наказать виновных, но он спокойно ответил: «Облили не меня, а того, другого», тем самым остановив зарождающуюся вражду.
Экванимити в общении с людьми и отношении к жизни
Каждый человек развивается в определенной культуре, которая устанавливает, что считается нормативным проявлением эмоций. Психика представляет собой механизм адаптации биологических особенностей человека к культурным нормам, принятым в его социуме.
«Сегодня мы живем в условиях, несопоставимых с теми, к каким нас готовила эволюция, а многое из того, с чем нам приходится сталкиваться, имеет символическое значение: часто в событиях и понятиях нет прямой биологической значимости, и это похоже на попытку запустить новейший софт — психику, сформированную в комплексных условиях современной жизни, на устаревшем «железе» — древних структурах головного мозга. Подобное сочетание может давать сбои. Нервная система каждого человека работает по-своему. У людей может быть разный темперамент — у кого-то эмоции интенсивнее и возникают в ответ на большее количество событий, кто-то от природы более спокоен и менее эмоционален», — рассказывает нейропсихолог Станислав Подкин.
Эмоции сами по себе нормативны: они являются неотъемлемой частью жизни человека, но культурные различия определяют степень их проявления: так, в японской культуре существует мораторий на внешнее выражение переживаний, поэтому японец может восприниматься извне как достаточно «непробиваемый» и хладнокровный человек. По словам Подкина, психика подавляет проявление эмоций в целях адаптации к культурным условиям. Но, например, в странах Латинской Америки отношение к эмоциям совершенно другое: подавление будет восприниматься скорее негативно.
На самом деле экванимити — не национальная черта или традиция. Те, кто практикует этот подход, подчеркивают, что такое отношение должно проявляться не только к негативным событиям, но и к позитивным ощущениям. Если оставаться спокойным и невозмутимым только лишь во время неприятностей, то человек не получит желанного морального равновесия. Следует так же спокойно воспринимать и приятные вещи — иначе человек начинает стремиться только к ним, всеми способами избегая трудностей на пути.
Подход экванимити может быть интересен родителям и воспитателям: по статистике, дети в одной семье (братья и сестры) ругаются каждые 17 минут. Также есть исследования, которые показывают, что молодые люди, которые используют инструменты для тренировки беспристрастности, испытывают меньше стресса и имеют более низкое кровяное давление.
Не стоит расслабляться: как не перепутать невозмутимость и отрешенность
Вместе с тем то, что извне выглядит как хладнокровие или возможность «держать удар», может быть признаком, вызывающим настороженность.
«Люди, сталкивающиеся с травматичными событиями, могут диссоциироваться, то есть приходить в состояние деперсонализации. Разум будто бы отделяется от физической оболочки, и люди начинают воспринимать себя со стороны, часто они говорят: «Моя жизнь — как сон», «Я — робот, все делаю механически», — предупреждает Подкин. — Это состояние отчужденности разума от тела и эмоций, поэтому эмоции не оказывают прямого влияния на поведение и физиологические проявления стресса (как эустресса, так и дистресса) — человек выглядит хладнокровным и безэмоциональным. Но такое состояние для человека тягостно — оно включено в основные рубрикаторы ментальных нарушений», — рассказывает врач.
Действительно, хотя польза спокойствия для организма человека хорошо известна, есть ситуации, в которых надо заранее «напрячься». Иногда безразличие сложно назвать разумной стратегией. Принцип экванимити — это не жизнь без эмоций. Не депрессия, не апатия, не ощущение отрешенности от всего происходящего и будущего. Важно отслеживать, не ведет ли хладнокровие к нигилизму, который подразумевает бессмысленность эмоций, а последователи этого учения скорее отрицают их, а не контролируют.
Известный американский писатель, мастер медитации и популяризатор буддизма Джек Корнфилд (работал в медицинской команде в долине реки Меконг, где познакомился с буддистскими монахами, а по возвращению в США открыл центры медитации в нескольких штатах. — Forbes Life) говорит о том, что одним из самых серьезных врагов экванимити является равнодушие. Человек, который не переживает по поводу событий и не обращает на них внимания, внешне выглядит спокойным и даже может ощущать внутреннее спокойствие. Но на самом деле источник равнодушия — страх. Экванимити предполагает сбалансированное вовлечение во все аспекты жизни, открытость и к хорошему, и к плохому, к радости и боли.